Subscribe.Ru дарит подписчику квартиру и рассказывает о себе

Михаил Мартьянов — генеральный директор компании Internet Projects.

В марте 2002 года служба рассылки Subscribe.Ru определяет своего миллионного подписчика и дарит ему квартиру в Санкт-Петербурге — чем не повод побеседовать с генеральным директором Subscribe.Ru? У нас в гостях Михаил Мартьянов.

Прежде надо сказать, что служба рассылки Subscribe по-своему уникальна. Во-первых, это «динозавр Рунета», во-вторых, при наличии более молодых конкурентов Subscribe умудрился набрать миллион подписчиков, в связи с чем и проводит акцию «Миллионный подписчик», в третьих, Subscribe собирается менять дизайн и расширять иностранную подписку, которой Рунет также пока неизбалован.

Дальше несколько слов об этой акции. Во-первых, сообщаем о ней без радости: Membrana — и это не рекламный трюк — никогда не станет миллионным подписчиком, потому что подписана уже. Во-вторых, смысл акции в том, что один из подписавшихся с 11 по 15 марта станет миллионным подписчиком и, вобщем-то, ни за что получит в частное пользование квартиру в Питере.

- Михаил, поздравляем Вас с миллионным подписчиком — хотя, конечно, он пока не знает, что им станет. За четыре года такое количество клиентов — это безусловный успех!

— Благодарю за поздравление. Это действительно серьёзная цифра, если учесть, что в число активных подписчиков попадают только те, кто регулярно получает наши письма без сообщений об ошибках доставки. При этом около 80% наших подписчиков пользуются Интернетом не менее трёх раз в неделю, то есть составляют ядро аудитории Рунета.

- Есть ли у Вас на сегодняшний день конкуренты в Рунете и были ли они, когда Вы начинали?

CityCat — начало начал.

— Начало нашей деятельности приходится на 1998 год. Это проект CityCat. На тот момент у нас конкурентов не было. Должен заметить, что мы не брали за основу западный прототип, поэтому получился в некоторой степени уникальный проект. Сегодня в Рунете копируется именно наша модель. Отчасти мы сами способствовали росту конкурентов.

Качество распространяемой нами информации имеет значение. При переводе рассылок в основной каталог у нас осуществляется входной контроль качества, и переводятся только те рассылки, которые соответствуют определённым критериям. В первую очередь, мы обращаем внимание на грамотность и самостоятельную информационную ценность рассылки. Разумеется, авторы рассылок, которым было отказано в переводе в основной каталог, открывали свои рассылки в других службах почтовых рассылок.

К чему это привело? Судите сами: в топ 40 Subscribe.Ru — 9 рассылок развлекательных и 2 эротические. В топ 40 Content.ru — 10 развлекательных и 18 эротических рассылок. Как говорится, почувствуйте разницу.

-Сотрудничаете ли Вы с офлайновыми службами рассылки?

— Пока не доводилось.

- За что Вас не любят те, «кто вас не любит»?

— За что? Сами удивляемся. Рунет «прирастает Сибирью» и «чайниками». Среди последних встречаются почтовые администраторы, которые о нас ничего не знают, знать не хотят и заносят Subscribe.Ru в стоп-лист.

К сожалению, нам не всегда удаётся успешно провести разъяснительную работу по существу нашего сервиса, поэтому мы привлекаем к этой работе заинтересованных лиц, то есть подписчиков. Для этого на сайте создан раздел: «кто нас не любит».

Обнаружив свой почтовый сервер в нашем списке, подписчик может направить своему почтовому администратору заранее подготовленное письмо с просьбой дать ему возможность получать наши рассылки.

- Ваш типичный подписчик — мужчина, коммерсант с высшим образованием в возрасте от 18 до 25 лет, и при этом топовая десятка рассылок — развлекательные сайты. Не значит ли это, что подписка — это сервис, которым в большей мере пользуются для развлечения, чем для дела?

— Типичный подписчик для нашего сервиса — это как средняя температура в больнице. 50% нашей аудитории составляет молодежь до 25 лет включительно. 50% — те, кто старше 25 лет. Из них примерно 30% — те, кому за 30.

В топовой десятке действительно четыре развлекательные рассылки. Кстати, на мой взгляд, лучшие в Рунете. В топ 100 развлекательных рассылок всего 15, что совсем немного. Не вижу ничего плохого в том, что, придя утром на работу, менеджер прочитает нашу рассылку с лучшим анекдотом дня от Anekdotov.net. Тем самым он только улучшит своё настроение после давки в общественном транспорте или стояния в пробках.

Как показывает статистика, рассылки используются не только для поднятия настроения. Наибольшее количество рассылок (780) открыто в разделе «Экономика. Бизнес», что почти вдвое больше чем в разделе «Отдых» (428). Так что рассылки активно используются для профессиональной деятельности.

- Подписываются ли на Вас чиновники и так называемые «должностные лица»?

— Да, конечно. Причём, не только подписываются и читают, но и сами являются авторами или участниками ведения рассылок. Явный тому пример — «Лицом к городу». Официальная рассылка еженедельной ТВ-программы с участием мэра Москвы Юрия Лужкова.

- Есть ли разница между рассылкой, проводимой самим сайтом и рассылкой, проводимой через Subscribe? В чём она заключается?

— Разница есть, иногда весьма существенная. Если Вы когда-нибудь подписывались на рассылки на различных сайтах, то, вероятно, сталкивались с ситуацией, когда возможность управления подпиской полностью отсутствует. Подписка становится пожизненной и неизменной. В лучшем случае Вас за это поблагодарят.

Если же подписываясь на сайте, Вы обнаружите на форме подписки надпись Subscribe.Ru, то можете быть уверены, что у Вас не возникнет проблем с изменением подписки, кодировками и так далее, и тому подобное. Если же у Вас возникнут вопросы, то на них всегда ответит служба поддержки.

И, конечно, существует разница в количестве подписчиков. Ведь Subscribe.Ru уже давно превратился в службу продвижения рассылок. В первые же дни после анонсирования на рассылку подписываются от нескольких сотен до нескольких тысяч новых подписчиков. Разумеется, подписываются только те, кого интересует тема конкретной рассылки, то есть Subscribe.Ru в сжатые сроки позволяет сформировать заинтересованную аудиторию.

В результате сайт с посещаемостью в 10 человек может за неделю получить рассылку с целевой аудиторией несколько тысяч человек.

- Какие у Вас отношения с Минпечати и контролирует ли кто-либо Вашу работу? Вы — государственная структура или коммерческая?

— Мы исключительно коммерческая структура, а контролируют нас наши подписчики.

- Каков финансовый механизм Subscribe? Грубо говоря, откуда берутся деньги?

— У нас «три источника и три составные части»: рекламодатели, подписчики и компании, ведущие корпоративные рассылки. К сожалению, в Рунете пока не принято платить за информацию, но, тем не менее, мы предлагаем платную эксклюзивную информацию и постепенно количество подписчиков на неё увеличивается. Есть непримиримые противники рекламы, которые предпочитают заплатить 30 рублей в месяц и получать рассылки без рекламы.

Всё более популярным становится сервис для корпоративных клиентов. Всё больше компаний приходят к пониманию необходимости иметь не только сайт, но и рассылку. Всё больше маркетологов и пиарщиков начинают понимать те возможности, которые предоставляются им для ведения диалога со своей целевой аудиторией. Разумеется, в корпоративных рассылках не может быть места для рекламы третьих фирм, и это также платный сервис, который сейчас становится всё более востребованным.

Однако основным источником доходов ещё долгое время будет оставаться реклама в рассылках. Здесь у нас мощные конкурентные преимущества перед другими рекламоносителями — это и широкий охват аудитории, беспрецедентные возможности по таргетингу, включая социально-демографические характеристики, более высокий CTR по отношению к баннерной рекламе и так далее…

- Бывали ли случаи, когда авторы рассылки жаловались на то, что Вы не предоставляли им адреса их подписчиков?

— В наших правилах очень чётко написано, что мы не предоставляем адреса подписчиков. Открывая у нас рассылку, ведущий принимает наши условия. Это принципиально, так как мы не можем допустить, чтобы по этим адресам рассылалась не затребованная информация. За четыре года мы ни разу ни для кого не сделали исключение.

- Не могли бы Вы вспомнить какие-нибудь курьёзы, связанные с рассылкой?

— Вот, например, недавно пришло письмо от автора одной из рассылок: «Извините, пожалуйста, в прошлом письме я забыл задать Вам вопрос». Конец письма.

Недавно получили письмо в службу поддержки: «Отмените, пожалуйста, погоду в Санкт-Петербурге».

- Несёте ли Вы какую-либо ответственность за содержание рассылки? Кто-то его отслеживает? Может ли быть так, что информация в рассылке нарушает закон о СМИ? Например, скинхед, выдающий себя за любителя молекулярной генетики, вдруг начнёт политическую компанию?

— Мы не несём ответственности за содержание рассылок и об этом мы предупреждаем наших подписчиков. Безусловно, мы проводим выборочный контроль, но отследить содержание всех восьми тысяч рассылок физически невозможно.

И тут нам на помощь приходят наши подписчики. Как только кто-либо из ведущих рассылки позволяет себе нарушить те или иные правила, нормы, законы, мы незамедлительно получаем письма возмущённой общественности, за что ей премного благодарны. Но за всё время работы это были единичные случаи, в основном связанные с нарушением авторских прав.

- Как часто Вам приходится отражать вирусные атаки и вообще, какие проблемы могут возникнуть (возникали?) в связи с тем, что Вы обладаете, вероятно, более чем миллионом адресов пользователей?

— Вирусные атаки нам отражать, к счастью, не приходится. Из проблем могу вспомнить случай, когда в результате сбоя софта большей части подписчиков было разослано письмо с мусором. Подписчиков тогда, правда, было существенно меньше миллиона, но службе поддержки пришлось нелегко.

- Большой ли у Вас коллектив, и в чём заключается работа операторов (почтальонов? программистов?)

— Коллектив у нас не очень большой. Программисты, служба

поддержки, дизайнер, бухгалтерия, отдел рекламы. Почтальонов в коллективе у нас, к счастью, нет. При нашем количестве писем, содержать соответствующий штат почтальонов было бы разорительно.

Скриншот с сайта www.subscribe.ru

- Кто разрабатывал дизайн Вашего сайта и был ли он таким с самого начала?

— Дизайн Subscribe.Ru был разработан московской студией «Артстайл». Сейчас полным ходом идёт работа над новой версией сайта. На этот раз разработку выполняет питерская студия «Петерлинк Веб».

- В чём заключается успех популярной рассылки? Каким должен быть сайт, чтоб на него подписывались?

— Сайта может не быть вовсе. Рассылка должна быть:


  1. оригинальной
  2. своевременной
  3. интересной читателю
  4. востребованной читателями
  5. периодической

- На Subscribe есть возможность подписаться на англоязычные новости, но их не так уж и много. Предположим, в рубрике «Наука и технологии» можно подписаться только на гороскопы? Почему? Ведь, если разобраться, для иностранных сайтов, Subscribe — это отличная возможность выйти на русскоязычного читателя?

— И наоборот. У нас есть англоязычная версия, которую можно найти по адресу www.felist.com. Сейчас она подвергается серьёзной структурной переработке, и в ближайшее время мы активизируем свои усилия по привлечению источников информации на английском языке.

- Какова география Вашего подписчика? Много ли их за границей? И отслеживаете ли Вы эту категорию? Аналогичный вопрос — и по авторам рассылки: откуда их больше всего и каков их общий, среднестатистический портрет?

— География обширная. Трудно найти страну, в которой бы не было хотя бы одного нашего подписчика. Большинство подписчиков из России — около 60%. Еще 20% приходится на страны СНГ.

Что касается авторов, то подавляющее большинство из России, достаточно много из Украины, Белоруссии, Израиля, Прибалтики. Общий портрет авторов составить сложно. Это информационные агентства, такие как Росбизнесконсалтинг, Финмаркет, государственные учреждения, офлайновые СМИ, такие как «Комсомольская Правда», «Спорт-Экспресс», ОРТ (программа «Однако»), онлайновые СМИ — Lenta.ru, Gazeta.ru, различные компании, интернет-проекты, специалисты в различных областях, студенты и даже школьники.

- В заключение, несколько слов об акции «Миллионный подписчик». Судя по партнерам, которые с Вами будут участвовать в организации акции — МДМ-Банк, радиостанция «Европа плюс» и «МУЗ-ТВ» — Вы решили отхватить аудиторию из офлайна, грубо говоря, не интернетовскую. Почему именно эти компании? У Вас с партнёрами общая аудитория — по возрасту и интересам?

— Да, и это именно та аудитория, которая нас интересует.



Timelessmail.com доставляет e-mail через месяц после смерти отправителя

7 марта 2002

Яndex оценил Рунет в миллион мегабайт

7 марта 2002

Кризис жанра, или почему закрылся «Нетоскоп»?

1 марта 2002

Виктор Петренко: Электричество уберёт лёд с дорог и ускорит лыжи

25 февраля 2002

Европа требует скорейшего введения IPv6

25 февраля 2002