Европейцы и американцы задумали строить общий марсоход

Если новый план утвердят, американо-европейский марсоход будет разработан на основе проекта ExoMars, показанного здесь (иллюстрация ESA).

Вместо посылки на Красную планету пары разных шестиколёсных разведчиков от США и Европы специалисты отрасли предложили отправить один совместный аппарат, который окажется крупнее и сложнее любого из двух «прародителей» по отдельности.

Представители ESA и NASA встретились в Калифорнии, чтобы обсудить развитие «двойной» марсианской миссии ExoMars (Европа) и MAX-C (США).

65-килограммовый MAX-C (Mars Astrobiology Explorer-Cacher, слева) и 270-килограммовый ExoMars. Американский ровер первоначально должен был тянуть на все 300 килограммов, но по мере доработок проект усох (иллюстрация ESA, NASA/JPL).

Обе стороны испытывают давление со стороны политиков, желающих сократить расходы на марсианскую программу. Да и учёные давно высказываются в том плане, что без экономии запланированные миссии могут быть задержаны. Потому в своё время и была придумана парная миссия.

Пока предполагается, что два марсохода будут отправлены к Красной планете одним пуском (в 2018 году) и доставлены на поверхность Марса (в 2018-м или 2019-м) при помощи одной посадочной ступени. На месте они изучали бы один и тот же район, дополняя возможности друг друга.

Теперь, как сообщает BBC, два космических агентства рассматривают вопрос о полном слиянии этих машин. Гибрид ExoMars и MAX-C, предположительно, будет основан на европейском проекте и построен в Европе, но «впитает» в себя все инструменты, которые ранее планировалось поставить на два марсохода. Кстати, европейское космическое агентство намного сильнее продвинулось в проектировании своего аппарата (оно значительно раньше начало работу над ним).

За американской стороной останется вся транспортная задача — от взлёта ракеты-носителя до мягкой доставки общего ровера в марсианские пески.

Тут нужно добавить, что ради той же экономии сил и средств новый комплекс позаимствует кое-что от другого проекта — американского марсохода Mars Science Laboratory (MSL) — Curiosity.

Марсоход MSL уже тестируется. На борту этого гиганта размещено более десятка научных инструментов (фото NASA/JPL).

Старт «любопытства» намечен на ноябрь-декабрь 2011 года. Этот крупный ровер должен прибыть к своей цели в августе 2012 года. И одно из главных технологических новшеств, которое он должен будет проверить в деле, — способ посадки, именуемый sky crane (небесный кран).

Заключается он в следующем. После того как отработает парашют и скорость MSL упадёт, парашют будет отброшен, как и тепловой щит снизу. В нижних слоях атмосферы спускаемая ступень включит ракетные двигатели и сбросит скорость снижения почти до нуля. Тогда марсоход, расположенный под спускаемым модулем, будет выпущен вниз на тросах на некоторое расстояние.

Далее ракетный посадочный аппарат аккуратно снизится и поднесёт ровер к поверхности, а тот, как только почувствует касание, обрежет привязь. В этот момент посадочная ступень включит полный газ и уйдёт прочь от ровера, чтобы упасть поодаль.

Так должен работать «небесный кран» (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Такой способ мягкой посадки марсохода Curiosity вместо ранее применявшегося сочетания парашюта и надувных мешков выбран из-за больших, нежели у предшественников, размера и массы MSL. Так, близняшки Spirit и Opportunity из миссии Mars exploration rover весят по 180 килограммов, а MSL аж 900 кг.

На сколько потянет слитый воедино ExoMars/MAX-C — пока неизвестно, но он во всяком случае будет тяжелее аппарата ExoMars. А задачи гибриду предстоит выполнить многочисленные, ведь он должен справиться с тем, что пока намечено в списке работ у двух роботов.

ExoMars должен искать свидетельства прошлой или настоящей жизни на Марсе, анализировать геохимию и физическую структуру грунта на глубине, искать воду в любом виде.

MAX-C Rover должен собирать образцы грунта и камней, которые могли бы нести следы прошлой жизни и предбиотических процессов. Он же подготовил и сохранил бы эти образцы для возможного возращения на Землю в ходе отдельной, пока ещё гипотетической миссии.

Прототип ExoMars был построен в 2009 году и тестировался в 2010-м (фото Thales Alenia Space-Italy).

Более экономный синтезированный проект означает большие шансы, что США и Европа наберут на него достаточно средств и реализуют по плану.

Для внесения корректив в конструкцию ровера и постройки единого аппарата ещё есть время. Инженеры считают, что первоначальный год запуска миссии (2018-й) может быть сохранён и с новым планом.

Так растут марсоходы. Перед нами макеты трёх аппаратов. Самый маленький — 10-килограммовый Sojourner, колесивший по Марсу в 1997 году. Он не был первым марсоходом, доставленным на четвёртую планету. Первенцем в 1971 году стал советский ПрОП-М, но, увы, он даже не был выпущен на грунт, так как сам спускаемый аппарат проработал после посадки всего 20 секунд. Так что Sojourner был первым реально работавшим на Марсе самоходным исследователем. Средний аппарат – это Mars exploration rover (миссия ещё продолжается), ну а самый большой — MSL (фото NASA/JPL).

Хотя судьба сплава ExoMars/MAX-C ещё не ясна, крупный итог недавних переговоров NASA-ESA — решение продвигать один важный субпроект, намеченный в рамках миссии ExoMars. Это запуск к Марсу в 2016 году орбитального разведчика TGM (Trace Gas Mission), создаваемого совместно NASA и ESA.

Прибыв на место в том же 2016 году, он начнёт наносить на карту метан плюс другие «добавочные» газы в атмосфере Марса, которые присутствуют там в очень небольшом количестве, но представляют огромный интерес в плане поиска возможной жизни. Спутник сможет зафиксировать оксиды азота и этилен, формальдегид и диоксид серы, монооксид углерода и озон в концентрации порядка одной части на триллион.

Кроме того, добравшись до Марса, TGM выпустит на его поверхность стационарную метеостанцию EDM (Entry, Descent and Landing Demonstrator Module). Одна из задач этого модуля — испытание новой европейской системы посадки для будущих миссий (она основана на парашюте, дополненном тормозными ракетными двигателями).

TGM, он же Trace Gas Orbiter, и Landing Demonstrator Module (иллюстрация ESA-AOES Medialab).

Аппарат EDM будет нести скромный набор сенсоров и проработает на поверхности лишь несколько дней. Но вместе с TGM он проторит дорожку для дуэта ExoMars/MAX-C.

TGM в частности поможет окончательно выбрать место посадки большой европейско-американской миссии. Кроме того, позднее TGM послужит орбитальным ретранслятором для роверов ExoMars/MAX-C (или общего марсохода, если его построят), а далее — и для будущих марсианских посадочных аппаратов, которые могут последовать за ExoMars в 2020 годах.



Объявлен год старта самой тяжёлой ракеты

6 апреля 2011

Учёные впервые исследовали марсианский туман

5 апреля 2011

Европейцы получили самую точную карту геоида

1 апреля 2011

Инженеры предложили стратегию изучения Марса роем роботов

24 марта 2011

Объявлен год старта первой постоянной заправки для спутников

18 марта 2011
  • Здорово, что есть такие проекты! Роботы на Марсе принесут больше пользы чем люди.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  8 апреля, 15:44
    Человек на Марсе важен как психологический шаг и очень важный шаг. Сколько бы роботов мы не посылали, какие бы результаты они нам не предоставили, человек на Марсе, веха в развитии по важности не уступающая первому полету в космос.
    ОтветитьНравится
  • Иван Иванов  8 апреля, 19:10
    Люди дешевле.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  8 апреля, 23:41
    Это, кстати, тоже. Уверен даже в отряде космонавтов найдутся добровольцы на полет в один конец.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Михайлов  9 апреля, 00:35
    Найдутся, но зачем? Ради престижа, флага на палочке? Такой шаг будет выглядеть очень героически, но это же не Отечественная война, когда грудью на амбразуру ложились.

    Пусть уж пока роботы, а потом и человек

    Кстати, современные технологии в принципе позволяют провести нормальную пилотируемую экспедицию с высадкой на Марс и возвращением на Землю, все составные части такого комплекса известно как строить, и это можно сделать в разумные сроки, лет за 15-20, а навалиться всем миром сразу — и за 10.

    Только одно но. Потребуется просто огромная сумма денег, которой нет даже у всех космических агентств вместе взятых. А так все технические вопросы — вполне решаемы, ничего сверхъестественного в таком полёте уже сейчас нет.

    И вот вопрос — лететь в один конец ради чего? Чтобы те, кто остались сэкономили на таком рейсе миллиардик-другой, потратив его на войнушки?

    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  9 апреля, 17:55
    Типа важен флаговтык? Ну воткнули в Луну. И забыли.
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  9 апреля, 17:56
    Если не хоронить.
    ОтветитьНравится
  • Хиномото Хомура  9 апреля, 17:59
    Весьма опрометчивое заявление. Прикиньте сколько дополнительного оборудования нужно тащить, чтобы астронавт мог функционировать и выполнить поставленную задачу. Роботу же требуется гораздо меньше, за счет чего и достигается экономия.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  9 апреля, 23:28
    Основная задача космических исследований — колонизация. Именно поэтому человек полетит, может безрассудно и в одну только сторону, но выхода другого нет.

    Не в смысле самопиара, но дабы тут не повторять написанного, кому интересно, вот мои мысли на эту тему:
    paul-jackson.livejournal.com/567.html

    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  11 апреля, 07:22
    Что там колонизировать? Безжизненную рустыню? Уж лучше Сахару и Антарктиду. Много дешевле и воздух есть.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  11 апреля, 09:43
    Я думаю это задел на отдаленное будущее. Для решения проблемы перенаселения планеты и иссякания ресурсов.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  11 апреля, 12:59
    Да, вот только в той безжизненной пустыне есть шанс выжить если нас астеройдик накроет или выброс солнца в нашу сторону стрельнет, а вот в Сахаре нет и никакой воздух не поможет.

    Задача колонизации — свести к минимуму вероятность уничтожения вида. А какие тут сложности на пути уже не очень важно, человек может ко всему приспособится, было бы время и тех. средства.

    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  11 апреля, 12:59
    Больше перенаселение и опасность быстрого вымирания в следствии катастроф.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Сундуков  18 апреля, 14:56
    Я думаю Вы забыли учесть что для отправки человека нужен совершенно другой класс оборудования для отправки на Марс — причем начиная со стартовой площадки (класс надежности, дублирование систем). И я думаю одно это уже колоссально повышает стоимость полета, а ведь еще жилые отсеки, санитарная система, пища и т.д.
    ОтветитьНравится
  • Я считаю что до того как отправлять людей на Марс, необходимо подготовить для них какую то инфраструктуру. Организовать там базу. Что бы люди могли задержаться на какое то время. А жизнь мы уже занесли туда отправляя марсоходы.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  8 апреля, 15:57
    Вообще-то отправляемую технику тщательно стерилизуют. Но 100-процентной гарантии никто не даст, так что может и занесли.

    А насчёт базы — об этом говорят давно — выбрать место, послать беспилотные машины, разведать, подготовить площадку, завести запасы топлива и кислорода...

    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  8 апреля, 16:31
    Ну это безусловно, плацдарм должен быть подготовлен.

    Просто есть господа, утверждающие, что людям вообще нет смысла лететь куда-либо. Мол все машины сделают.

    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  9 апреля, 12:41
    Давно хочу написать тут статью для дискусси по вопросу стоит летать людям на другие планеты или нет. Все никак не созрею.

    Дезинфекция — это вопрос не сложный, если Вам надо убить все. Аэрозольно озон, перекись водорода — хотя они губят металлы. Дешево и сердито — 250мл/м3 формалина, экспозиция 72 часа. Я не знаю формы жизни, способную выдержать это.
    Мы используем 30мл/м3-24 часа — это убивает все известное, кроме некорых споровых, вроде сибирки. Сибирку убивает 70мл/м3-72 часа.

    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  11 апреля, 07:27
    Конечно нет смысла. Картинку оттуда мы уже видели. Такое и на Земле никому не нада. Что еще?
    ОтветитьНравится
  • Марина Славянка  10 июня, 15:47
    Летать все-равно придется, хотя это и рискованно может быть еще больше того риска,что мы знаем.
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  9 апреля, 13:27
    вообще то, я подозреваю, что стерилизация солнечной радиацией не менее надежна.

    А солнечных то батарей на модели не видно?! Атомный?

    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  9 апреля, 18:20
    Если вы про MSL, то да, на нём стоит плутониевый радиоизотопный термоэлектрогенератор. Номинальная мощность электрическая 110 Вт, расчётный запас энергии — более 1 марсианского года.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  9 апреля, 18:33
    Удивлен. Я думал источник энергии помощнее. Видимо там стоят аккумуляторы для накопления энергии, чтобы можно было двигать 900кг по пересеченной местности.
    Кстати, в Вики пишут, что миссия расчитана на 2 года, а источник энергии на минимальный срок работы 14 лет. 125Вт в начале работы и 100Вт через 14 лет.
    ОтветитьНравится
  • Иван Иванов  10 апреля, 13:19
    Если верить новостям, то не надежная уже.
    ОтветитьНравится
  • Александр Стрелец  10 апреля, 18:30
    Не забываем про меньшее притяжение на Марсе , 900 кг превращаются примерно в 340 кг.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  10 апреля, 21:03
    Да, спасибо. Упустил из виду. Хотя масса не меняется — меняется вес.
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  9 апреля, 13:29
    энерговооруженность — дж, ватт на килограмм — у него скока? До атомной подводной лодки дотягивает?
    ОтветитьНравится