Открыто положительное влияние термитов на урожай пшеницы

Учёные в процессе подсчёта тоннелей термитов (фото Theo Evans, CSIRO Entomology).

В 2006 году австралийские учёные распылили инсектициды над полями нескольких ферм. К 2008 году стало ясно, что урожай зерновых оказался почти на треть выше на тех территориях, где агрономы не пытались избавиться от насекомых. Теперь биологи объяснили, почему так получилось.

Учёные из университета Сиднея и австралийской исследовательской организации CSIRO обнаружили, что за два года на обработанных полях количество вырытых термитами тоннелей уменьшилось вдвое. Причём большая часть старых, не поддерживаемых насекомыми коридоров обрушилась.

Также учёные выяснили, что использование инсектицидов влияет на содержание азота в почве (снижает в среднем на 70%). В статье, вышедшей в Nature Communications, авторы работы отмечают, что из-за всех этих изменений урожай пшеницы на обработанных полях упал (на нетронутых химикатами он был выше на 36%).

Объяснение данному феномену учёные дают очень простое: насекомые, обитающие в почве, роют многочисленные тоннели. Они одновременно рыхлят землю, предоставляя подход воде, и обеспечивают растения столь необходимыми им соединениями азота (в данном случае продуктами жизнедеятельности бактерий, проживающих во внутренностях термитов).

В прохладном и влажном климате эту работу выполняют дождевые черви, но в засушливых районах Австралии, Африки и Южной Америки они жить не могут.

Вывод напрашивается сам собой: намеренно разводить термитов и муравьёв не обязательно, но хотя бы не стоит мешать тем, что уже поселились на близлежащих территориях. По крайней мере, если насекомые не поедают сам урожай (в данном исследовании наблюдаемые виды термитов питались жнивьём, но не зерном пшеницы).

У приматов обнаружен необычный цикл пищеварения

1 апреля 2011

Осы научились применять полёт как нелетальное оружие

30 марта 2011

Биологи впервые создали в пробирке полноценную сперму

25 марта 2011

Исследователи срастили нервные клетки и микротрубки

22 марта 2011

Исследовано противораковое действие брокколи

14 марта 2011
  • Семён Воловник  1 апреля, 19:42
    Термиты практически не едят зерно. Их пища — целлюлоза. Обычно это мертвая древесина, сухие стебли кустарников, трав (в том числе солома) и т.п.
  • Александр Вихров  1 апреля, 19:53
    Вывод, конечно, интересный. Вы знаете, как они жрут дерево в хозяйственных постройках? Как их не травить?
  • Алексей Заикин  1 апреля, 21:38
    Обрабатывать инсектицидами сами постройки, а не поля на километры вокруг
  • Юлия Рудый  2 апреля, 01:13
    Они иногда ещё книги уничтожают :)
  • Семён Воловник  1 апреля, 23:01
    Правильнее сделать так, чтобы они не проникали в постройки. Нужны глубокие бетонные пояса по периметру фундамента и прочие технические хитрости. Разработки сделаны давно.
  • Александр Вихров  2 апреля, 06:29
    Спасибо. Они еще летать умеют. И даже по водопроводным трубам в жилище забираются.
  • Семён Воловник  2 апреля, 09:24
    Летать умеют, но жить вне почвы — нет. Залетев в строение, самка не может основать гнездо. А по трубам и прочим коммуникациям — да, тут они вполне могут. Но затравливать из-за этого поля вокруг — как-то чересчур. Дешевле и безопаснее локальные действия. Комары вот тоже досаждают, но уже давно никто не обрабатывает ядохимикатами реки и озёра, где они плодятся.
  • Александр Вихров  2 апреля, 10:20
    Да земли вокруг дома достаточно. Тем более, что Австралия находится в тропическом и субтропическом поясах, так что деревянные дома — вещь обыденная. Ну и кирпичные многоэтажки, как правило только в сити бизнес-центрах. А дальше собственные участки земли, где выше 2-х этажей строить не разрешают.