Физики создали закольцованный атомный ток

Справа показан «пончик» из атомов, красный цвет означает большую плотность. Слева – кольцо с сектором низкой плотности конденсата, образованным при включении «лазерного барьера» (фото JQI/NIST).

Международная коллаборация учёных заставила циркулировать ток из 100 тысяч атомов натрия. Ранее учёным удавалось лишь отправлять атомный ток из точки A в точку B.

Физики называют свой ток долгоживущим, хотя он просуществовал всего-то 40 секунд. Но это в четыре раза дольше, чем в предыдущих экспериментах.

Успеха добилась международная группа, которой руководил Кевин Райт (Kevin Wright) из Национального института стандартов и технологий США (NIST). Учёные охладили облако атомов натрия до ультранизкой температуры, фактически превратив его в единый квантовый объект (так называемый конденсат Бозе-Эйнштейна).

При помощи лазеров исследователи сформировали из движущихся по кругу атомов тор (в отсутствие вращения отверстие в торе затягивалось). Получился атомный аналог незатухающего электрического тока в сверхпроводящем кольце.

Такое образование чутко реагирует на любое, даже самое слабое изменение во вращении, поэтому физики прочат подобным системам использование в качестве сверхчувствительных гироскопов.

Команда Райта также заставила часть атомов тора ускориться в определённом секторе «пончика» (в дело пошёл ещё один лазерный луч, создающий энергетический барьер). Выглядит это так, будто бы в торе образовывается разрыв.

На самом деле атомы продолжают вращаться, но близ «лазерного барьера» скорость их движения увеличивается, как следствие, возникает разрежение. (При дальнейшем увеличении барьера весь поток атомов вовсе останавливается.)

Так американские физики создали квантовый аналог эффекта Джозефсона. А это — основа для создания сверхпроводящих квантовых интерферометров (СКВИДов) из ультрахолодного газа. Такие приборы пригодятся для высокочувствительных измерений магнитных полей.

Учёные нашли неожиданный метод конверсии света в ток

18 апреля 2011

Физики впервые измерили квантование гравитации у нейтронов

18 апреля 2011

Физики задержали радугу на поверхности металла

13 апреля 2011

Физики открыли самоохлаждение графеновых транзисторов

4 апреля 2011

Физики создали кремниевый аналог графена

28 марта 2011
  • Георгий Ратушный  20 апреля, 23:56
    а что удерживает атомы от разлета под действием центробежной силы?
  • Георгий Ратушный  21 апреля, 00:05
    то, что атомам хотелось сконденсироваться?
  • Юлия Рудый  21 апреля, 12:52
    Законы квантовой физики сильно отличаются от законов физики обычной, в коллективистском конденсате Бозе-Эйнштейна все атомы стремятся двигаться в одном направлении с одинаковой скоростью.
  • Это ли не первый шаг к вечному двигателю? ;)