Биологи исследовали существо с каменными глазами

Хитоны встречаются в морях практически всего мира, некоторые виды обитают в прибрежной зоне. Раковина моллюсков разделена на восемь частей. В случае опасности хитоны сворачиваются клубком (фото Chad King/Monterey Bay National Marine Sanctuary).

Глаза, приспособленные к зрению как в воздухе, так и в воде, обнаружили учёные США. Необычную функцию орган моллюска имеет благодаря аналогу роговицы из арагонита.

Глаза рыб не обеспечивают хозяину хорошее зрение над поверхностью воды, а глазам человека трудно выполнять свои функции под водой. Однако есть на свете существо, чьи каменные глаза дают животному всю необходимую информацию в обеих средах обитания.

О том, что хитоны обладают необычными глазами, биологи знают давно. Исследователи из университета Дюка (Duke University) решили тщательнее изучить зрение этих моллюсков.

Для начала они срезали несколько таких глаз с поверхности панциря животных и провели их рентгеновский анализ, чтобы изучить их химический состав и структуру. Оказалось, что внешняя оболочка глаз хитонов состоит из арагонита, одной из форм карбоната кальция.

Сотни миниатюрных глаз покрывают панцирь хитонов. До нынешнего исследования ничего не было известно о том, как и что с их помощью видят моллюски. Кстати, каменными глазами также обладали трилобиты и некоторые другие существа. Однако арагонит обнаружен в «роговице» животных впервые (фото Daniel Speiser/Current Biology).

Затем американские биологи провели эксперимент с моллюсками, позволяющий выяснить, насколько хорошо они видят. Для начала учёные поместили в поле зрения хитонов чёрный диск диаметром три сантиметра. Во второй части опыта они постепенно уменьшали освещение (в конце получалось, что блокируется столько же света, сколько и диском).

На первое затемнение моллюски среагировали как на опасность (свернулись), однако когда уменьшение освещения происходило постепенно, хитоны остались спокойны.

Получается, что эти животные способны своими каменными глазами определить, что именно происходит вокруг: приближается хищник или же просто облако проплывает по небу.

Следующий эксперимент показал, что хитоны одинаково хорошо видят, как в воде, так и на воздухе. Вероятно, этому способствуют свойства арагонита (двойное лучепреломление приводит к созданию двойной картинки), делают вывод биологи. Исследователи предполагают, что в воде моллюск получает информацию при падении света на одни чувствительные клетки, расположенные под покровом арагонита, а на воздухе – на другие.

«Я думаю, что это очень умное и простое решение проблемы. Благодаря арагониту хитоны видят сразу в двух средах с разными оптическими свойствами», — говорит глава нынешнего исследования Дэниел Спейсер (Daniel Speiser). Осталось выяснить, каковы фокусные расстояния этих бифокальных глаз.

Кстати, ранее учёные докладывали об обнаружении первого животного с бифокальной оптикой и исследовании необычного зрения морских ежей.

Создана система распознавания полосок зебр

13 апреля 2011

Из стволовых клеток впервые выращена сетчатка глаза

9 апреля 2011

У приматов обнаружен необычный цикл пищеварения

1 апреля 2011

Электронная сетчатка-имплантат впервые вышла на рынок

10 марта 2011

Найдено первое питающееся через кожу позвоночное

3 марта 2011
  • Семён Воловник  18 апреля, 22:58
    Многие видели жуков-вертячек. Мелкие, блестящие, чёрные, они стайками выписывают виражи на поверхности водоёмов. Так вот, каждый глаз у вертячек разделен на два — верхний и нижний (фактически у них четыре глаза). Верхний видит над водой, нижний — под водой. Причём, качество изображения у них, думаю, получше, чем у хитонов.
  • Юлия Рудый  19 апреля, 00:33
    Вы правы, есть и среди животных такие четырёхглазые (пара над водой, пара под водой). Но в данном случае (как и в случае с личинками жука-плавунца — по ссылке внизу) бифокальность имеет место в одном глазу, то есть один и тот же орган может выполнять свои функции в разных средах/строить два чётких изображения.
  • Сергей Смирнов  19 апреля, 13:49
    Интересно было бы посмотреть как располагаются ганиглиозные клетки в глазу....
  • Сергей Смирнов  19 апреля, 13:50
    А также наличие амакриновых клеток — и на каком этапе происходит распознавание объектов...
  • Александр Вихров  19 апреля, 14:25
    Ха! И они еще говорят про эволюцию. А тут линза неорганическая, построенная даже не из распространенного кальцита, а из арагонита, и чтобы работать, она должна иметь заданную степень кривизны, чтобы изображение точно фокусировалось на сетчатке. А в неживой природе из САСО3 растут одни сосульки. Повинуясь законам земного притяжения и роста кристаллов из пересыщенных растворов.
  • Сергей Смирнов  19 апреля, 14:36
    Да, теория эволуции Дарвина на поверку оказывается применима только в узкой области; а чуть дальше начнешь копать — так такая сказка, что диву даешься. Сразу наводит на мысль, что биологи просто находятся перед выбором — или признать создание и контроль развития жизни под началом Бога или эволюционную теорию Дарвина — и за не имением мужества признать первое — приходиться опираться на чепушачий Дарвинизм.
  • Сергей Кремлёв  20 апреля, 11:26
    Эволюция на её последней продуктивной стадии продолжалась, кажется около 65 млн лет назад. Естественно, никто не сложил по порядку все виды животных расцветших и угасших за это время видов на полочки- слишком недолговечна живая плоть. Поэтому цепь останков найденых организмов прерывиста, как пунктир. Но и того, что уцелело, достаточно для подтверждения выводов теории эволюции. Конечно, её всегда будут совершенствоать. Так она же наука, а не религия. Кстати, а Вы знаете, что папский престол признал эволюцию, как природный факт? С чем воюете?
  • Сергей Смирнов  20 апреля, 22:40
    К Вашему сведению, православие так же относиться к римско — католической вере, как и теория Дарвина к теории общей теории относительности — обе называются теориями, но содержание — разное. Разделение этих двух религий произошло около 12 — го века. Отличия этих двух религий — кардинальные. Данные факты знать надо, когда пишите по этой теме. Это во-первых. Во вторых, давайте посчитаем — если люди возникли от обезьян — около 100 000 лет, то за это время прошло 100 000 лет / 25 лет = 4000 — поколений. Т.е. вы хотите утверждать, что за 4000 смены поколений наше тело и главное — наш мозг эволюционировал до неокортеса? — могу вас уверить, что этих 4000 поколений не хватило бы для стабилизации мутационных процессов — тем более для такого многофункционального организма как у высших приматов. Вы попробуйте создать программу, в которой хотя бы один миллион зависимых параметров — и посмотрите, сколько нужно циклов для стабилизации возмущения в этой системе. А сколько таких параметров в организме высших приматов? — так что сказка все это про происхождения человека от обезьяны. А вот по поводу животного мира — так под руководством Высшей силы — эволюционный процесс, конечно возможен.
  • Алексей Заикин  26 апреля, 22:58
    Итак, мутации значит существуют, т.е. наличие изменчивость признаем, про наследственность тихо молчим, ибо не признавать ее — не видеть очевидного, а естественный отбор значится есть выдумка?

И это в то время как исследователи прямо сейчас наблюдают процессы видообразования. Моделируют на микроорганизмах и т.д.

О том что фраза «люди произошли от обезьян» некорректно, объясняют еще в школе. С шимпанзе, гориллами и орангутанами у нас был общий предок, но ведь после разделения видов они так же продолжали эволюционировать.

Ну выращивают хитоны себе неорганические глаза, в чем проблема? в том что больше никто так не делает — так ведь и вид реликтовый, видать при всех своих плюсах глаза эти не так уж и хороши.

• Александр Вихров  30 апреля, 07:21
    Ага, ошибки, конечно существуют и наносят организму немалый вред. А что вы можете сказать о наследственности, когда потомок не наследует все гены родителя и каждый раз их комбинация иная?
  • К слову, половая зрелость у обезьян наступает обычно в районе 10 лет. Согласно Википедии, эволюционные пути человека и шимпанзе разошлись 6 млн лет назад, что даёт нам 600000 поколений эволюции. Не так и мало.
  • Александр Вихров  20 апреля, 10:41
    Она вообще неприменима, ибо ЕО — сущность абстрактная и не имеет численных характеристик. Научно признанный Бог.
  • Ну и что? Гипотенуза, например, тоже сущность абстрактная. Она тоже Бог?