Учёные откопали древнее цветковое растение

Доисторический «цветок» относится к эвдикотам, сформировавшим 75% сегодняшнего разнообразия покрытосеменных растений. Последних на планете более 250 тысяч видов, и они доминируют в большинстве экосистем суши (фото Hongshan Wang).

Хорошо сохранившуюся окаменелость доисторического растения обнаружили палеобиологи из США и Китая. Находка отодвигает вглубь веков всплеск разнообразия покрытосеменных растений.

Останки были выкопаны в Исяньской формации (Yixian Formation), принадлежащей к уникальной и активно изучаемой биоте Цзэхол (Jehol Biota).

Древнее растение, отпечатавшее в куске алеврита, причислили к новому роду и назвали Leefructus mirus. Имя составное: Lee – по фамилии первооткрывателя окаменелости Шимина Ли (Shiming Li), fructus означает плодоносящий, mirus – от mira, что на латыни «красивый».

Высота растения – 16 сантиметров. По внешнему виду оно напоминает современный лютик: такие же тонкие стебли и трёхдольные листья. В камне также сохранился отпечаток плода и неплодоносного побега.

Открытие добавляет данных в копилку знаний учёных о ранней истории цветковых растений. Оно показывает, что их диверсификация произошла раньше, чем полагали биологи, – примерно 125-127 миллионов лет назад, в начале мела. Возраст нынешнего растения оценивается в 123-126 млн лет. Это самый ранний полный эвдикот. До него находили лишь более древнюю пыльцу.

Находка, возможно, разрешит давнее противоречие, высказанное Дарвином. Автор эволюционной теории, как известно, требующей время на «рождение» новых видов, не мог объяснить, как мог произойти всплеск разнообразия. Новая находка добавила цветковым растениям достаточно большой отрезок времени.

Значимость находки подтверждает тот факт, что статья, которая вскоре появится в Nature, будет вынесена на обложку журнала (фото Nature).

Учёные нашли древнее создание с щупальцами

29 марта 2011

В Южной Америке обнаружен саблезубый вегетарианец

25 марта 2011

Палеонтологи обнаружили органические останки древнего белка

23 марта 2011

В Испании обнаружен гигантский непрыгающий кролик

22 марта 2011

Найдено первое питающееся через кожу позвоночное

3 марта 2011
  • Юрий Шитиков  2 апреля, 02:04
    «Новая находка добавила цветковым растениям достаточно большой отрезок времени.»...???
    А на мой взгляд, наоборот, отнесение диверсификации в прошлое ОТНИМАЕТ «отрезок времени», равный разнице в прежней и нынешней датировках. Я чего-то не понимаю?
  • Юлия Рудый  2 апреля, 10:56
    Ранее считалось, что покрытосеменные широко распространились и развились в среднем меле (примерно 100 млн. лет), теперь же речь о раннем меле .