Учёные создали термопласт из перьев кур

Цель учёных – создать биопластик, который обладал бы хорошими рабочими характеристиками, но при этом разлагался, попадая на свалки. На снимке несколько плёнок, полученных в ходе опытов (фото ACS).

Американский исследователь китайского происхождения придумал, как получить композитный пластик на основе куриного оперения. Исходного сырья хоть отбавляй: ежегодно побочным продуктом с конвейеров сходит несколько миллионов тонн перьев.

Ици Ян (Yiqi Yang) из университета Небраски, как и многие другие материаловеды мира, пытается создать достойную альтернативу пластикам, получаемым из нефтепродуктов. Учёные ищут натуральный и возобновляемый источник, а потому часто исходным материалом становятся отходы сельскохозяйственной промышленности.

Кому-то больше по душе бананы да ананасы, а кому-то перья куриц, в большом количестве выращиваемых на птицефабриках. Люди редко задумываются о том, сколько побочных продуктов остаётся после создания замороженной тушки, продающейся в магазине. Между тем, по некоторым оценкам, каждый год одних только перьев предприятия США производят около 1,3 миллиона тонн.

Никто из исследователей и инженеров пока не придумал достойного применения всему этому добру, и чаще всего оперение птицы просто выбрасывают на свалку. Однако же перо состоит в основном из кератина, довольно прочного белка, встречающегося также в волосах, ногтях, рогах и шерсти животных.

Созданный на основе измельчённого пера пластик обладает отличными прочностными характеристиками. Другие основы (например, модифицированный крахмал и белки растительного происхождения), по мнению Яна, с таким продуктом тягаться не могут. Полагаем, что химик знает, о чём говорит, ведь он уже не первый год экспериментирует с самыми разными природными веществами и композитами.

Другие исследователи также пытались получить термопласты из птичьего оперения, но механические свойства конечного материала портились, как только он попадал в воду или когда жидкость попадала на него.

Чтобы создать водоустойчивый термопласт, Ян со товарищи обработали перо птиц химическим составом, включающим метилакрилат (образует бесцветный полимер, используемый в лаках для ногтей). В результате учёные получили плёнки, которые были прочнее на разрыв, чем пластики, созданные на основе крахмала и белков сои. Название новому материалу дали экстравагантное – перо-g-поли(метилакрилат).

О своём достижении Ян и его коллеги рассказали на прошедшем недавно заседании Американского химического общества.

Отметим, что термопласты являются одним из двух основных видов пластиков, используемых для производства тысяч самых разных товаров (от бутылок для бытовой химии и напитков до бамперов и панелей автомобилей). Они удобны в производстве, обработке и переработке: чтобы придать им форму, достаточно нагреть вещества или же воздействовать на них химическими реагентами.

Бразильцы придумали пластик из бананов и ананасов

30 марта 2011

Физики создали кремниевый аналог графена

28 марта 2011

Физики изобрели самоукрепляющийся нанокомпозит

24 марта 2011

Долгоживущие радионуклиды предложено хранить в ржавых ёмкостях

21 марта 2011

Учёные создали программируемого молекулярного робота

11 марта 2011
  • Даниил Магдалюк  7 апреля, 10:22
    Эдакими темпами скоро на земле и отходов-то не останется )
    Что-то задумался, а как правильнее «перья куриц» или «перья кур» ?
  • Евгений Храмцов  7 апреля, 12:35
    Вместо отходов перьев будут отходы пластика.
  • Максим Подболячный  7 апреля, 12:59
    «Куриные перья» — подойдет? ;)
  • Даниил Магдалюк  7 апреля, 16:22
    самое то )
  • Илья Лягин  7 апреля, 22:02
    Юлия, поправьте, пожалуйста: метилакрилат — это бесцветное кристаллической вещество, МОНОМЕР, используемый при полимеризации.
  • Юлия Рудый  8 апреля, 22:26
    Мономер, да, но имелось ввиду, что он полимеризуется в процессе (что в общем понятно). Добавила слово, чтобы уж ни у кого сомнений не возникало.
  • Георгий Ратушный  8 апреля, 19:39
    оффтоп: как-то впервые задумался над этой проблемой. может вместо борьбы с неизбежным злом (перья в качестве отходов) проще вывести генетически модифицированых куриц без перьев? Специально для закрытых птицефабрик.
    Вставить на место генов, отвечающих за синтез кератинов их дефектные копии. Думаю возможно позаимствовать что-то подобное из некоторых «облысевших» видов млекопитающих, живущих под землей.
    Если посмотреть на суммарные затраты по очистке куриц от перьев и их переработку, то может получиться выгоднее, чем минимальная прибыль от создания подобных пластиков
  • Виталий Матиив  26 апреля, 03:40
    А я то мучался вопросом — «куда бы деть подушку из куриных перышек». Теперь я знаю.