Комета Хейла-Боппа замёрзла насмерть

Детальный анализ самых свежих наблюдений за «Большой кометой 1997 года» будет представлен в статье в журнале Astronomy & Astrophysics (фото Jerry Lodriguss).

На поверхности одной из самых знаменитых комет XX века практически прекратилась активность. Фигурально выражаясь, она замёрзла до смерти: об этом говорит исследование, в ходе которого специалисты наблюдали за кометой на рекордно большом расстоянии.

Комета Хейла-Боппа, открытая в 1995 году и представшая перед землянами во всей красе в 1997-м, стала одной из самых ярких комет за несколько десятков лет. Невооружённым глазом её великолепный хвост можно было видеть рекордные 18 месяцев.

Ныне обыватели забыли ледяную странницу, улеглась паника вокруг «корабля пришельцев» и «конца света». А вот у астрономов работа по изучению этой кометы в самом разгаре. Дело в том, что учёным исследовать процесс угасания кометы по мере удаления её от Солнца не менее интересно, чем наблюдать за «распусканием хвоста».

Как сообщает Discovery, группа астрономов из венгерской обсерватории Konkoly (при участии американских и австралийских коллег) использовала телескоп обсерватории La Silla в Чили, чтобы установить рекорд дистанции наблюдения. В 2010 году (когда и велась обсуждаемая съёмка) комета Хейла-Боппа удалилась от Солнца на расстояние 30,7 астрономических единиц (это, для сравнения, в районе орбиты Плутона).

Наблюдение показало: около ядра кометы должно присутствовать эфемерное облачко, напоминающее кому. Разглядеть его даже в телескоп уже невозможно, но на него косвенно указывает ряд измерений яркости объекта. Авторы исследования полагают, что речь может идти или об очень низком уровне остаточной активности, или всего лишь об удерживаемом кометой остатке материала, выброшенного ранее. Не на 100%, но всё же астрономы заключают — генерацию пыли и газов на комете можно считать практически завершённой.

Вокруг Солнца комета Хейла-Боппа обегает за 2534 года, так что следующее свидание с ней нам предстоит очень не скоро (фотографии Pete Petree, NASA, Wally Pacholka).

Это важное открытие, особенно в свете сравнения его с предыдущим наблюдением за этой небесной странницей, проведённым той же командой в 2007 году. Тогда комета Хейла-Боппа находилась на расстоянии 25,7 астрономических единиц от Солнца. И на ней всё ещё фиксировалась явная активность — была видна хотя и слабая, но чётко различимая кома.

Уже одно только такое долгожительство было выдающимся. Оно заставляло специалистов высказывать различные предположения об особенностях именно этого небесного тела. И вот за минувшие три года комета резко изменила внешний облик и наконец-то «уснула» или «выключилась».

Если это верный вывод, учёные теперь могут указать диапазон температуры, при которой комета такого типа «замерзает насмерть»: между 50 и 53 градусами по Kельвину.

Это наблюдение добавляет сведений в копилку знаний о кометах, необходимых, чтобы прогнозировать их поведение по мере странствий по Солнечной системе. Ведь выбросы газа из кометного ядра способны корректировать орбиту такого объекта, что затрудняет, к примеру, расчёты возможного столкновения комет с Землей.

В комете найдена подпись жидкой воды

7 апреля 2011

Космический зонд отметил праздник влюблённых свиданием с кометой

15 февраля 2011

Астрономы изучили снежную бурю кометы

19 ноября 2010

Кометное ядро заснято с близкого расстояния

4 ноября 2010

Солнце уличили в воровстве комет

11 июня 2010
  • Шура Балаганов  3 мая, 20:53
    Т.е. она не «замёрзла насмерть», а только «уснула». А потом, по мере приближения к Солнцу — опять «оттает».
  • Нет, похоже, она ипревратилась в метеорит. И за довольно короткое время.
  • Леонид Попов  4 мая, 09:01
    Метеорит???? :-)
    Вообще-то Балаганов прав, но в каком-то смысле можно сказать и что комета «стала трупом», который через 2,5 тысячи лет вновь «оживёт».
  • «..который через 2,5 тысячи лет вновь «оживёт»» ... Оооо, меня уже окутал религоиозный трепет! .. :))
  • Михаил Зиньков  4 мая, 10:02
    микроскопическая по информации статейка на тему оправдания средств затраченных великовозрастными балбесами на наблюдение за неким объектом. Ничего интересного не увидели, ну хоть что-то писануть надо ну вот мы и читаем эту хрень. Но само стремление наблюдать восхищает, а вдруг бы да и увидели бы там бы чегонибудь бы.
  • Александр Буховецкий  16 сентября, 17:31
    Интересно, человечество сможет увидеть возвращение этой кометы, или мы будем опять заняты добычей корешков и червячков, выкапывая их палкой-копалкой?
    cometasite.ru/