Виктор Петренко: Электричество уберёт лёд с дорог и ускорит лыжи

Виктор Петренко

Изобретатель электрических тормозов для лыж и сноуборда — профессор и старший лектор инженерной школы Тайера в Дартмудском колледже (Thayer School of Engineering Dartmouth College, Hanover, New Hampshire) — Виктор Петренко (Victor F. Petrenko) рассказал «Мембране» о своих последних разработках.

Поводом к интервью стала новость о создании профессором Петренко системы электротормозов для лыж: в основании лыжи по всей её длине встроены два полярных провода, соединённых с трёхвольтовой батарейкой, которые взаимодействуют с частицами льда и снега.

Проще говоря, «плюсовой» провод притягивает отрицательно заряженные частички снега и льда, а «минусовой» — наоборот. Таким образом, Петренко, используя полупроводниковые свойства льда, сумел усилить сцепление лыж с поверхностью.

- Уважаемый профессор, известие о Вашем изобретении распространили все мировые информагентства — поздравляем Вас!

— Спасибо.

- Расскажите, пожалуйста, как родилась эта идея и как давно вы работаете над этим проектом? Можно ли сказать, что создавать эту технологию Вы начали ещё будучи в России?

— Я работаю над этим проектом (но не только над ним) с 1993 года. В России я занимался только «чистой физикой». Но весь теоретический фундамент был заложен мной в восьмидесятые годы.

- Правда ли, что разработанная Вами технология может не только замедлить движение по льду и снегу, но и ускорить его?

— Это правда. Однако, «ускорять» мы можем пока только на 5-10%. Но эти 5% могут сделать последнего в соревновании лыжников первым.

- Для того, чтобы ваша технология работала, нужны источники энергии — как вы предлагаете решить эту проблему?

— Для увеличения трения достаточно небольшой батарейки типа АА в каждой лыже. Ускорение требует больше энергии, и мы планируем использовать батарею от ноутбука.

- Каким образом, например, лыжник сможет управлять тормозом или «ускорителем»?

— Микрочип, вмонтированный в лыжу, будет это делать сам. Для дополнительного контроля можно использовать Remote infra red или RF Control.

Тормоза для сноуборда

- Катаетесь ли Вы на лыжах? Если да, то пользуетесь ли собственным изобретением?

— Я катаюсь на всех возможных лыжах: горных, Cross Country и так далее. Поскольку выпуск новых лыж ещё не налажен, я пользуюсь обычными.

- Судя по некоторым сообщениям, ваша революционная технология применима не только к лыжам и сноуборду — говорят, ваша разработка могла бы быть использована в автомобильной и обувной промышленности, так ли это?

— Это правда. В настоящее время мы испытываем автомобильный тормоз на льду.

- Поступают ли к Вам предложения о реализации Вашего изобретения? Можете ли Вы назвать компании, которые будут использовать Вашу разработку?

— Предложений очень много, ведутся переговоры. Пока они не закончены, я не могу вам дать имена компаний.

Нынешние методы борьбы с оледенением не только весьма дорогостоящи, но и опасны – применяемые химикаты таят в себе смертельную угрозу для человека

Два года назад Виктор Петренко разработал устройство De-Icer, при помощи которого можно легко и быстро очистить ото льда и снега гигантский самолёт. Принцип действия заключается в том, что на крыльях самолётов устанавливаются электроды, заряд от которых трансформирует лёд в газ (минуя жидкое состояние). Подо льдом в очень короткий промежуток времени образуются водород и пузырьки кислорода, которые ослабляют связь между льдом и металлом.

- Ваша разработка De-Icer была признана лучшей в номинации AEROSPACE по результатам 2000 Discover Award for Technological Innovation — расскажите, пожалуйста, об этом изобретении. De-Icer уже используется?

— Это очень длинная история. Мы работаем над новым De-Icer намного дольше, чем над тормозами и поэтому добились здесь большего прогресса. De-Icers для самолётов и ветровых стёкол автомобилей готовы. Их разработка закончена. Новые De-Icers очищают поверхности ото льда менее чем за одну секунду и потребляют от 10 до 100 раз меньше энергии, чем старые известные методы. В мае этого года новые De-Icers будут также установлены на новой автодороге в Германии. Мы работаем над De-Icers для холодильников и крыш домов.

- Какие перспективы в области изучения льда и использования его в качестве полупроводника? Занимаются ли аналогичными исследованиями Ваши коллеги, в том числе в России?

— Мы сделали солнечную батарею из льда. В России физикой льда занимаются мои коллеги из института физики твёрдого тела РАН.

- Каково, на Ваш взгляд, нынешнее состояние российской науки?

— Состояние очень тяжёлое. Но Земля русская всегда была богата талантами. Так что наука там выживет.



Segway уже может купить любой желающий. На аукционе.

19 февраля 2002

Почтальоны завершили испытания Segway

12 февраля 2002

Китайцы сделали электроавтобус

1 февраля 2002

SunRace 2002: пусть всегда будет солнце!

31 января 2002

Сергей Андреев: история ракетной техники не изучена

25 января 2002