Обнаружен рекордный отпечаток насекомого

Нынешнего рекордсмена (на фото) опережают отпечатки отдельных частей тел, относящиеся к девонскому периоду. Их возраст — примерно 418 миллионов лет (фото Richard Knecht).

Сохранившийся в камне примечательный оттиск тела извлекли из болот Массачусетса палеонтологи США. «Штамп» оказался самым древним полным отпечатком крылатого насекомого на Земле.

Вероятно, 310-312 миллионов лет назад на ком земли присел предок современных подёнок. Эти насекомые в покое складывают крылья над телом, как бабочки, потому на куске песчаника остались лишь отпечатки ножек и брюшка (длина всего оттиска около трёх с половиной сантиметров).

Окаменелость в 2008 году обнаружил Ричард Нехт (Richard Knecht, на снимке), теперь работающий в Музее сравнительной зоологии в Гарварде (Museum of Comparative Zoology). В болоте он наткнулся на камень, который в силу возраста был расколот на две половины. "Я раскрыл его, будто книгу, и увидел «отливку» и «форму», — вспоминает Ричард (фото Jodi Hilton/Tufts University).

Палеонтологам редко попадаются столь хорошо сохранившиеся окаменелости, гораздо чаще они находят отдельные крылья насекомых.

В статье, вышедшей в журнале PNAS, авторы находки также рассуждают о поведении насекомого: некоторые окаменелые следы позволяют судить не только о строении его тела, но и об особенностях движения.

Предок подёнки, скорее всего, обитал в тропическом климате в окружении прочих летающих и нелетающих насекомых, а также амфибий, предков рептилий и древних растений, напоминающих современный хвощ, рассказывает глава исследования Джейкоб Беннер (Jacob Benner) из университета Тафтса.

Сейчас учёные продолжают изучать другие находки, обнаруженные в тех же местах (их, по словам американцев, около тысячи).

Открыто положительное влияние термитов на урожай пшеницы

1 апреля 2011

Учёные откопали древнее цветковое растение

31 марта 2011

Осы научились применять полёт как нелетальное оружие

30 марта 2011

Учёные нашли древнее создание с щупальцами

29 марта 2011

В Южной Америке обнаружен саблезубый вегетарианец

25 марта 2011
  • Семён Воловник  5 апреля, 15:26
    Интересно, зачем рядом с отпечатком древней подёнки некто держит в руке современную цикаду?
  • Сергей Смирнов  5 апреля, 15:32
    Наверное для того чтобы сравнить размеры цикады и отпечатка на камне :-)
  • Александр Вихров  5 апреля, 21:08
    Странно, тогда был период гигантизма у насекомых.
  • Павел Яковлев  5 апреля, 21:12
    Ну так поденка размером больше цикады, это нифиговая такая поденка.

Кроме того не все насекомые шли по пути увеличения размерного класса.

• Семён Воловник  6 апреля, 00:16
    Я бы даже сказал, что мало кто из них пошёл по пути увеличения размеров тела, большинство групп как раз эволюционировало в сторону уменьшения. Наверное, маленьким легче выжить — можно занимать самые крохотные местообитания. А для сравнения размеров Некто на фото правильнее было бы взять в руки современную подёнку, а не цикаду.
  • Павел Яковлев  6 апреля, 00:37
    Ну это смотря когда, был у них период (сейчас не вспомню какой) активного роста. Жертва росла от хищника, хищник за жертвой На «суше» это в принципе не очень выгодно, в подстилку не зароешься, а вот летающие росли, пока крылья хоть как то носили..
  • Семён Воловник  6 апреля, 16:51
    Да, это правда. Тогда воздух рассекали похожие на стрекоз палеодиктиоптеры с размахом крыльев 90 см. Они в принципе могли бы ловить себе на ужин ворон!
  • Юрий Новиков  7 апреля, 12:59
    А все таки, а все таки, где нить среди хитиновых чешуек,.. кусочек ДНКа? Все все миробы сожрали?
  • Семён Воловник  7 апреля, 13:47
    Да, это было бы классно. Но здесь просто отпечаток на горной породе, а хитина, вроде, не осталось совсем. А вот поискать бы в янтаре! Там-то сохраняется всё тело целиком. Как мумия фараона. Интересно, не пытался ли кто-то искать ДНК (и расшировывать её) в залитой янтарём мелюзге.