Орнитологи раскрыли технику питья колибри

Половинки языка колибри, погружённые в нектар (слева) (фото Alejandro Rico-Guevara).

Американские учёные создали прозрачные цветки с искусственным нектаром, подвесили возле них высокоскоростную видеокамеру и в деталях рассмотрели, как одни из самых быстрых в мире птиц пьют. Оказалось, что прежние представления были в корне неверны.

Миниатюрные птахи хлопают крыльями 90 раз в секунду, их сердце сокращается 1200 раз в минуту. Метаболизм диктует свои правила: трёхграммовая колибри потребляет подчас 43 грамма сладкого нектара в день!

Когда колибри пьёт, она опускает язык в горлышко цветка 20 раз в секунду. При этом он не просто погружается в жидкость и выныривает. Половинки языка, попадая в нектар, расправляют свои бока, а затем, перед возвращением в клюв, скручиваются обратно (показано в видеоролике ниже).

«Поначалу, увидев эти записи, я не поверил своим глазам. Изучая структуру языка во всех деталях, я даже не представлял, что он может вытворять такие фокусы. Нам пришлось создавать новую модель, чтобы объяснить его движение», — рассказывает глава исследования Алехандро Рико-Гевара (Alejandro Rico-Guevara) из университета Коннектикута.

Увеличенные изображение движения раздвоенного языка колибри: две половинки раскрываются, попадая в нектар (вверху), и закрываются при выходе из него (иллюстрация Alejandro Rico Guevara/PNAS).

Примерно 200 лет биологи считали, что сворачивающиеся в трубочки половинки языка колибри загоняют нектар в рот, используя капиллярный эффект. Правда, существовала одна нестыковка: в этом случае птицы должны были предпочитать нектар с содержанием сахара 20-40%. В противном случае жидкость становилась бы слишком вязкой и не могла бы подниматься вверх столь быстро.

Однако в природе колибри не выказывали предпочтение какой-то определённой «сладкой воде». Новый анализ питья более чем 30 видов колибри показал – язык фактически оборачивается вокруг жидкости, зачерпывая её (все подробности – в статье в PNAS).

Алехандро проводил исследование в горах Колумбии. На увеличенном снимке хорошо видны ламели половинок языка (фото Alejandro Rico-Guevara).

Осталось понять, как при таком положении дел колибри глотают нектар. Пока никто из биологов не пытался объяснить этот процесс, отмечает Алехандро. Его группа планирует разобраться в данном вопросе при помощи рентгеновской микротомографии.

Учёные надеются визуализировать движение языка внутри головы птахи в трёхмерном пространстве, тогда им удастся понять, как нектар выходит из языка во рту птиц.

Применение полученным данным учёные на этот раз прочат особенные. Алехандро со товарищи полагают, что если они расшифруют механизм полностью, можно будет создавать самособирающуюся электронику, микрочипы, питаемые жидкостью, и даже роботов, способных пить на манер ловкой птахи.

Не участвовавший в данной работе Крис Кларк (Chris Clark) из университета Калифорнии в Беркли так далеко не заглядывает и предлагает вариант попроще: более эффективно впитывающую влагу губку или тряпку. Кстати, этот орнитолог ранее доказал, что колибри, в некотором роде, – самые быстрые в мире птицы.

Почитайте также о том, как некоторое время назад скоростная видеосъёмка помогла изменить представление о процессе кошачьего лакания, а ещё об одном сумасбродном калифорнийце, который ловил колибри себе «на нос».

Биологи уличили орхидеи в двойном обмане мух

26 апреля 2011

Биологи исследовали существо с каменными глазами

18 апреля 2011

У черепах обнаружили встроенный компас

28 февраля 2011

Зоологи описали удивительные особенности спячки медведей

21 февраля 2011

Биологи опровергли теорию запахов

17 февраля 2011
  • Семён Воловник  5 мая, 14:35
    А во рту, наверное, обе половинки разворачиваются в исходное положение, вода выливается и пташка делает глоток. Потрясают необычный механизм и скорости, на которых живёт колибри.
  • Да уж потрясающе...