Одноместная лодка нацелилась на глубочайшие впадины океана
Миллионер Ричард Брэнсон и предприниматель, моряк и авиатор Крис Уэлш представили уникальную одноместную подлодку. На ней они по очереди намерены спуститься в пять самых глубоких мест на Земле.
Спроектировала и построила аппарат под названием Virgin Oceanic команда известного нам инженера Грэхема Хоукса (Graham Hawkes), специалиста по подводным полётам.
Соответственно, Virgin Oceanic (Хоукс именует его DeepFlight Challenger) снабжён крыльями, которые должны помогать ему в спуске. Самое же примечательное — эта машина, выглядящая подобно истребителю, оснащена крупным фонарём пилота, разительно контрастирующим с теми скромными круглыми иллюминаторами, которые до сих пор применялись для батискафов.
(Кстати, Хоукс и Брэнсон сотрудничают не первый раз: в 2010 году они представляли проект прокатной мини-субмарины.)
Если испытания Virgin Oceanic пройдут удачно, уже в конце 2011 года Уэлш намерен нырнуть на самое дно Марианской впадины (на 11 километров).
Последний раз там бывал беспилотный аппарат «Нерей» в 2009 году, а люди были лишь однажды: Жак Пиккар (Jacques Piccard) и Дон Уолш (Don Walsh) погружались на батискафе Trieste в 1960 году.
Однако если «Триест» только чуть коснулся дна в самом глубоком месте океана, то Крис собирается «пролететь» вдоль впадины несколько километров.
PhysOrg.com уточняет: «Крошечный Virgin Oceanic способен проплыть до 10 километров в нижней части океана и проработать автономно до 24 часов». (По расчётам Хоукса и компании, в штатном режиме погружение на дно океана и всплытие потребует пять часов.)
После этого погружения Ричард и Крис в течение двух лет, чередуя между собой единственное место за штурвалом «Оушеника», намерены покорить ещё четыре глубокие впадины в четырёх океанах. Вторым пунктом в планах партнёров идёт малоизученный жёлоб Пуэрто-Рико (8,6 км) в Атлантическом океане. Туда собирается спуститься Брэнсон.
По информации Virgin, погружения послужат науке. В рамках экспедиции партнёры сотрудничают с двумя океанографическими институтами и двумя университетами, а подлодка будет брать в пучине пробы воды и донных отложений, а также вести съёмку.
Создатели аппарата подчёркивают, что его конструкция модульная, так что в будущем можно будет без труда построить аналогичный аппарат, рассчитанный на более многочисленный экипаж.
Непонятно только зачем батискафы строить невменяемых размеров... если можно из углеволокна и титана!?
Здесь, насколько я вижу, пилот будет лежать головой вперёд в предельно узкой бочке с прозрачной сферой перед лицом. Ни развернуться, ни позу сменить.
Но главное, просто снимаю шляпу, как американцы решились применить принцип подводного полёта для столь глубоководного аппарата. Это очень смело. Хотя в принципе безопасность высока: любая поломка (кроме течи жилого отсека) приводит к всплытию просто «по физике» — этот аппарат всегда легче воды.
А все — таки уникальный человек Ричард Брэнсон!
Сам игрушки делает, сам — в них играет. И с каждым разом все интереснее. Вот уж точно — «всё к черту — берись и делай!»
Кстати, я бы оснастил такого ныряльщика манипулятором. На общем фоне удорожание незначительное, а пользы — целый вагон.
И я бы не сказал, что «непринуждённо», судя по всему, аппарат строили несколько лет. Просто особого шума не было.
А вообще — посмотрим.