Химики создали первый эластичный фотохромный материал

Один из новых фотохромных составов перед воздействием ультрафиолетового излучения (слева) и после него (справа) (фото с сайта ncsu.edu).

Соединения, меняющие цвет при воздействии того или иного излучения, известны давно, но до этой работы их не удавалось интегрировать в гибкий и растяжимый материал, без ущерба для упругости основы.

Новый материал разработан и испытан в университете Северной Каролины (North Carolina State University). Учёные сумели разместить молекулы спиропирана в недрах силиконовой эластомерной сети, основанной на поливинилметилсилоксане.

При этом удалось подмешать ингредиенты, влияющие на цвет, который приобретает такой материал (в исходном виде почти прозрачный) под воздействием ультрафиолетовых лучей. Так карбоновая кислота придаёт подобному составу жёлтый оттенок, гидроксил — пурпурный, а их смесь — оранжевый.

Исследователи разработали трафареты, с помощью которых научились по-разному настраивать химический состав полимера в выбранных участках. Так получились рисунки (например, жёлтые звёздочки на пурпурном фоне), проявляющиеся под УФ-лучами. После удаления УФ, а также при нагреве материала, цвет возвращался обратно.

Один из авторов исследования Ян Гензер (Jan Genzer) говорит: «Безусловно, есть приложения для этого материала — он гибкий, меняет цвет в ультрафиолете, возвращается к своему первоначальному цвету в видимом свете и может быть с рисунком. На данном этапе мы ещё не выявили лучшего применения».

О работе учёных можно узнать из пресс-релиза университета и статьи в апрельском номере журнала Soft Matter, в котором данное исследование удостоилось обложки (иллюстрации Hyun-Kwan Yang et al., Soft Matter).

Найден недорогой катализатор синтеза водорода

14 апреля 2011

Учёные создали термопласт из перьев кур

6 апреля 2011

Бразильцы придумали пластик из бананов и ананасов

30 марта 2011

Физики создали кремниевый аналог графена

28 марта 2011

Физики изобрели самоукрепляющийся нанокомпозит

24 марта 2011
  • Пример изобретения ради самого изобретения.
  • Михаил Тоцких  18 апреля, 15:54
    А кто-то на «изобретении ради самого изобретения» сделает миллиарды, штампуя шмотки для модниц ))))
  • Александр Зубарев  20 августа, 23:16
    Очень часто наука — удовлетворение личных амбиций ученого за государственный счет (ну, порой и/или за счет «спонсоров»)...
  • Олег Апарцев  18 апреля, 08:27
    Вы не правы. Даже если это изобретение — только для витринной рекламы, это уже здорово.
  • Рустэм Рахимов  18 апреля, 14:54
    Теперь стоит изобрести изобретение, в котором будет использоваться это изобретение.
  • Александр Амелькин  19 августа, 16:01
    Надо избавиться от эффекта просветления при нагреве и тогда из этого можно будет делать тонировочную пленку для автостекол, которая не будет ночью ухудшать обзор.