Японцы использовали бактерию вместо зубной пасты

В тёплых и влажных условиях человеческого рта постоянно проживает порядка 700 видов бактерий. Жизнедеятельность показанных здесь представителей Streptococcus mutans — одна из основных причин разрушения зубов (фото Hidenobu Senpuku/National Institute of Infectious Diseases).

Способ борьбы с кариесом средствами самих микроорганизмов придумали учёные Страны восходящего солнца. Образование налёта и дальнейшее ухудшение состояния зубов они предотвратили при помощи фермента полезной бактерии.

S. mutans образует на поверхности зубов биоплёнки и преобразует сахарозу в молочную кислоту, которая создаёт в ротовой полости кислую среду, в результате чего разрушается зубная эмаль. В 2009 году стало известно, что другая бактерия (S. salivarius) каким-то образом подавляет образование биоплёнок S. mutans. Этим знанием и воспользовались Хиденобу Сенпуку (Hidenobu Senpuku) и его коллеги из Национального института инфекционных заболеваний (NIID).

Учёные разделили и исследовали белки, производимые S. salivarius, затем каждое соединение добавили в колонии S. mutans. В результате лучшим подавителем роста биоплёнок кариозной бактерии был выбран фермент FruA. Это вещество расщепляет сложные сахара на более простые составляющие.

На этом японцы не остановились и изучили FruA, производимый плесневелым грибом Aspergillus niger. Оказалось, что он, несмотря на отличия в строении, так же эффективен, как и его бактериальный собрат.

Правда, повышать содержание сахарозы в среде до бесконечности невозможно: при превышении определённого уровня FruA уже не спасает. На практике это означает, что потребление сладостей всё же придётся ограничить.

Подробнее обо всех этапах исследования можно прочитать в статье, вышедшей в журнале Applied and Environmental Microbiology (PDF-документ также можно скачать здесь).

Сенпуку со товарищи считают, что полученные ими данные помогут создать новую зубную пасту. Однако с конечным продуктом ещё придётся повозиться: необходимо сделать так, чтобы он был эффективен вне зависимости от условий использования.

Медики придумали нанотехнологическую защиту от аллергии на никель

4 апреля 2011

Генные инженеры создали новое оружие против ВИЧ

28 марта 2011

Исследователи срастили нервные клетки и микротрубки

22 марта 2011

В Канаде созданы биоразлагаемые антираковые наночастицы

21 марта 2011

Исследовано противораковое действие брокколи

14 марта 2011
  • Рустэм Рахимов  5 апреля, 07:20
    Сомнительное будущее у таких разработок. Так сказать ассоциации стоматологов не дремлят и не допустят снижение своих доходов.
  • Юлия Рудый  5 апреля, 10:42
    Да. Но свой доход не хотят упускать и производители зубных паст :)
  • Алексей Заплатин  5 апреля, 08:19
    Мне кажется я эту новость уже слышал. Не один год назад.
  • Сергей Смирнов  5 апреля, 10:20
    Ну да — почистил зубы — и все — до вечера не ешь. Потом еще вечером почистил — и до утра тоже... :-)))
  • Юрий Новиков  5 апреля, 11:12
    Возможно — изменить микрофлору в полости рта — вещь интересная — Но!
    Менят микрфлору даже не собираются, собираются в пасту ферменты домешивать? Фи.
    Кариес это «инфаркт» зуба — бактерии «едят» только мертвую ткань зуба!

Первичен — асептический некроз ткани зуба. возможно на фоне биомеханических перегрузок.

• Сергей Смирнов  5 апреля, 12:36
    Я может не понимаю биохимию этих процессов, но мне кажеться, что микробы не «едят» мертвую ткань зуба (я имею ввиду в существующем контексте статьи) — микробы перерабатывают некую субстанцию, и на выходе получается другая субстанция, которая негативно влияет на эмаль зубов (аналог — запах тухлых яиц — это разложением микробами яичного желтка/белка — на выходе газы и пр.). Или я не прав?
  • Леонид Попов  5 апреля, 13:11
    Явно же сказано — вредные бактерии вырабатывают кислоту, а уже она разрушает эмаль. И кислоте, кажется, всё равно — что там с зубом происходит — действие число химическое. А влиять на микрофлору — дело бесполезное. И потом такими опытами можно всё испортить, так как в ротовой полости обычно существует некий баланс, выработанный эволюцией.
  • Сергей Смирнов  5 апреля, 13:16
    Вот и об этом же :-)
  • Юрий Новиков  11 апреля, 19:14
    коррозия под воздействием кислот дело конечно тонкое — только что то мне подсказывает что фигня эта теория кислоты — когда зуб здоров никакая кислота его не берет. Вообще всегда нужно помнить о том, что выпив культуру холерного вибриона можно и не заболеть.

Уж ежели задаться целью бороться с «кариесными» бактериями — так нужно наверное не снижать регулировать численность возбудителя — а как то радикально ( хоть в опыте) стерилизовать полость рта именно от этого вида бактерий и поглядеть что будет. Или посмотреть субпопуляцию лиц с природной санацией — у них что микрофлора отличаетс?

• Илья Лягин  7 апреля, 21:40
    Японцы отжигают!.. Бегло пролистал. Ощущение большой работы, выполненной совершенно бездумно какими-то студентами двоешниками... «Monosaccharide concentration was defined using the method of Bradford» © — это ахтунг какой-то (стр.1573, правая колонка)... Или ферментативна активность в мг/мл (рис.3а)...
    По теме: химическое оружие первыми изобрели отнюдь не люди... Задолго до появления динозавров микроорганизмы уже вовсю вели войну между собой за место под солнцем. Так чего удивлятся, что один штамм подавляет другой?.. По этому, конечно, вопрос и неопределенность, т.к. в статье смотрели только образование биопленки, не обсуждая ситуацию в жидкой фазе... Про панацею: свято место пусто не бывает, избавишься от одних м/о — придут другие... круговорот... ))
    С уважением.
  • Сергей Пономарев  8 апреля, 22:42
    Действительно, подобную новость слахал где-то в 2000м г. А с 2007го активно использую (не сочтите за рекламу, но пока о доугих не слыхал) зубную пасту Rocs. Там тоже фермент, препятствующий образованию биопленок. Правда они не делятся секретом его получения, и их можно понять:-)
  • Интересно если в гетто сказать «Aspergillus niger» какова будет реакция?

А по теме, то действительно похоже на «заявление ради заявления».