Учёные нашли нос Солнечной системы

На этом рисунке нос гелиосферы отмечен красной точкой в центре (иллюстрация Nathan Schwadron, University of New Hampshire).

Пузырь гелиосферы из-за движения Солнца сквозь межзвёздную среду выглядит как вытянутая капля или кометный хвост. Последние сведения из космоса позволили уточнить его форму и направление, а заодно выявить тонкости в устройстве.

Порадовали исследователей данные, переданные с космического аппарата IBEX. Напомним, в 2009 году он открыл совершенно неожиданную колоссальную ленту, окружающую Солнечную систему и сдвинутую набекрень. Лента эта проявляется в аномальных потоках энергичных нейтральных атомов — ENA.

Лента, очевидно, связана с процессами, происходящими на границе гелиосферы. Но тонкости в её поведении и сам механизм возникновения всё ещё остаются туманными.

В зависимости от поведения солнечного ветра и частиц межзвёздной среды у Солнечной системы различают несколько внешних оболочек, расположенных намного дальше орбит планет и даже пояса Койпера (иллюстрация SwRI/IBEX Team).

Теперь Натан Швадрон (Nathan Schwadron) из университета Нью-Гемпшира, а также его коллеги из США и Польши детально проанализировали энергетический спектр ленты и окружающего её пространства. Как повествует National Geographic, таким способом учёные нашли, что передний край гелиосферы (словно нос корабля) указывает в направлении зодиакального созвездия Скорпиона.

Также авторы исследования установили, что гелиосферный хвост, на который влияет межзвёздный ветер, ещё и отклонён в сторону межзвёздным магнитным полем. Кроме того, особенности в спектрах ленты и остальной части неба указывают, что плазма, служащая сырьём для ENA, в двух этих областях имеет различное происхождение. (Подробности — в статье в Astrophysical Journal.)

Всё вместе это добавляет немало сведений о физике «последней границы» Солнечной системы. А она очень важна для нас, поскольку защищает планеты от галактических лучей. Любые аномалии в гелиопаузе способны отражаться на доле галактических лучей, проникающих во внутреннюю Солнечную систему, а значит, и на земной биосфере.

Кстати, по некоторым предположениям, во время движения Солнца по галактической орбите оно за один оборот вокруг центра Млечного Пути несколько раз немного поднимается выше и спускается ниже галактической плоскости.

Это медленное колебание влияет на среду, окружающую Солнце, на гелиосферу, а следовательно, и на уровень галактических лучей. Данное волнообразное движение, не исключено, может быть увязано с периодическими массовыми вымираниями на Земле. Во всяком случае, существует такая гипотеза. Надо ли объяснять, насколько важны для её уточнения данные с зонда IBEX?

Впрочем, не только с него. Летящие прочь от Земли вот уже 33 года «Вояджеры», образно говоря, берут пробы в двух точках этой колоссальной структуры, пока спутник IBEX своим взглядом охватывает её целиком. В минувшем году аппарат Voyager 1 обнаружил остановившийся солнечный ветер, то есть приблизился к границе, за которой господствует межзвёздная среда. Сейчас этот зонд расположен на расстоянии 116,62 астрономических единиц от Солнца.

Аппарат Voyager обнаружил остановившийся ветер

14 декабря 2010

Предсказано столкновение Солнца с облаком от сверхновой

27 мая 2010

Вокруг семьи Солнца открылась колоссальная лента

16 октября 2009

Проведена уникальная съёмка внешней оболочки Солнечной системы

3 июля 2008

Земной аппарат пробил полосу солнечного прибоя

12 декабря 2007
  • Константин Сухов  13 апреля, 20:11
    Надеюсь, что трудяги-Вояджеры будут продолжать работать и дальше несмотря на то, что расчетный срок их эксплуатации истек еще давно. Быть может еще повезет, и хотя бы один из них выйдет в межзвездное пространство в рабочем состоянии. Очень хотелось бы.
  • Это точно... эти трудяги уже 30 лет работают... энергии им должно хватить до 2020 года... будем надеяться
  • Кирилл Размыслович  13 апреля, 22:33
    Это больше зависит от НАСА — в последнее время опять пошли разговоры об урезании расходов агенства из-за бюджетного кризиса, и в числе программ, которые могут попасть «под нож» была и миссия Вояджеров.

Искренне надеюсь что до этого не дойдет...

• Владимир Королёв  13 апреля, 22:46
    Я понимаю урезать бюджет еще не запущенных зондов. Но перестать получать информацию с границ солнечной системы глупо. Надеюсь Обама не ступит.
  • НАСА — государственная организация... и урезают её часто... А с Владимиром согласен — просто глупо... работают же! пользуйся
  • Олег Апарцев  14 апреля, 07:27
    Меня лично заинтересовало упоминание о существовании межзвездного магнитного поля. Какой механизм его возникновения? Что думают теоретики о его величине, направленности и стабильности?
  • Константин Сухов  14 апреля, 09:38