Денис Денисенко о том, что может сделать для науки астроном-любитель

Денис Денисенко, собственной персоной.

У нас в гостях — Денис Денисенко, астроном, одним из первых в России открывший свою страницу в Интернете, в настоящее время занимающийся организацией «Российской сети наблюдателей покрытий звёзд астероидами».

Сайт Дениса — Bigden.ru — появился в 1996 году, в 2000 была создана русскоязычная версия. Это самый первый российский ресурс для любителей астрономии.

В настоящее время Денис является научным сотрудником Отдела астрофизики высоких энергий Института космических исследований РАН, и, как уже сказано, занимается координацией сети астрономов на всей территории России. Об этом и пойдёт речь.

— Итак, как случилось, что ты стал заниматься этой сетью?

— Есть на свете такая Международная ассоциация тайминга покрытий. Штаб-квартира у них находится в Америке, президента зовут Дэвид Данхем, он сотрудник Университета Джона Хопкинса (John Hopkins University).

Фотография астероида NY40, сделанная Денисом Денисенко. Выдержка — 20 секунд.

Когда-то давно, ещё в 1995-м или 1996-м году, у меня появилась астрономическая страничка в Интернете (на английском языке, на русском её было тогда делать бессмысленно, поскольку некому было бы её читать), так что я оказался одним из тех немногих астрономов в России, которые размещали информацию в Сети.

Дэвид Данхем сам нашёл меня и прислал письмо с предложением поучаствовать в наблюдениях покрытия... я уже даже не помню, какой именно звезды и каким астероидом, но, кажется, это было в созвездии Тельца...

Полоса видимости покрытия проходила и через Россию. К сожалению, распространить информацию среди большого числа любителей мне тогда не удалось, но контакты с этой Международной ассоциацией не только сохранились, но даже и расширились. И вот примерно полгода назад Дэвид Данхем фактически сделал меня координатором сети Ассоциации в России.

— Кто-то этим пытался заниматься раньше?

— До меня подобной координацией занимались или пытались заниматься несколько человек. В Советском Союзе этим занимались на астрономической обсерватории Киевского Университета, но человек, который делал это с 1963 года, уже ушёл на пенсию, и после него сеть практически развалилась.

В России тоже есть человек, который тоже по долгу службы обязан заниматься этим, но и у него — в силу личных причин, очевидно — не хватает на это времени, сил. Кроме того, со временем, видимо, упал и энтузиазм. Получить каких-либо стоящих результатов не удалось, и он, по всей видимости, просто потерял интерес к этому делу.

Вот я и пытаюсь перехватить эту эстафетную палочку, а я человек упрямый. По зодиаку я Козерог, так что, пока кто-нибудь с моей помощью не пронаблюдает хотя бы одно покрытие звезды одним астероидом, я это дело не брошу. Поэтому я стараюсь протолкнуть эту идею, как можно большему количеству людей.

— Сеть наблюдения разворачивается только на территории бывшего СССР?

— Да, пока только на территории бывшего СССР, поскольку весь остальной мир уже охвачен Ассоциацией тайминга покрытий, так что мы, по сути, закрываем последние оставшиеся белые пятна на карте мира.

— Зачем это нужно? Что вообще может сделать обычный любитель с сильным биноклем, подзорной трубой или даже с телескопом?

— Казалось бы, сейчас для скромных любителей астрономии нет места на этом празднике жизни. Тем не менее, все профессиональные обсерватории с их телескопами и космические спутники всё же не могут обеспечить покрытие всех космических явлений, которые происходят на небе. Поэтому любители с самым скромным оборудованием, на самом деле, могут получить очень важные для науки результаты.

Несколько раз мне приходилось видеть на всяких астрономических форумах такие высказывания: «Какой мне интерес заниматься любительской астрономией? Ну вот купил я телескоп, ну посмотрел на галактики, туманности, планеты и звёзды, на Луну — ну и всё. Ничего нового я не увижу».

Ещё немного, и Юпитер скроется за Луной.

Никаких новых наблюдений нет, и интерес к астрономии затухает. Однако, сейчас у профессиональных астрономических организаций потребность в таких наблюдениях только возрасла. С развитием Интернета появилась реальная возможность наладить систему распространения информации о том, где, когда и какое явление произойдёт. Тем более сейчас, когда фактически развалилась система книгопечатания — в смысле, астрономической литературы.

Ведь астрономические календари и специализированные журналы, которые ещё десять лет назад выходили пятидесяти — и стотысячными тиражами, сейчас либо вовсе прекратили своё существование, либо сократили свои тиражи в десятки раз, либо выходят с колоссальным опозданием — на текущий год в третьем квартале...

— То есть, с информацией совсем беда?

— Нет, все эти сведения по-прежнему публикуются. Международные ассоциации, которые поддерживаются различными фондами, продолжают её распространение среди любителей во всём мире.

Кстати, на Западе в эти Сети вообще вкладываются значительные деньги. Люди заинтересованы в том, чтобы расширить свои сети на Восток, предлагают оборудование, а иногда даже и денежные гранты для привлечения людей, которые могут предоставить им полезные результаты.

Лично я обратился за помощью во Французскую обсерваторию, которая занимается координаций наблюдения взаимных затмений так называемых галилеевых спутников Юпитера. Это те самые крупные, что были открыты ещё в XVII веке Галилеем — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто.

Мимо них сейчас космический зонд Galileo летает. Однако, несмотря на то, что их уже навестили космические аппараты, теория их движения до сих пор ещё не доведена до необходимой точности, она постоянно уточняется.

И вот как раз, измеряя время взаимных явлений в системе этих спутников Юпитера, можно уточнить параметры орбиты, скорость движения этих спутников. Под это дело как раз более всего необходимы наблюдения на всех долготах Земли.

Поэтому французы обратились к потенциальным наблюдателям с призывом подключаться к их программе. Они предлагают финансовую поддержку по двум направлениям.

Во-первых, средства на транспортные расходы для экспедиции к какой-нибудь обсерватории. Вы можете сообщить им, сколько раз вам надо съездить на эту обсерваторию, какие явления вы рассчитываете там пронаблюдать, и в какую сумму планируете уложиться.

Второе направление — это средства на оборудование. Они предлагают обеспечить потенциальных наблюдателей фотоэлектрическими приёмниками для проведения фотометрии, измерения точный ход кривой блеска, спада звёздной величины этих спутников во время их сближения или взаимного затмения.

Сейчас как раз мы находимся вблизи так называемой «особой эпохи» движения галилеевых спутников, которая повторяется только раз в шесть лет, когда Земля и Солнце находятся в одной плоскости с орбитами этих спутников. В течение примерно девяти месяцев с Земли можно наблюдать, как они затмевают друг друга.

В этом году условия наблюдения будут наиболее благоприятными именно для жителей северных широт. Через шесть лет, в 2008-2009 году, когда повторится такая же ситуация, Юпитер будет находиться в созвездии Стрельца или Козерога, и в Северных широтах он будет подниматься очень невысоко над горизонтом.

На своей странице я составил расписание этих явлений на 2002 год, и даже нарисовал несколько схем и карту.

Здесь приведён ход этих явлений со временем. Когда суммарный блеск этих спутников достигнет минимума, можно будет определить геоцентрический момент этого затмения, и, измерив его точно, и обработав по наблюдениям разных обсерваторий и наблюдателей на разных долготах на Земле, можно будет с максимально возможной точностью определить положение спутников на орбите.

Это всё делается с помощью обычных любительских телескопов. Галилеевы спутники яркие, примерно 4,5 — 5 звёздной величины. В какую-нибудь двадцатикратную подзорную трубу «Турист» их очень легко увидеть, в достаточно мощный бинокль тоже.

Так видны Юпитер и его спутники в небольшой телескоп.

Французы разместили на своём сайте инструкции для наблюдателей и привели типичные кривые блеска, характерные для взаимных затмений галилеевых спутников.

Я сейчас у них запросил грант на создание русского зеркала этого сайта, и, по всей очевидности, переведу эти инструкции на русский язык. Так что они будут размещены и на моей странице, вместе со списком этих явлений в 2002 году. Этот список, кстати, лежит у меня довольно давно, я составил его ещё до того, как пообщался с французами.

Вообще сейчас мы острее всего нуждаемся в «новой крови». Дело в том, что люди, которые, условно говоря, тусуются на российских астрономических форумах, вроде Astronomy.ru, уже давно определились с тем, что их интересует и что им надо. А нам нужны наблюдатели в разных регионах России и бывших союзных республиках. Новые люди, у которых бы нехорошим блеском горели глаза.

— И что можно им предложить в ближайшее время?

— В скором времени нас ожидает крайне интересное явление: 17 сентября 2002 года произойдёт покрытие звезды пятой величины астероидом размером около ста километров.

Его можно будет наблюдать в южных районах России и практически на всей территории Украины. К сожалению, это произойдёт ближе к утру буднего дня (17 сентября — это вторник).

Это как раз та ситуация, когда профессиональные астрономы не могут получить необходимую информацию без помощи любителей. Дело в том, что полоса наблюдения в ширину имеет всего сто километров, и на ней практически нет крупных обсерваторий, и единственная надежда — на любителей, которые могли бы с помощью секундомера засечь время исчезновения и появление звезды.

Всё это будет происходить высоко в тёмном небе. Сама звезда 5,5 величины находится в созвездии Тельца, буквально посередине между Гиадами и Плеядами, так что найти её будет довольно просто.

Самые яркие звёзды Плеяд.

Для всей полосы видимости у меня, с шагом по долготе в два градуса, рассчитаны ожидаемые моменты, когда можно будет наблюдать это явление.

Ещё раз повторяю, что это покрытие 17 сентября будет наиболее доступным для наблюдения самыми простыми, самыми примитивными оптическими инструментами — биноклями, подзорными трубами, — которые есть у очень многих людей.

Просто нужно за две-три минуты до предсказанного момента покрытия найти эту звезду, убедиться в том, что это именно она, сравнить её с картой, а потом приготовить секундомер. Хотя, идеальный вариант — это заснять всё на видео, чтобы избежать каких-либо неточностей.

Ведь между тем, как звезда исчезнет, и тем, как вы нажмёте на кнопку секундомера, пройдёт какое-то время. А если произвести запись, то можно потом записать, например, сигнал точного времени с телевидения или радио.

Затем надо будет засечь время исчезновения этой звезды и появления. По длительности периода, в который звезду не будет видно, и по скорости движения астероида по небу мы сможем определить размер астероида.

И вот если мы поставим поперёк полосы видимости буквально 15, а лучше 20 человек с секундомерами, то мы сможем прописать всё поперечное сечение астероида и измерить его профиль (размер и форму).

А самое интересное, у этого астероида может быть спутник, и если у нас будут наблюдатели в нескольких сотнях километров к северу и югу от полосы видимости, то мы сможем обнаружить и его.

— Спутник у астероида?

— Да. За последние три года во всём мире открыто полтора десятка двойных астероидов, причём их размеры варьируются от нескольких сотен метров до двух сотен километров. Некоторые из этих астероидов, кстати, относятся к разряду потенциально опасных, то есть, время от времени приближаются к Земле на довольно близкое расстояние.

Большинство астероидов размером меньше сотни километров имеют неправильную форму. Гравитация недостаточна для того, чтобы сжать их в шар, как крупные планеты, и они представляют собой глыбы, по форме напоминающие картофелину, например.

Поскольку их угловые размеры намного меньше, чем угловые размеры планет, то определить их форму, просто наблюдая их в какой-то один телескоп, практически невозможно. А вот благодаря наблюдению покрытий звезды астероидом с разных точек поперёк полосы видимости это можно сделать.

Единственное, что превосходит по точности вот такие наблюдения — это отправка к объектам космических аппаратов, а это очень дорогое удовольствие, к тому же ко всем астероидам так не слетаешь.

С Земли ежегодно наблюдают около десятка таких покрытий, и во всём мире уже накоплена информация более чем о трёх сотнях таких явлений. Обиднее всего то, что в России, которая занимает фактически одну восьмую часть Земли, успешных наблюдений такого рода, насколько мне известно, произошло только два.

Одно сделано профессионалами из Казанской обсерватории, другое — любителем из Челябинска, Сергеем Ионовым. Всего же на территории бывшего Союза за всё последнее время покрытия наблюдали только восемь раз. Я считаю, что это недопустимо мало для такой колоссальной территории. Поэтому я призываю всех любителей астрономии сделать свой вклад в это дело и оказать нам помощь.

Остаётся добавить, что между «Мембраной» и Денисом Денисенко достигнута договорённость о том, что впредь на нашем сайте будут публиковаться анонсы важных астрономических событий, которые можно будет наблюдать на территории России и ближнего зарубежья.

Метеориты могли «подредактировать» эволюцию

26 августа 2002

Метеориты — главный источник жизни на Земле

26 августа 2002

Своим появлением человечество обязано гигантскому метеориту?

23 августа 2002