Одноместная лодка нацелилась на глубочайшие впадины океана

Удивительно, но без особого шума американцы построили единственную в мире обитаемую подлодку (а вернее, подводный самолёт), способную погружаться на дно в любой точке Мирового океана. Создатели аппарата и его пилоты рассчитывают заработать 30 рекордов Гиннеса (иллюстрация Hawkes Ocean Technologies).

Миллионер Ричард Брэнсон и предприниматель, моряк и авиатор Крис Уэлш представили уникальную одноместную подлодку. На ней они по очереди намерены спуститься в пять самых глубоких мест на Земле.

Спроектировала и построила аппарат под названием Virgin Oceanic команда известного нам инженера Грэхема Хоукса (Graham Hawkes), специалиста по подводным полётам.

Соответственно, Virgin Oceanic (Хоукс именует его DeepFlight Challenger) снабжён крыльями, которые должны помогать ему в спуске. Самое же примечательное — эта машина, выглядящая подобно истребителю, оснащена крупным фонарём пилота, разительно контрастирующим с теми скромными круглыми иллюминаторами, которые до сих пор применялись для батискафов.

(Кстати, Хоукс и Брэнсон сотрудничают не первый раз: в 2010 году они представляли проект прокатной мини-субмарины.)

Брэнсон (Richard Branson, на верхнем снимке — справа) и Уэлш (Chris Welsh) на презентации рекордного аппарата в Ньюпорт-Бич, Калифорния, 5 апреля 2011 года (фотографии AFP).

Если испытания Virgin Oceanic пройдут удачно, уже в конце 2011 года Уэлш намерен нырнуть на самое дно Марианской впадины (на 11 километров).

Последний раз там бывал беспилотный аппарат «Нерей» в 2009 году, а люди были лишь однажды: Жак Пиккар (Jacques Piccard) и Дон Уолш (Don Walsh) погружались на батискафе Trieste в 1960 году.

Аппарат весом 3,6 тонны и длиной 5,4 метра построен из углеродного волокна и титана, а прозрачный купол — из кварцевого стекла. Скорость машины составляет 3 узла (иллюстрации Hawkes Ocean Technologies).

Однако если «Триест» только чуть коснулся дна в самом глубоком месте океана, то Крис собирается «пролететь» вдоль впадины несколько километров.

PhysOrg.com уточняет: «Крошечный Virgin Oceanic способен проплыть до 10 километров в нижней части океана и проработать автономно до 24 часов». (По расчётам Хоукса и компании, в штатном режиме погружение на дно океана и всплытие потребует пять часов.)

После этого погружения Ричард и Крис в течение двух лет, чередуя между собой единственное место за штурвалом «Оушеника», намерены покорить ещё четыре глубокие впадины в четырёх океанах. Вторым пунктом в планах партнёров идёт малоизученный жёлоб Пуэрто-Рико (8,6 км) в Атлантическом океане. Туда собирается спуститься Брэнсон.

Уникальная подлодка первоначально строилась для знаменитого путешественника и рекордсмена Стива Фоссета, который погиб в таинственной авиакатастрофе в Калифорнии в 2007 году. «Погружения будут совершаться в его честь и память, — заявил Брэнсон. — Мы намерены закончить то, что начал мой друг». На правом нижнем кадре — команда, создавшая аппарат (фото Hawkes Ocean Technologies).

По информации Virgin, погружения послужат науке. В рамках экспедиции партнёры сотрудничают с двумя океанографическими институтами и двумя университетами, а подлодка будет брать в пучине пробы воды и донных отложений, а также вести съёмку.

Помимо Тихого океана и Атлантики в планах Брэнсона и Уэлша — Арктика, Южный и Индийский океаны (иллюстрация Virgin Oceanic).

Создатели аппарата подчёркивают, что его конструкция модульная, так что в будущем можно будет без труда построить аналогичный аппарат, рассчитанный на более многочисленный экипаж.



Батискаф-легенда погрузился в глубокую модернизацию

17 декабря 2010

Китайцы испытали самый глубоководный батискаф в мире

14 сентября 2010

Ныряющий катер-акула поступает в продажу

20 августа 2010

Испытан научный робот с зарядкой от океана

9 апреля 2010

Virgin представила проект прокатной субмарины

1 февраля 2010
  • Ярослав Вольский  6 апреля, 18:44
    Невероятно! Ричард как всегда, впереди всех
    Непонятно только зачем батискафы строить невменяемых размеров... если можно из углеволокна и титана!?
    ОтветитьНравится
  • Андрей Михайлов  6 апреля, 18:53
    Ну обитаемые капсулы батискафов вовсе не невероятных размеров. И их тоже порой делают из титана (недавно тут вроде что-то писали про такой обновлённый аппарат). А главное: шары-батискафы рассчитаны на двоих или даже троих, не только сидящих, но хоть как-то передвигающихся.

    Здесь, насколько я вижу, пилот будет лежать головой вперёд в предельно узкой бочке с прозрачной сферой перед лицом. Ни развернуться, ни позу сменить.

    Но главное, просто снимаю шляпу, как американцы решились применить принцип подводного полёта для столь глубоководного аппарата. Это очень смело. Хотя в принципе безопасность высока: любая поломка (кроме течи жилого отсека) приводит к всплытию просто «по физике» — этот аппарат всегда легче воды.

    ОтветитьНравится
  • Анна Яковлева  6 апреля, 18:54
    Супер! Теперь будем ждать новости с глубин!
    А все — таки уникальный человек Ричард Брэнсон!
    Сам игрушки делает, сам — в них играет. И с каждым разом все интереснее. Вот уж точно — «всё к черту — берись и делай!»
    ОтветитьНравится
  • Андрей Михайлов  6 апреля, 18:57
    При фантастическом развитии событий (аппарат запутался в водорослях) и прийти на помощь будет некому. Второй такой машины попросту нет. Неужели Хоукс не мог собрать сразу пару таких аппаратов? Правда неясно, что спасатель бы делал на дне — перейти из одного аппарат в другой всё равно нельзя. Ну хоть подтолкнул бы.

    Кстати, я бы оснастил такого ныряльщика манипулятором. На общем фоне удорожание незначительное, а пользы — целый вагон.

    ОтветитьНравится
  • Анна Яковлева  6 апреля, 19:02
    Ну, он и так из миллиардера превратился в миллионера из — за этой игрушки (судя по статье), а тут еще манипулятор :))
    ОтветитьНравится
  • Владислав Бычков  6 апреля, 19:16
    Уж явно Хоукс не такой идиот, и план отступления просчитан, на крайний случай возьмут батискаф в аренду у китайцев.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Михайлов  6 апреля, 19:25
    Тогда «китайца» надо брать с собой сразу на место погружения, заранее, причём вместе с базовым судном, иначе — не успеют. А это ещё миллионы (при условии, что китайцы согласятся).
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  6 апреля, 23:08
    Брэнсон красавец! Вот так нужно крупные средства тратить, а не на пьянки, тупых блондинок и острова (Хотя островов и блондинок у него хватает, наверное =))
    ОтветитьНравится
  • Сергей Смирнов  7 апреля, 12:48
    Презентация — завораживает... Ну а что там лежать надо а не сидеть — это же не написано :-)
    ОтветитьНравится
  • Иванов Андрей  7 апреля, 20:04
    А они не боятся, что своими винтами что-нибудь сломают под водой? Там же наверняка нет мощных движений воды.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Куприн  7 апреля, 21:11
    Или есть, придонные течения, с которыми эта игрушка может и не справиться.
    ОтветитьНравится
  • Игорь Машко  9 ноября, 23:15
    Есть, и еще какие!
    ОтветитьНравится
  • Виталий Бабенко  8 апреля, 01:09
    Ай-яй-яй! Желоб Пуэрто-Рико все-таки в Атлантическом океане, а не в Тихом.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  8 апреля, 08:51
    Спасибо, это описка по невнимательности, сначала написал про Марианскую, а потом по инерции Пуэрто-рико переместил :)
    ОтветитьНравится
  • Антон Захарук  8 апреля, 13:12
    Манипулятор, возможность наблюдения того что под аппаратом, система эвакуации (отстрела кабины). Еще непонятно почему по пальцам считаны глубоководные аппараты... а тут так легко и не принужденно?
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  8 апреля, 15:10
    Зачем отстреливать кабину? Если в это штуке что-то сломается — она вся целиком и всплывает, поскольку легче воды.

    И я бы не сказал, что «непринуждённо», судя по всему, аппарат строили несколько лет. Просто особого шума не было.

    А вообще — посмотрим.

    ОтветитьНравится
  • Максим Крутько  29 октября, 00:41
    прикольня штука.
    ОтветитьНравится
  • Игорь Машко  7 ноября, 23:27
    Прикольная то она прикольная, но безопасность при погружении прежде всего! Все батискафы автономного типа имеют нулевую пловучесть, которая регулируеться либо сбросом балласта, либо закачкой воды в систерны(именно «систерны» а не «цистерны»). У подлодок тот же принцип, который позволяет без больших затрат энергии погружаться и всплывать. Но в данном проэкте реализован принцип крыла с отрицательным углом атаки — тот же самолет, только подъемная сила крыла направлена в обратную сторону. Исходя из этого можно заключить, что весь процесс погружения связан с непрерывным движением, иначе аппарат просто выбросит на поверхность. В статье не указано, был ли аппарат оснащен балластными емкостями, что позволяет сделать вывод, который был мною приведен выше. А по поводу аварийного отстрела кабины хочу заметить-очень здравая мысль! Ведь в силу своих, пусть не больших, размеров и выступающих динамических плоскостей возможность запутаться в водорослях, попасть под обвал ильных карнизов и т.п. весьма высока. Поэтому отстрел кабины от основной конструкции на мой взгляд необходим. Общая оценка проэкта — 3, он еще"сырой". Манипулятор поможет мало-для еффективной работы его нужно монтировать в носовой части корпуса(чуть не написал-фюзеляжа — все-таки эта штука очень похожа на самолет!) и очистить им водоросли или ил с корпуса или крыльев не представляется возможным, ну не вывернеш ты его так! А аварийный отстрел кабины самое то — дешево и сердито (насчет дешево — когда Белая Дама берет за горло то уже не до финансовых проблем)
    ОтветитьНравится
  • Иван Касьянов  12 марта, 22:53
    Ну народ, вы где видели водоросли на глубинах больше 300м? а там достать апарат не проблема. Второе — какие еще к чертям балластные емкости? — сверхглубоководные апараты ими не пользуются — их раздавит к чертям. только балласт и/или поплавки с жидким наполнителем(керосин или еще что)
    ОтветитьНравится