Палеонтологи заподозрили динозавров во вшивости

44-миллионолетний паразит Megamenopon rasnitsyni (его окаменелость показана слева) очень похож на своего современного собрата — Holomenopon brevithoracicum (фото Vincent S. Smith/University of Illinois).

Узнать больше об истории млекопитающих, птиц и динозавров решила международная команда исследователей, занимающихся изучением эволюции насекомых. В ходе работы учёные открыли много необычных фактов.

Систематик Винсент Смит (Vincent Smith) из лондонского Музея естествознания (Natural History Museum) и его коллеги из других стран построили древо эволюции вшей. Биологи сравнили части ДНК 69 существующих видов бескрылых насекомых, а также проанализировали относительно недавно найденные окаменелости древних представителей этого подотряда (возрастом 44 и 100 миллионов лет).

По итогам исследования учёные выпустили статью в журнале Biology Letters, в которой делают вывод, что эти паразиты появились на Земле примерно 115-130 миллионов лет назад (то есть задолго до K-T вымирания).

Исследователи также установили, что предки современных птичьих паразитов появились на свет раньше, чем их собратья, выбравшие млекопитающих. Это может означать, что изначально неприятные насекомые жили среди перьев птиц. Более того, существует вероятность, что первыми жертвами паразитов стали оперённые динозавры.

Однако у учёных пока нет прямых доказательств того, что вши когда-то очень давно кусали динозавров. Возможно, первые настоящие хозяева паразитов попросту исчезли с лица Земли, например, в эпоху всё того же К-Т вымирания.

Каждый вид вшей обладает чертами, позволяющими максимально приспособиться к определённому хозяину, поясняет PhysOrg.com. Поэтому учёные могут по окаменелостям насекомого предположить, на каком создании оно паразитировало (фото Vincent Smith/Natural History Museum, London, иллюстрация Wikimedia Commons).

Обнаружен рекордный отпечаток насекомого

5 апреля 2011

Открыто положительное влияние термитов на урожай пшеницы

1 апреля 2011

Учёные откопали древнее цветковое растение

31 марта 2011

Осы научились применять полёт как нелетальное оружие

30 марта 2011

Учёные нашли древнее создание с щупальцами

29 марта 2011
  • Семён Воловник  9 апреля, 00:04
    Непонятно, что это за «К-Т вымирание». «К» — от английского Cretaceous — меловой (период). «Т» — триас? Но триас был раньше мела, между ними ещё юра, они не граничат. В оригиналах статей пишут о C-P вымирании, т.е. на границе мела и палеогена. Это понятно. Но К-Т?..
  • Леонид Попов  9 апреля, 00:09
    Cretaceous–Tertiary extinction event.. Widely known as the K–T extinction event..
    K is the traditional abbreviation for the Cretaceous Period derived from the German name Kreidezeit, and T is the abbreviation for the Tertiary Period
    en.wikipedia.org/wiki/Cretaceous%E2%80%93Tertiary_extinction_event
  • Юрий Новиков  9 апреля, 13:10
    Ежели смогли прочитать днка вшей из янтаря... Может удастся и из клеток той крови что они ели — в ретикулоцитах, и лейкоцитах? Узнали бы чья она — кровть то.
  • Александр Вихров  9 апреля, 18:00
    Это ДНК современных вшей. Какой еще янтарь? Кино?
  • Юрий Новиков  9 апреля, 18:51
    «ДНК 69 существующих видов бескрылых насекомых, а также проанализировали относительно недавно найденные окаменелости древних представителей этого подотряда (возрастом 44 и 100 миллионов лет)»

или что я не понял?
    В окаменелостях ДНКа не искали?

• Юлия Рудый  10 апреля, 18:51
    Нет, не искали.
  • Юрий Новиков  11 апреля, 18:52
    понятно, я как всегда, выдал желаемое за действительно. Интересно, если на хромотографе проверить кусочки этих окаменелостей — ни капельки нуклеотидов не найдется? Но концентрация OPNC должна же отличаться?
  • Хиномото Хомура  11 апреля, 19:03
    Нет, не найдется. Это кусок камня в форме насекомого и ничего больше.
  • Юрий Новиков  11 апреля, 19:26
    пардон, но чем то же этот «кусок» отличается от окружающей породы?
    Наверное химически составом все таки?
  • Семён Воловник  9 апреля, 23:50
    Из английского резюме это неясно, а полный текст — только для подписчиков. Вполне возможно, что ДНК смотрели только у современных.
  • Юрий Новиков  11 апреля, 18:55
    диаметр захвата вошек точнехонько подогнан под диаметр волоса — по захватам древних — ежели сохранились лапки — можно определить диаметр волос хозяина. :)
  • Илья Лягин  11 апреля, 19:09
    Все желающие могут прочесть статью здесь: vsmith.info/files/2011.Smith_.BiologyLetters.Manuscript.pdf

З. Ы. Добрый В.Смит выложил ее манускрипт у себя на страничке.