На «Теватроне» поймана мистическая частица

«Наши прежние представления о наблюдаемом процессе оказались неверными, и сейчас мы видим совершенно новый эффект», — говорит Джованни Пунци (Giovanni Punzi), представитель пресс-службы лаборатории Ферми, в которой расположен коллайдер (фото The Tevatron/Reidar Hahn).

Физики, работающие на доживающем свои последние деньки коллайдере Tevatron, обнаружили загадочную антисимметрию в распаде топ-кварков на более лёгкие частицы и, не долго думая, подвергли сомнению законы физики элементарных частиц.

Первые странности американцы заметили в конце прошлого года, о чём написали статью и выложили её на сайт препринтов arXiv.org. Новый эксперимент на «Теватроне» мог подтвердить, либо опровергнуть прошлые наблюдения. Но и сегодня учёные признают, что виной всему могут быть лишь «случайные колебания» (подробности в новой статье на arXiv.org).

Однако физики (обоснованно) подозревают, что пойманные «искажения» вызывает новая частица, которую невозможно описать в рамках Стандартной модели.

Эксперимент заключался в следующем: физики сталкивали протоны и антипротоны, на выходе получая W-бозоны и другие частицы. Когда энергия столкновений достигла 144 ГэВ, учёные заметили избыток образующихся электронов и мюонов (примерно 253 «лишних» частицы сверх 10 тысяч положенных по расчётам).

Излишек можно было бы объяснить образованием новых неизвестных частиц, которые, в частности, распадаются до W-бозонов, образующих в свою очередь те самые «лишние» электроны и мюоны. И учёные могли бы это сделать, но их смущает, что наблюдаемое стандартное отклонение в данном случае мало. Точнее, показатель необычный, но, по словам самих физиков, его нельзя считать доказательством открытия новой частицы.

В пресс-службе отметили, что новая частица (если её образование всё же будет доказано) не является бозоном Хиггса, так как при этих энергиях учёные, по идее, наблюдали бы появление боттом-кварков, а их в эксперименте точно не было.

Единственный выход из ситуации – дальнейший анализ приходящих и старых данных. Так как уже в этом году «Теватрон» закроют, остаётся вероятность, что учёные так и не успеют решить этот вопрос. (Для того чтобы выпустить полноценную и достойную доверия научную публикацию, придётся убедить в правильности всех выкладок большую часть коллаборации, состоящей из 700 человек.)

Что касается ситуации в целом, то выглядит всё это так, будто американским учёным очень не хотелось уходить по-тихому.

Что, впрочем, в их случае всё равно невозможно. Подобные проекты, даже заканчивая свою работу, ещё долгое время поставляют исследователям массу полезных данных.

Наши СМИ (как им и положено) тут же «закричали» о сенсационных и пугающих данных. Однако в свете выше сказанного, стоит отметить, что исследование можно будет назвать из ряда вон выходящим, только после того как физики разберутся со своими «ошибками». Если они, конечно, успеют (коллаж Membrana).

Химики замаскировали атомы гелия под водород

31 января 2011

Итальянцы претендуют на настоящий холодный ядерный синтез

26 января 2011

Женевский ускоритель создал Большой взрыв в миниатюре

9 ноября 2010

Физики обнаружили в БАК необъяснимое явление

22 сентября 2010

Физики опровергли теорию строения атомного ядра

26 августа 2010
  • Нужно подтвердить данное исследование на другом ускорителе.
  • Юлия Рудый  8 апреля, 17:17
    Да. Но, судя по всему, нынешняя «сенсационность» раздувается (в том числе самими учёными) не просто так, а чтобы им продлили сроки работы на «Теватроне».
  • Алексей Заплатин  10 апреля, 04:48
    Согласен! Перед концом последней смены закричать «Братцы, да тут ТАКОЕ!!!»
  • Канат Абильдинов  27 апреля, 14:31
    Тоже согласен, но частично. «Частично», потому что могу предположить, что обнаружат еще очень много чего невписывающегося в существующую Стандартную модель.