Китайцы получили от коров человеческое молоко

Грудное молоко женщины довольно сильно отличается от коровьего. Прежде всего уникальными антителами, защищающими подрастающего малыша, и кроме того, оно легче усваивается, способствуя росту младенца (фото yaiza schmöhe oller/Flickr.com).

Учёные вырастили стадо коров, которые производят молоко, обогащённое белками человека. Но замена грудному молоку тут же вызвала бурные споры среди специалистов по питанию.

Разработкой занималась группа профессора Нина Ли (Ning Li) из Китайского сельскохозяйственного университета (CAU). Генетики клонировали коров голштинской породы и внедрили в ДНК животных гены человека.

В статье, опубликованной недавно в PLoS ONE, учёные описывают процесс получения трансгенных эмбрионов и состав полученного молока.

Они выяснили, что генно-модифицированные животные дают продукт, содержащий лизоцим (белок, защищающий младенцев от микробных инфекций), лактоферрин (белок, подстёгивающий работу иммунной системы) и альфа-лактальбумин. Кроме того, китайцы повысили жирность изменённого молока и приблизили содержание нужных веществ к норме грудного молока.

Ли и его коллеги полагают, что молоко от трансгенных коров так же безопасно, как и обычное. «Лет через 10 продукты, полученные от таких коров и напоминающие грудное молоко, будут на полках всех магазинов», — уверен профессор.

Однако с ним по тем или иным причинам готовы согласиться далеко не все учёные, медики и диетологи. Противники молока от клонированных коров отмечают, что в двух экспериментах, проведённых китайскими учёными, из 42 произведённых на свет телят выжили лишь 26. Десять погибли сразу после рождения, ещё шесть в первые шесть месяцев жизни. У животных были явные проблемы со здоровьем.

Молоко клонированных животных также необходимо проверять, проводить клинические испытания, так как возможно, что оно скрывает риски, о которых ещё ничего не известно, уверены европейские специалисты.

В Китае правила, касающиеся производства и сбыта генно-модифицированной продукции, не столь жёсткие. И учёные, скорее всего, продолжат создавать более-менее полноценную замену грудному молоку женщин. Хотя бы по той причине, что многие жители Азии страдают от непереносимости лактозы (молочного сахара).

Нынешнему достижению, несомненно, поспособствовала расшифровка генома коров, а также исследования, проясняющие историю включения в рацион молока животных и выявившие дату появления молока у млекопитающих. (Мы также рассказывали об опытах по получению человеческих белков из молока кроликов и мышей.)

Биохимики получили от бактерий рекордный выход топлива

18 марта 2011

Австралийцы выпустили пиво для невесомости

4 марта 2011

Машина для приготовления туманного торта готова к серийному выпуску

15 февраля 2011

Биологи нашли проблемы в притворяющихся клетках

9 февраля 2011

Природная защита растений пригодилась для поиска взрывчатки

4 февраля 2011
  • Евгений Храмцов  5 апреля, 19:07
    Молодцы китайцы. Здорово будет, если получится сделать достаточно похожий аналог на человеческое молоко. Всяко лучше чем смеси.
  • Анна Яковлева  5 апреля, 19:44
    Я правильно понимаю? Животных «скрещивают» с человеком на уровне ДНК и некоторое потомство выживает?
  • Юлия Рудый  5 апреля, 21:46
    Александр, в принципе, ответил. Но если точнее: в ДНК коровы внедряют гены, отвечающие за производство того или иного белка человеческого молока.
  • Евгений Храмцов  5 апреля, 21:56
    Где-то читал, что вроде как открыли кладбище, где гены умершего человека вставляют в гены дерева(на место «мусора») и садят его. Вместо памятника, так сказать)
  • Анна Яковлева  5 апреля, 22:10
    Остановите Землю... я сойду...
  • Анна Яковлева  5 апреля, 22:15
    Риторический вопрос.. Интересно.. гены каких животных внедряют в ДНК человека?
  • Леонид Попов  5 апреля, 22:23
    Где-то, это наверное у нас ;-) мы первые об этом написали www.membrana.ru/particle/93
  • Евгений Храмцов  6 апреля, 02:24
    Анна, не надо так пугаться) Что за привычка у людей всего бояться без разбору. Ничего ужасного пока не произошло.
    Какие бы гены не внедряли в ДНК человека — лишь бы в научных целях). Лично Вам это никак не грозит. Внедрять имеет смысл только в яйцеклетки или эмбриональные клетки. До этого наука не дошла пока. В смысле, чтобы это потом вырастить и посмотреть что получилось. Тут клонировать пока толком не научились.

Так сложилось, что в 10 минутах от меня есть центр биотехнологий, в котором пытались клонировать телят. Был такой единственный в Украине нашумевший прецедент.
    Я немного осведомлен об их работах так как мы сотрудничаем с ними. Поверьте мне, ничего пугающего. Я общаюсь с их бактериологом и эмбриологом и мило могу обсуждать проблемы химеризации, которой эмбриолог увлекся в последнее время. Обычная научная работа — интересная и рутинная.)

• Евгений Храмцов  6 апреля, 02:30
    Если Вам нужен повод чего бояться. То бойтесь прогресса. Сейчас разработки в этих областях быстро дешевеют. Благодаря расшифрованным ДНК вирусов, бактерий и полуавтоматическим установкам по сбору ДНК — уже вполне возможно придумать и «собрать» какой-нибудь свой вирус.
    Возможно, лет через 5 сынишка какого-то миллионера играясь на такой установке соберет вирус с заразностью ветряной оспы, летальностью и нелечимостью Эбола. :)
  • Александр Шаиров  6 апреля, 09:19
    вероятней всего кревеДки =)
  • Анна Яковлева  6 апреля, 10:14
    Евгений, не вижу смысла чего — то бояться (правда, иногда и сторонюсь некоторых людей). Конечно, с точки зрения тела все это очень здорово — жить в квартире с горячей водой, летать из страны в страну, иметь врачей, которые спасают твою жизнь. Еще немного и у каждого будет робот — помощник. Он же, вероятно, и детей вскармливать будет этим человеко — коровьем молоком, причем, сам еще и генерировать его будет.

Но все это выглядит, как туман, который заслоняет от чего — то более важного. Не буду говорить за других, но но я лично становлюсь от всего этого тоже какой — то технологичной. Везде правила, правила, правила (системы, правила безопасности, манеры поведения, визы, можно и нельзя). Все внутри этому сопротивляется.

Хочется от всего этого абстрагироваться и не замечать. Уехать в джунгли, но вся эта цивилизация делает тебя все более зависимым. Чем не наркомания?

• Евгений Храмцов  6 апреля, 12:19
    Не вижу, честно говоря, чем горячая вода, самолеты и врачи мешают в осознании чего-то важного. По-моему, все эти блага экономят Вам время и силы и Вам не надо, как в дикой природе, весь световой день добывать себе пропитание. И как раз свободное время и можно тратить куда угодно.
    Большинство правил можно обходить, особенно в наших странах)

В джунглях Вам не понравится без современных технологий в виде палатки, матраца, москитной сетки, удобной одежды, инструментов. Если интересно, посмотрите передачу Беар Грилса про джунгли. У него есть про выживание на всех видах местностей.
    А тяга к природе — это хорошо. Меня, как туриста, все время тянет в Карелию. Хочется освежить воспоминания и посмотреть на все эти красоты еще раз.

Я к тому, что может технологии тут и не причем. Если есть какое-то стремление/цель, то какие-то технологии можно использовать для её достижения, а те что мешают — не использовать.

• Анна Яковлева  6 апреля, 12:34
    Мир — это то, что мы о нем думаем. А Беар, конечно, экстремал!
  • Хиномото Хомура  7 апреля, 09:23
    Вот это как раз глупости. Что бы создать новую, опасную болезнь вовсе не нужно расшифровывать геном. Достаточно штамма обычной кишечной палочки, лаборанта и некоторого количества денег для организации вполне обычной лаборатории.
    Возможность выводить новые болезни есть уже сейчас, более того эта возможность были и 40 лет назад.
  • Евгений Храмцов  7 апреля, 09:57
    Видимо, я не правильно выразился. Я имел в виду немного другое
  • Александр Вихров  5 апреля, 21:12
    Нет, просто гены вставляют.
  • Лактоза реальный бич современного городского человека.
    Может им проще лактозу вырубить, или научиться ее фильтровать?
    А то так недалек день, что коров в состав электората включат )))))))))
  • Станислав Филинков  6 апреля, 00:58
    Заманчиво конечно почувствовать себя в роли Бога. Только со стороны это похоже на игру обезьяны с гранатой, она тоже не понимает что делает. Эксперименты по модернизации ДНК без понимания механизма ее работы не должны покидать границ лабораторий. Смертность почти 50% говорит, что ученые тычут пальцем в небо. Как ген, отвечающий за синтез составляющих молока, убивает организм при рождении, когда он еще не работает!!! Значит он управляет паралельно другими процессами. Не факт что полученый лактофферин к примеру, будет усвоен человеком так же как и родной, человеческий. Кстати, в статье нет упоминания о вкусе молока, значит никто не отважился на дегустацию.
  • Александр Шаиров  6 апреля, 09:25
    мне сразу пришла в голову такая мысль: насколько этично будет пустить эту коровку на стейки? не будет ли это каннибализмом? понимаю, пару генов не делают корову человеком, но все же.
  • Анна Яковлева  6 апреля, 10:24
    На сколько я знаю, только 200 генов человека не совпадают с обезьяньими. Остальные несколько тысяч совпадают. Вероятно, если эти 200 генов не трогать, то коровка, вроде бы как, не с человеком, а с обезьянкой ... )
  • Александр Шаиров  6 апреля, 14:13
    я тоже об этом на обеде думал, а ещё с картошкой вероятней всего есть пара ген общих. если учесть что этих генов тысячи, то можно и к железному гвоздю проникнуться братскими чувствами Fe и у нас в организме есть
  • Анна Яковлева  6 апреля, 14:16
    При желании и это можно :)
  • Евгений Храмцов  6 апреля, 21:51
    Не 200, а больше уже. И дело не только в их количестве.
    Не забываем так же про эпигенетику.
  • Анна Логинова  6 апреля, 20:46
    а как же мораторий на клонирование человека? Или китайцы в нем не участвуют?
  • Евгений Храмцов  6 апреля, 21:29