Новая графеновая бумага оказалась прочнее стали

По толщине новый образец сравним с плотным листом бумаги, но по прочности — превосходит сталь (фото Lisa Aloisio).

Исследователи в Австралии создали бумагу из множества слоёв графена. Она показала удивительные механические свойства, сохраняя хорошую гибкость и высокую упругость.

Специалисты из технологического университета Сиднея (UTS) использовали комбинацию химической и тепловой обработки, чтобы аккуратно отделить от графита одноатомные слои, очистить их и выложить как бутерброд в идеально выровненную структуру из гексагональных решёток атомов углерода — графеновую бумагу (graphene paper — GP).

Как рассказывает PhysOrg.com, плотность GP — в пять-шесть раз ниже, чем у стали.

При этом испытания показали, что новый материал в два раза твёрже и в десять раз прочнее при растяжении нежели углеродистая сталь. А модуль упругости при изгибе оказался выше в 13 раз.

Один из авторов работы Али Реза Ранджбарторех (Ali Reza Ranjbartoreh) говорит: «Никто другой не использовал аналогичные методы производства и тестирования, чтобы найти и показать столь исключительные механические свойства бумаги из графена» (фото Lisa Aloisio).

Исследователи полагают, что графеновая бумага окажется великолепным конструкционным материалом, востребованным в авиационной и автомобильной отраслях, да ещё — дружественным природе и экономически оправданным. (О достижении учёных рассказывают статья в Journal of Applied Physics и пресс-релиз университета.)



Химики создали первый эластичный фотохромный материал

15 апреля 2011

Самые маленькие обручальные кольца построены из ДНК

13 апреля 2011

Физики задержали радугу на поверхности металла

13 апреля 2011

Испытан скоростной графеновый транзистор

12 апреля 2011

Учёные создали термопласт из перьев кур

6 апреля 2011
  • Сергей Смирнов  21 апреля, 15:59
    Даааааа — теперь сынок из тетради двойку не вырвет :-)))
    ОтветитьНравится
  • Сергей Лучкин  21 апреля, 16:05
    Не совсем корректно сравнивать со сталью. Во-первых, свойства стали очень сильно зависят от состава и термо-механической обработки. Внутри одного класса сталей характеристики свойств могут различаться в разы.
    Для полноты картины хорошо бы приводить не только те свойства, которые выше аналогичный свойств какой-то стали, а все механические свойства, учитывая анизотропию графена.
    Я ни в коем случае не преуменьшаю значимость и качества данного изделия, а просто обращаю внимание на некорректность подобных сравнений.
    ОтветитьНравится
  • Константин Галаев  21 апреля, 18:13
    В два раза тверже — спорное достоинство при механической обработке :)
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  21 апреля, 20:20
    Да какая там мехобработка. Там лепится слой необходимой конфигурации. Материал дорогой, так как возни с ним много. Но сочетание высокой прочности и вязкости материала делают его перспективным в будущем материалом.
    ОтветитьНравится
  • Георгий Ратушный  21 апреля, 20:42
    много слоев графена = графит. при чем здесь бумага? или они слои чем-то прокладывают?
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  21 апреля, 20:53
    Тонкости остались за кадром. Разве что в статье в Applied Physics ...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  21 апреля, 20:54
    Но графит-то не согнешь. :)
    ОтветитьНравится
  • Юлия Рудый  21 апреля, 21:20
    думаю, дело в том, что собирают послойно, отсюда и название, а во-вторых — популярность графена, как в своё время у «нано»...
    ОтветитьНравится
  • Даниил Магдалюк  22 апреля, 09:15
    «... аккуратно отделить от графита одноатомные слои, очистить их и выложить как бутерброд ...» — что-то смахивает на технологию производства процессоров (тоже послойно). Наверное и цена производства будет не намного меньше. И где же тогда в автомобильной промышленности это использовать? :) Кузов, бампера? Разве что в «формуле-1» или на «бугатти»...
    ОтветитьНравится
  • Даниил Магдалюк  22 апреля, 09:41
    Хотя, еще по этой теме с другого сайта: «Благодаря экологичности и низкой стоимости она может потеснить как металлы, так и эффективные, но дорогостоящие углепластики.» Производство, оказывается, недорогое...
    ОтветитьНравится
  • Андрей Сундуков  22 апреля, 10:17
    Военным очень понравится)
    ОтветитьНравится
  • Константин Селезнев  22 апреля, 11:01
    Сшить одежду из такой бумаги и можно под пули идти..
    ОтветитьНравится
  • Денис Мельников  29 апреля, 14:00
    умрёте от первой же.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Харченко  22 апреля, 12:58
    Да хорошо было бы получить такой материал для нашего проекта аэростата "Небоход" — для лучшей износостойкости конструкции. Но вот когда он появится в продаже и сколько будет стоить это вопрос. И ещё интересно какая у него теплопроводность.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  23 апреля, 12:54
    Сергей, Вас уже хочется назвать спаммером.
    ОтветитьНравится
  • Георгий Зеленецкий  23 апреля, 14:35
    он и есть спамер, это тупо реклама проэкта, я б забанил его если б смог, засрал уже все темы этим небоходом, только изза этого не хочеться вообще вникать в его тему
    ОтветитьНравится
  • Юлиан Пригожин  22 апреля, 17:03
    Очередной бум,лишь бы толк был от всей шумихи:)
    ОтветитьНравится
  • Владимир Козюра  23 апреля, 19:42
    В случае промышленного производства речь о цене отпадет. А если такому материалу придать структуру сот можно будет вытеснить сталь и конструкции делать и жесткие и упругие. Главное, чтобы деятели из ТНК, занимающихся производством стали не прихлопнули ребят.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Лучкин  25 апреля, 09:51
    Откуда конкретно вытеснить сталь? Её столько видов и она имеет столько специфических свойств и областей применения, что слова о вытеснении стали без точного указания, откуда её предстоит вытеснить, звучат очень некорректно. И речь о цене не отпадает. Пока технология не отлажена, цена не определена.
    ОтветитьНравится
  • Радомир Курбанофф  23 апреля, 20:44
    давно уже существует угольная ткань из которой делают так называемый карбон, композитный материал. тоже прочнее стали и все дела. Но вопрос цены стоит до сих пор. и производить из данного материала кузова авто очень дорого в силу не технологичности (со штамповкой стального листа не сравнить). Делают конечно штучные вещи, спортивные велики, мотики, автомобильные детали, планеры. Но все руками. Хоть и много приспособ разных напридумывали. А еще при хорошей прочности и жесткости есть один недостаток у композитных материалов. При повреждении стальной детали мы получаем вмятину, а при повреждении композитного материала мы должны вырезать поврежденный кусок и снова по той же технологии заделывать место повреждения, а это делается в особых условиях, считай в специальной мастерской. и нити углеткани попадая в кожу могут постепенно прошить ее насквозь. А графен как подозревают вообще канцерогенный материал, из легких хрен выйдет когда.
    ОтветитьНравится