Австрийцы построили крупнейший квантовый регистр

Учёные сумели не только задержать в одной ионной ловушке сразу 14 атомов, но на некоторое время запутали их между собой (фото Universität Innsbruck).

Физики из университета Инсбрука добились контролируемой квантовой сцепленности сразу для 14 кубитов. Авторы работы называют это мировым рекордом.

Крупнейший когда-либо созданный квантовый регистр был построен из 14 атомов кальция, размещённых в ионной ловушке. Манипуляции с кубитами выполнялись при помощи лазера. Так австрийские специалисты показали один из возможных путей создания работоспособного квантового компьютера.

Авторы опыта полагают, что он послужит продвижению в понимании самого состояния квантовой сцепленности для ансамбля из нескольких кубитов.

В частности, учёные пронаблюдали за декогеренцией (разрушением квантовой сцепленности) различного числа атомов и показали, что скорость распада состояния запутанности пропорциональна квадрату числа частиц. (Детали эксперимента можно найти в пресс-релизе университета и статье в Physical Review Letters.)

В своей ионной ловушке учёные из Инсбрука уже научились удерживать до 64 частиц одновременно, но пока для такого большого числа кубитов квантовой сцепленности добиться не удалось (над этим исследователи ещё работают).

Модель машины времени показала отсутствие парадоксов