Биологи уличили орхидеи в двойном обмане мух

Чёрно-коричневые пятна на листьях орхидеи Cypripedium fargesii – мимикрия под заражённое грибком растение. Цветки добавляют реалистичности, испуская соответствующий запах (фото Zong-Xin Ren).

Орхидеи подсемейства циприпедиевые, произрастающие в горах юго-запада Китая, ради опыления своих цветков идут на двойную хитрость: и запахом и внешним видом сигнализируют опылителю о поддельной грибковой инфекции.

Единственные насекомые, помогающие размножению этих растений, – это грибные мушки, которые питаются поражёнными грибком листьями и плодами. Орхидеям приходится обманывать опылителей, причём сразу по двум фронтам.

«Впервые мы обнаружили орхидею, что использует для обмана одновременно листья и цветки. Кроме того, в опылителях у неё насекомое, которое раньше ни разу не уличали в подобной деятельности», — рассказывает один из авторов исследования Питер Бернхардт (Peter Bernhardt) из университета Сент-Луиса.

Учёные выяснили, что мухи, которые клюнули на приманку, улетают несолоно хлебавши, но зато в пыльце. Как правило, растения всё же дарят насекомым, способствующим их размножению, хоть что-то взамен, однако в данном случае этого не происходит.

Мушки-опылители, как и сами орхидеи, встречаются очень редко и находятся практически на грани вымирания. В ходе четырёхлетнего исследования биологам удалось поймать всего пять особей грибных мушек. В их ртах, на их головах и лапках были обнаружены споры грибков, пишут учёные в статье, вышедшей в журнале PNAS.

Цветки орхидей испускают в окружающую среду те же химические вещества, что и грибки, заражающие листья и плоды растений, а также «украшающие» эти места чёрными пятнами, добавляют биологи.

В будущем исследователи планируют выяснить, почему насекомые не заражают грибком посещённые растения и существует ли между этими тремя видами связь, определяющая немногочисленность мушек и циприпедиевых орхидей.

Кстати, орхидные не в первый раз удивляют ботаников своими уловками по привлечению опылителей, например, мы рассказывали, как эти растения обманывают шершней запахом пчёл. Кстати, не так давно учёные обнаружили самоопыляющуюся орхидею.

Биологи исследовали существо с каменными глазами

18 апреля 2011

Палеонтологи заподозрили динозавров во вшивости

8 апреля 2011

Обнаружен рекордный отпечаток насекомого

5 апреля 2011

Открыто положительное влияние термитов на урожай пшеницы

1 апреля 2011

Осы научились применять полёт как нелетальное оружие

30 марта 2011
  • Юрий Новиков  26 апреля, 18:08
    опять ну нет масшатаба — эта штука метр в диаметре или 1 мм? А?

А так конечно, если в наглую обманывать опылителя — опылителей будет прилетать все меньше и меньше.

• Семён Воловник  26 апреля, 19:24
    Я могу понять, почему вымирает эта несчастная мушка: она тратит силы понапрасну, не получая взамен никакой еды от орхидеи-обманщика. Но как может оставлять потомство орхидея, которая рассчитывает на вымирающего опылителя? Численность растения тоже должна бы падать. Но так ли это? К тому же, зрение насекомых не идентично нашему, нет уверенности, что они принимают пятна на листьях за грибковые, как мы. Авторы статьи этого не проверяли, они более осторожны, чем автор «Мембраны», и пишут о «визуальном обмане»
  • Юлия Рудый  26 апреля, 23:30
    Ценные замечания нами всегда приветствуются.
  • Александр Вихров  27 апреля, 05:18
    Это всё надумано. Мушки различают предметы на расстоянии нескольких сантиметров. А многие цветы вообще не имеют опылителей.
  • Семён Воловник  27 апреля, 19:40
    Опылителей не имеют цветы, которые доверили перенос пыльцы ветру, воде. Или вовсе не имеют цветов — без опыления этот орган бессмысленно «отращивать». (Если не считать перехода к самопылению). Близорукость мушек не противоречит гипотезе «двойного обмана»: на запах прилетают издалека, а увидев вблизи листья получают дополнительный стимул. Типа: «верной дорогой идёте, товарищи». Но лишь эксперименты могут показать, надуман или не надуман вывод о «двойном обмане». Поставить их не так уж трудно.
  • Сергей Шляхтов  28 апреля, 02:21
    Не уверен, что визуальный стимул для мушек. Есть большая вероятность, что это защита растения от травоядных (у которых проблем со зрением меньше). И вообще может оказаться, что мушки в опылении вообще случайны. Все сходится: хорошая защита от остальных (прикидывается больным растением) = малой распространенности. При малой распространенности мушки в качестве опылителя скорее нонсенс чем правило, скорее всего самоопыление. Раз самоопыление то залетающие мушки растению не нужны, и поощрять их нет смысла. Впрочем, иногда они могут производить перекрестное опыление, но видать вероятность такого события очень мала.
  • Александр Вихров  27 апреля, 20:30
    Ага. Некоторые еще и цветут один день. Чтоб ветру тяжелее было.
  • Семён Воловник  27 апреля, 20:45
    Одного дня вполне достаточно. Важно чтобы зацвело в нужное время и в нужном месте. Нек-рым кактусам и дня не надо: они цветут одну ночь в течение нескольких ЧАСОВ. И успешно опыляются ночными насекомыми.
  • Александр Вихров  28 апреля, 06:52
    Да. Ночные насекомые лучше видят.