Телескоп: на примере классического рефрактора Levenhuk. Часть 2.

Несмотря на действительно удивительные свойства «трубы со стеклами», разобраться с принципами работы телескопа несложно.

Первая часть

Естественно, у любого телескопа есть предел увеличения, после которого уже нельзя увидеть новых деталей. Он определяется в основном апертурой и качеством изготовления объектива и у нашего телескопа составляет около 180 крат.

Что же можно увидеть в этот телескоп? Любопытно, но даже гораздо более простой телескоп даст нам возможность повторить все великие астрономические открытия Галилея – спутники Юпитера, кольца Сатурна, горы и кратеры Луны, и множество других.

Фото автора

Однако современная оптика строит гораздо более четкое, чем во времена Галилея, изображение и позволит увидеть при удачных условиях еще и полярную шапку Марса, Большое Красное Пятно на Юпитере (гигантский вихрь в атмосфере планеты, наблюдаемый уже свыше 350 лет), фазы Меркурия и Венеры, а также диски Урана и Нептуна. При наличии специального фильтра можно наблюдать пятна и факелы на поверхности Солнца (без фильтра этого делать нельзя – можно потерять зрение!). Кроме того, с таким телескопом будут доступны многие звездные скопления и туманности, поиск и обнаружение которых является очень интересным и азартным занятием.

Как и множество других оптических приборов, телескоп имеет ручки настройки резкости изображения. Они перемещают окулярный узел вдоль оптической оси трубы, чтобы совместить точки фокуса объектива и окуляра. Поскольку при астрономических наблюдениях труба обычно направлена на объект выше горизонта, часто почти над головой, ее нижний конец (где расположен окуляр) для удобства наблюдателя оснащен плоским диагональным зеркалом, «ломающим» лучи света под углом 90°.

Обязательным элементом любого телескопа является искатель – устройство, помогающее отыскать нужный объект. Одна из распространенных конструкций искателя – это маленький телескоп, с небольшим увеличением (в нашем случае – 8 крат), закрепленный строго параллельно главной трубе и оснащенный перекрестьем, отмечающим центр поля зрения. Глядя в искатель и сверяясь с картой или по памяти, можно достаточно точно навести трубу на объект. Без искателя процесс наведения на тусклый объект имеет мало шансов на успех, так как в телескоп обычно видна очень маленькая площадь неба.

Телескоп – это не только оптика, но и механика. В отличие от подзорной трубы или бинокля, даже небольшой телескоп достаточно тяжел, а наблюдать при увеличениях свыше 50 крат, держа трубу в руках – совершенно невозможно. Поэтому труба закрепляется на специальном механическом узле, который называют монтировкой. Существует несколько типов монтировок телескопов, отличающихся областью применения и особенностями конструкции, но в небольших любительских телескопах в основном применяется два типа – альтазимутальный и экваториальный.

Альтазимутальная (часто сокращается до азимутальной) монтировка вполне интуитивна в управлении и позволяет перемещать трубу по высоте (вверх — вниз) и по азимуту (влево – вправо) вдоль горизонта. Простым примером может служить обычный фотоштатив. Азимутальные монтировки телескопов часто оснащены механизмами тонких движений – редукторами, позволяющими производить малые перемещения трубы. Важность этого становится ясна, если вспомнить, что телескоп может работать с увеличениями в сотни крат и даже самые незаметные толчки или вибрации так же сильно отражаются на стабильности изображения. Примером телескопа с азимутальной монтировкой может служить «близнец» нашего рефрактора — LEVENHUK Astro R195 AZ.

Монтировка модели Astro R195 EQ – более сложная и относится к экваториальным. Свое название она получила от принятой в астрономии экваториальной системы координат, описывающей положения небесных объектов. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, все небесные светила участвуют в суточном движении небосвода. При этом постоянно меняются их азимут и высота над горизонтом.

Если мы хотим держать объект в поле зрения телескопа, то, в случае альтазимутальной монтировки, нужно вести его одновременно по двум осям, причем с переменной скоростью. Экваториальная же монтировка ориентируется таким образом, что для сопровождения небесного светила нужно поворачивать трубу вокруг только одной оси и с постоянной скоростью. Это дает возможность оснастить монтировку простым электромотором и переложить на него обязанности по слежению за объектом, оставив наблюдателю удовольствие от наблюдений или фотосъемки. Кроме этого, экваториальная монтировка оснащена шкалами – координатными кругами, позволяющими облегчить поиск небесного светила по его координатам, приведенным в каталоге или на карте. Небольшие затраты времени в процессе начальной установки и настройки экваториальной монтировки с лихвой компенсируются этими ее достоинствами.

По сути, при кажущейся на первый взгляд сложности, современный телескоп – это весьма продуманный и удобный инструмент, начать простые наблюдения с которым можно буквально за несколько минут, даже не обладая специальными знаниями, лишь ознакомившись с инструкцией. И в то же время, с ростом опыта наблюдателя, будут расширяться и возможности применения телескопа.

Автор обзора: Никишкина Наталья, любитель астрономии, независимый обозреватель.

Россия вступила в лунную гонку частным порядком

21 февраля 2011

Взгляд на место лунной высадки запечатлел потерянный кратер

8 февраля 2011

Цепочки следов привели астрономов в эпоху бурной юности Луны

21 сентября 2010

Складки указали на недавнее уменьшение Луны

24 августа 2010

Отверстия в Луне представились воротами в мир чудес

15 июля 2010
  • Андрей Михайлов  5 апреля, 20:53
    Спасибо! В основном это известно, и всё равно интересно было почитать. Но хочется развития темы: другие системы телескопов, сравнение, достоинства и недостатки, какие лучше выбирать исходя из задач...

(З. Ы. А любопытно, что помешало Наталье самой зарегистрироваться здесь и поместить этот материал под собственным именем?)

• Владислав Бычков  6 апреля, 10:22
    Поддерживаю!
  • Андрей Густи  6 апреля, 10:28
    Владислав, я правильно понимаю, что Вы поддерживаете идею развития темы телескопов?
  • Владислав Бычков  6 апреля, 20:18