В комете найдена подпись жидкой воды

Выбросы с кометы состоят из пыли, газа и мелких ледяных частиц. Если поверхностный лёд кометы нагревается на солнце, он сразу сублимирует. О жидкой воде речи не идёт. Но в прошлом она там была (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Представление о кометах как о «грязных снежках» придётся скорректировать. Оказывается, на этих телах в какие-то моменты их истории существовала вода в жидком виде.

Группа учёных из лаборатории Луны и планет Аризонского университета (Lunar and Planetary Laboratory), космического центра Джонсона (Johnson Space Center) и исследовательской лаборатории ВМФ США (Naval Research Laboratory) провела новый анализ крупинок от кометы Вильда (81P/Wild), доставленных на Землю в ходе миссии Stardust.

Привезённые в 2006 году пылинки уже не раз озадачивали специалистов различными неожиданными ингредиентами. И на этот раз в них нашлось нечто аномальное — несколько видов сульфидных минералов, формирующихся в присутствии жидкой воды при температурах 50-200 градусов по Цельсию. Такой состав расходится с традиционными представлениями об интерьере комет.

В дополнение к доказательству присутствия в прошлом кометы жидкой воды был обнаружен состав, указывающий на верхний предел температуры, испытанной кометой Вильда в ходе её рождения и последующей истории, информирует ScienceDaily. Это минерал кубанит (CuFe2S3). Авторы исследования нашли ту его форму, которая существует только ниже 210 градусов по Цельсию. Всё вместе это даёт новые ключи к прошлому кометы, а значит, и Солнечной системы.

Учёные пока видят два возможных источника тепла, способные хотя бы частично растапливать кометный лёд, создавая условия для формирования сульфидов железа, меди и никеля: удары по кометному ядру небольших космических тел и распад радиоактивных элементов.

Первый фактор мог действовать в любой момент жизни кометы, а второй в основном на раннем этапе её истории. Ещё исследователи, опираясь на состав и кристаллографическую структуру минералов, выдвинули предположение, что в таких необычных включениях записано детство Солнечной системы, когда она ещё была протопланетным диском. Причём в этом детстве наблюдалось радиальное перемешивание вещества — от центральных районов к внешним, где формировались кометы.

(Детали открытия можно найти в статье в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta.)

Впервые найдены две планеты на одной орбите

25 февраля 2011

Космический зонд отметил праздник влюблённых свиданием с кометой

15 февраля 2011

NASA объяснило присутствие золота и платины на Земле

10 декабря 2010

Астрономы изучили снежную бурю кометы

19 ноября 2010

Кометное ядро заснято с близкого расстояния

4 ноября 2010
  • Александр Буховецкий  19 сентября, 15:14
    Тот факт, что в комете могла или может существовать вода в жидком виде, позволяет предположить и возможность развития в таких условиях примитивной жизни. Значит, при падении такой кометы на любую планету, имеющей подходящие условия, есть вероятность обсеменения этими спорами жизни планету. Быть может, так и возникла жизнь на Земле cometasite.ru/kometa-istochnik-jizni/ И почему бы ей так не возникнуть на других планетах.