Многоразовый космоплан Skylon получил лестную оценку экспертов

По замыслу британцев, 84-метровый космолёт будет летать в автоматическом режиме, а в отдалённой перспективе — и в пилотируемом (иллюстрация Reaction Engines).

На орбиту напрямую с аэродрома, одной ступенью, с минимальными затратами — таковы цели проекта, созревающего в Великобритании. Для его реализации потребуется сделать много шагов, но на днях Европейское космическое агентство (ESA) подтвердило — технических ошибок и конструктивных препятствий тут нет.

В продолжение своей поддержки проекта компании Reaction Engines и по просьбе космического агентства Великобритании ESA провело экспертную оценку документации по многоразовому космоплану Skylon.

Грузоподъёмность челнока Skylon при выводе спутников на низкую орбиту должна составить 12-15 тонн. В дальнейшем, мечтают авторы проекта, этот аппарат сможет участвовать в доставке грузов на орбитальные базы. А последние, мол, послужат платформами для сборки крупных межпланетных кораблей, к примеру, для марсианской миссии (иллюстрации Reaction Engines).

По информации BBC, специалисты не обнаружили никаких конструктивных и теоретических накладок, которые могли бы погубить замысел. Следующий этап работ — наземные испытания отдельных элементов, а затем и полнофункциональных прототипов многорежимных двигателей Sabre для «Скайлона».

Эти инновационные агрегаты — ключ к проекту, который замахнулся на нечто грандиозное. Skylon должен взлетать с обычной аэродромной полосы, как самолёт, и на начальном этапе разгоняться, используя кислород из атмосферы (топливом послужит водород). Лишь по достижении скорости в 5,5 М и высоты в 26 километров аппарат перейдёт на питание кислородом из собственных баков, чтобы выйти на орбиту.

Садиться «Скайлон» тоже будет по-самолётному. Таким образом, британский космоплан не только должен выходить в космос без применения разгонных ступеней, внешних ускорителей или сбрасываемых топливных баков, но и осуществлять весь этот полёт, используя один и тот же двигатель (в количестве двух штук) на всех этапах, начиная с рулёжки по аэродрому и заканчивая орбитальным участком.

(Технические детали проекта, разрабатываемого много лет, а также его историю, можно найти в нашем большом материале.)

Основные элементы гибридного многорежимного аэрокосмического двигателя Sabre (иллюстрация Reaction Engines).

Критическим элементом самого универсального двигателя служит теплообменник, который за сотую долю секунды охлаждает поступающий на гиперзвуке забортный воздух с 1000 градусов Цельсия до минус 130 градусов.

У Reaction Engines имеется некая «секретная технология», позволяющая при таком скоростном охлаждении воздуха избежать появления кристалликов льда, способных вывести теплообменник из строя. Сотрудники ESA пронаблюдали за работой прототипа такой системы в лаборатории компании и могут подтвердить — она работает.

Прототипы теплообменников и небольшая криогенная аэродинамическая труба, в которой британцы тестируют крошечный фрагмент такого устройства. Полноразмерный теплообменник будет весить больше тонны и сможет отбирать у проходящего воздуха 400 мегаватт тепла при движении потока с 5 скоростями звука и более (фотографии Reaction Engines).

Нынешним летом британцы намерены испытать на стенде увеличенный вариант теплообменника в комбинации с обычным реактивным двигателем. В дальнейшем Reaction Engines планирует построить полный вариант Sabre и протестировать его на земле, с демонстрацией перехода между воздушно-реактивным и чисто ракетным режимом.

Испытательная база Reaction Engines содержит реактивные двигатели и криогенное оборудование, необходимое для тестирования различных аспектов работы будущего многорежимного мотора (фотографии Reaction Engines).

Такое уникальное умение поможет «Скайлону» доставлять грузы в космос с минимальными затратами. Но ещё больший интерес вызывает другая, гипотетическая пока версия космоплана. Если раньше британцы всё больше рассуждали о его чисто грузовой ипостаси, то теперь специалисты компании-разработчика изучают возможность конверсии машины под пилотируемые полёты.

Фактически аппарат Skylon останется прежним, просто в его грузовой отсек предлагается вставлять обитаемый модуль — SPLM (Skylon Payload & Logistics Module). Он будет оснащён стыковочным узлом, совместимым с таковыми на МКС. В различных исполнениях модуль этот может вмещать от пяти до сорока человек, а также до трёх тонн груза. Это будет или багаж пассажиров, совершающих космические трансконтинентальные перелёты, или припасы для Международной космической станции.

В различных вариантах обитаемый отсек может содержать разные компоненты для размещения грузов и пассажиров в той или иной пропорции. При необходимости аппарат сможет оставаться на орбите пару недель и работать в качестве туристического лайнера (иллюстрации Reaction Engines).

По заключению ESA, аппарат вполне может быть построен с применением современных технологий. Правда, для создания настоящего космоплана британцам ещё нужно будет найти инвестиции в районе $9-12 миллиардов. Но и цель заманчива — в теории космоплан Skylon должен снизить стоимость вывода грузов на орбиту примерно в 15-50 раз.

В верхней части SPLM конструкторы предлагают сделать иллюминаторы. Хотя при взлёте и посадке створки грузового отсека «Скайлона», в котором окажется пассажирский модуль, будут закрыты, во время полёта по орбите их можно будет открыть, а сам космический челнок повернуть «на спину», чтобы пассажиры могли полюбоваться Землёй (иллюстрации Reaction Engines).

Директор Reaction Engines и главный автор технологии двигателей Sabre, инженер Алан Бонд (Alan Bond), и не рассчитывает, что необходимые средства найдутся у государства. Он надеется на частные вложения.

Но зато правительство, по словам Бонда, уже высказало готовность помочь компании в другом — утрясти вопросы сертификации аппарата, подтверждения его соответствия разным аспектам международного космического права, в общем — посодействовать введению необычной системы в эксплуатацию.



Инженеры NASA построили астероид под водой

18 мая 2011

Китай намерен построить четыре космические станции

10 мая 2011

Японцы испытали трёхколёсный луноход

5 мая 2011

NASA выбрало приоритетные проекты в частной космонавтике

19 апреля 2011

Европейцы и американцы задумали строить общий марсоход

8 апреля 2011
  • Нужно полагать, что изогнутая конструкция двигателя связана как раз с теплообменником
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 мая, 12:30
    Скорее с его ориентацией по отношению к входящему потоку и нужным углом реактивной струи на выходе.
    ОтветитьНравится
  • Извините, Леонид. Пишу не по теме ЭТОЙ статьи, но.. мне кажется, что очевидный площадной мат, «даже с двумя точками», через сообщение или два, заставляет думать, что "мембрана" не работает :). Озадачьте сиса, что ли?..Фильтр — решение техническое.
    Становиться... стыдновато.
    ОтветитьНравится
  • становиТся :)
    ОтветитьНравится
  • Узаконить мат было бы интересно :-)
    ОтветитьНравится
  • А в России он, по-моему, и так уже... в законе
    ОтветитьНравится
  • статью то никто не отменял
    ОтветитьНравится
  • :) ...но и не применял
    ОтветитьНравится
  • Внешне данная разработка напоминает увеличенный SR-71 Blackbird
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Калмыков  24 июня, 19:20
    Вы совершенно правы. И напоминает не только внешне — двигатели SR-71 тоже были революционными. В зависимости от меняющейся в полете конфигурации они были и традиционными турбореактивными и почти прямоточными при скоростях выше 3М (80% тяги от прямотока и 20% от турбины).
    ОтветитьНравится
  • Честно сказать, если бы у меня был лишний миллиард баксов, я бы дал, не раздумывая.
    (разумеется после просмотра всей документации и презентаций)

    и, думаю, тогда точно бы нашлись инвесторы)
    а так проект может висеть еще долгое время..

    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  26 мая, 00:02
    потому и нет у тебя этого самого миллиарда, что ведешся на проекты для дураков. Чисто технически этот бред реализовать невозможно. И доказать это проще простого. Надо только посчитать количество энергии необходимой для вывода на орбиту самолета размером и весом с присно памятный «Шатл». И за счет каких это физических законов этому монстру не требуются ускорители как и шатлам? Ответ один — обувалово! Найдут богатых дураков разденут на пару миллиардов, а потом этот самолет будет подниматься на 50км вверх и назад — а скажут, что это и есть «космос».
    ОтветитьНравится
  • Если ваша специальность космические аппараты или хотя бы имеете глубокие познания в данной области, прислушаюсь к мнению. А если нет, то у меня есть пару аргументов.
    1 — это использование кислорода из атмосферы, экономия массе топлива
    2 — не нужно подымать двигатели которые будут работать только короткие промежутки времени, а потом отстреливаться
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  26 мая, 18:05
    Александр Стрелец
    Я не специалист в космонавтике, но очевидно же, что это пустая идея. По поводу Ваших аргументов:
    1. Кислород воздуха Вы сможете использовать максимум до высоты 10-12км. Притом концентрация кислорода 35% а остальное пустая трата энергии на нагрев азота. Так, что тут не о выигрыше идет речь, а чтоб не проиграть.
    2. Если Вы отстрелите какие-то там двигатели, то как Вы собираетесь возвращаться из космоса?

    Ну не сатайтесь Вы реанимировать мертворожденную идею, не получится.

    ОтветитьНравится
  • В статье написано о 26 км
    А про отстреливание двигателей это вы говорили, вернее упоминали про некие ускорители.
    Класический ракетоноситель состоит из нескольких ступеней, каждая из которых оснащена своим двигателем, которые в последствии отстреливаются и згорают в атмосфере.
    И не поверите, шатлы возвращаются без ракетоносителей
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  29 мая, 21:25
    Александр Стрелец
    Вы видно переутомились и свои слова приписываетет мне. Почитайте мои сообщения и Вы не увидита там никаких упоминаний про двигатели тем более отстреливаемые. Не перекладывайте свои глупости на других имейте мужество признавать их. С уважением Михаил.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  25 мая, 13:05
    Если заработает, то это конечно прорыв, который трудно недооценить.
    ОтветитьНравится
  • Роман Боченков  25 мая, 13:25
    Теплообменник должен отводить 400 мегаватт тепла. Перепад температур более 1000 С. Звучит фантастически. Будем ждать результатов испытаний наземных полноразмерных прототипов.
    ОтветитьНравится
  • Руслан До  25 мая, 13:27
    Очередной распил. Космическая техника классического вида и так находится в состоянии наименьших затрат на кг в космос.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 мая, 14:01
    Что такое «состояние затрат»? И почему распил, если госфинансирования тут нет? А уж как компания будет отвечать перед частными инвесторами, доверившими ей свои деньги — имхо, не ваше дело.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Пушной  25 мая, 15:45
    Черепановский паровоз — то же экономичен..:))
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  26 мая, 00:11
    Леонид Попов
    а чего это Вы так запереживали за этот проект? Может Вы уже туда вложились? Тогда поздравляю, плакали Ваши денежки. А конструкторы перед Вами отчитаются запросто, скажут — «ну не получилось в комос, зато смотри какой самолет красивый...»
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  26 мая, 11:51
    Михаил, на мой взгляд, говорите глупости. Расскажите про турбореактивный двигатель человеку начала 20-го века (видевшего только примитивный винтовой) и Вас сожгут на костре, аки еретика =)
    ОтветитьНравится
  • Михаил Пушной  26 мая, 11:59
    Тёзка, не нужно проецировать совковую ментальность на цивилизованные страны. Там действительно нет «откатов» и коррупции. И люди действительно занимаются наукой, а не «пилят»..:)
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  26 мая, 18:26
    тезка Вы видимо большой специалист по нравственности в западных странах. Смею Вас разочаровать, там все также, если не круче. И говорю это не на пустом месте, сам свидетель подобных афер. Подробности могу изложить при личной встрече.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Пушной  27 мая, 07:34
    Да, специалист. Как там, я похоже, знаю лучше. А Вы не доверяете мировой статистике? Ссылку на откатно-распильные финские, шведские, канадские, ОАЭшные скандалы, типа наших, не подкините?
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  29 мая, 21:30
    что это Вы впали прям в истерику по пустякам. Ктож это Вам будет давать ссылки на темные делишки. Их там умеют прятать, в отличие от наших балбесов. А этот проект не просто обувалово, а крупное и хорошо отрежессирванное обувалово, расчитанное именно на таких доверчивых олухов. С уважением Михаил.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Баранов  31 мая, 08:59
    2 Михаил Зиньков 29 мая, 21:30: А вот жители республики Конго уверены, что в России все поголовно питаются человечиной, потому что вкусно, питательно и очень дешево. Просто прячут лучше, не как конголезские олухи.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  31 мая, 10:06
    Андрей Баранов
    Скажу пожалуй одно, Вы очень восприимчивы к рекламе и не замечаете реальную жизнь. Продолжайте смотреть через розовые очки на запад и будет Вам счастье, пока не попадете туда реально.
    Люблю наблюдать восторженных идиотов насмотревшихся глянцевых картинок.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Баранов  31 мая, 11:32
    Михаил Зиньков:
    Я «на западе» некоторым образом живу.
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  1 мая, 01:09
    :) V
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 14:10
    Компьютерная графика — Друг космонавта.

    А как американцы вернулись с Луны?

    ОтветитьНравится
  • Да да, а Голливуд — друг НАСА, знаем.
    А конструктивное что-то можно сказать?
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 15:17
    Могу, «ионный двигатель» — начинает чаще использоваться в современной космонавтики. :-)
    — Но это никак не прояснит вопрос о том, как американцы смогли вернуться с Луны на корабле из фольги.

    Вы знаете? Я не знаю.

    ОтветитьНравится
  • Ионники не пригодны для вывода нагрузки на орбиту. А вот уже там, в космосе, да, это очень перспективная технология. Собственно они уже используются на некоторых аппаратах.
    Как амеры вернулись? Взлетели и вернулись. Если вы не можете поверить в официальную версию — ничем вам помочь не могу. :) Гугл в помощь, как грится. Хотя практика форумов показывает, что сторонники теорий заговора неизлечимы. В том смысле, что аргументы оппонентов не воспринимаются. Тратить на споры время — смысла нет.
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 15:36
    Так мне ведь много и не нужно, я же не про фотографии и видео спрашиваю, а про корабль из фольги, которому ещё торомозить в атмосфере, чтобы снизить свою скорость.

    А, я понял, наверно это была сверх прочная фольга из секретнейшего сплава, о котором и сегодня никто кроме них не знает.

    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 15:36
    :-)
    ОтветитьНравится
  • Ильшат, вы бредите. Посмотрите в сети — из чего сделан «Аполлон» и как он устроен.
    Жаль павильон космонавтики на ВВЦ в Москве похерили. Так бы сходили туда, посмотрели бы на живой «Аполлон» (во времена СССР там стоял экземпляр презентованный амерами), потыкали бы пальцем в «фольгу» гы-гы.
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 16:54
    Сами астронавты говорили, что он из фольги, т.к. иначе был бы очень тяжелым, и никто лететь на нем из-за этого не хотел. Мне сейчас так сходу будет трудно найти ссылочку, но я постараюсь.
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 16:55
    «фольга» — не в смысле как на кухне из алюминия, но очень тонкая.
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 17:02
    Тут есть и про это и не только: mo---on.narod.ru/
    ОтветитьНравится
  • Вы случаем не путаете так называемую лунную кабину со спускаемой капсулой «Аполлона»? Первой вход в атмосферу никогда не светил. Разберитесь хоть со схемой полёта что ли.
    И фольга — это сильное художественное преувеличение. Кстати, погуглите насчёт толщины наружных стенок в легковых автомобилях к примеру. А ссылка ваша — дивнейшая коллекция безграмотного бреда.
    ОтветитьНравится
  • Все факты по лунной программе, «разоблачения» их опровержения доступны в сети, и обсосаны сотни раз. Но сторонники теорий заговоров закрывают на на все глаза и продолжают повторять чушь.
    www.nasa.gov/mission_pages/apollo/index.html
    Может быть изучите первоисточник вместо повторения неграмотных слухов?
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  26 мая, 12:05
    Вот вот, а для тех кто английский неразумеет, есть немало статей наших авторов, растаптывающих скептиков полета на луну сапогами 45 размера. Ну вот хоть тут:
    www.skeptik.net/conspir/moonhoax.htm
    ОтветитьНравится
  • Виктор Турушев  27 мая, 20:43
    Кстати, образец такой фольги у них действительно есть.
    ОтветитьНравится
  • Идея многорежимного движка не нова, сложна, но очень соблазнительна. Если получится уложить в приемлемое время и деньги — милое будет устройство.
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 14:19
    «Летающие тарелки» — лучше! :-)
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 14:19
    Эффект Брауна
    ОтветитьНравится
  • Но бьются быстро...
    ОтветитьНравится
  • Если «кометом» не заправлять...
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 14:23
    Первые самолеты тоже летали недолго и невысоко.
    ОтветитьНравится
  • Максим Кудинов  25 мая, 14:53
    а причем здесь эффект Бифельда-Брайна?
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 14:56
    Так ведь летают же тарелки под высоким эл. напряжением. Вот тебе и многоразовый аппарат, если доработать до пассажирского.
    ОтветитьНравится
  • Да летают, но они очень лёгкие. «Доработать до пассажирского» вполне может означать на деле, что увеличить принципиально не получится. У любого эффекта есть свои масштабные границы применимости.
    А ещё Биф-Брайн не работает в вакууме. так что тарелочки на этой основе — альтернативнонаучный (это мягко сказано) бред.
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  25 мая, 15:21
    Импульсный режим «разрулит» проблемы. :-)
    ОтветитьНравится
  • «Импульсный ..»
    Сильно сомневаюсь.
    ОтветитьНравится
  • Максим Кудинов  25 мая, 16:26
    а с чего это ты взял что они летают? и с чего что они используют эББ????
    ОтветитьНравится
  • По-моему — это лучшая замена шаттлам и вообще ракетной техники в ближайшие 20-30 лет. А там что-нибудь еще придумают :-)
    ОтветитьНравится
  • Максим Кудинов  25 мая, 14:52
    да уж очень все выглядит хорошо в 3D, боюсь повторится история с X-33
    ОтветитьНравится
  • Зачем так сильно и быстро охлаждать, кто-нибудь знает?
    ОтветитьНравится
  • Артур Фролов  25 мая, 17:50
    у холодного воздуха плотность выше, т.е. при том же объёме в камере сгорания молекул кислорода будет больше ;) ну и к тому же теплоотвод. любой двигатель в нём нуждается, а какое тут охлаждение если за бортом плазма плюс 1000 цельсия?
    ОтветитьНравится
  • уже нашел, они хотят дозаправку баков окислителя делать, пока в атмосфере летит
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 мая, 18:13
    Виктор, нет. Зарядка баков с окислителем на лету была давней идеей, от которой отказались, потому что воздух тогда нужно было не просто охлаждать, но ещё и сжижать! (а там будет «всего» минус 130-140 С)
    В новом движке просто очень холодный (но ещё газообразный) воздух, сильно сжатый притом, направляется в камеру сгорания ракетного двигателя.
    А почему нужно охлаждать — Петров правильно сказал — при том же объёме масса окислителя подаваемого в единицу времени будет намного больше.
    Но добавлю ещё — «ультрахолодный» воздух требует намного меньшей энергии для своего сжатия в турбине. Потому аналогичный двухрежимный двигатель без теплообменника просто не мог бы свести концы с концами по балансу энергии — всё уходило бы на компрессор.
    Ну и надеюсь всем ясно откуда холод — его «берут» из бака с жидким водородом.
    ОтветитьНравится
  • может, хватит его и для того, чтобы жидкий кислород получить
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 мая, 23:24
    Во-первых у вас будет жидкий воздух, а не жидкий кислород, как в баке, во-вторых это усложнение системы, и неясно зачем. Вам не всё равно — использовать входящий воздух сазу в двигателе, или перегонять его через бак окислителя? Кроме того, года мы говорим о водороде, нужно иметь в виду не только температуру, но и его общую массу и теплоёмкось, а также энергетические затраты на сжижение. Бонд эту тему прорабатывал 30 лет, уж наверное, высчитал — какая схема выгоднее.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 мая, 23:24
    сорри за очепятки
    ОтветитьНравится
  • Самое интересное это все же та супер секретная технология отвода 400 МВт тепла за менее чем секунду. Если такая вещь реально появится она может быть использована не только в двигателестроении, хотя кажется очередным подлогом.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 мая, 18:17
    Поживём увидим. Кстати, не бывает «400 МВт за секунду» и вообще за скоко-то времени. Бывает отвод «по 400 миллионов джоулей за секунду», либо просто «отвод 400 мегаватт». В единицах измерения не плутайте.
    ОтветитьНравится
  • Попутал в ед. измерения, но суть передал. Извиняюсь.
    ОтветитьНравится
  • Весь секрет теплообменника в том что он сделан из алмаза, а почему секрет, потому что рынок бриллиантов боятся обрушить, потому и молчат что алмаз нынче пекут как хлеб, а-то и дешевле обходится.
    ОтветитьНравится
  • разве алмаз не распадается при нагреве???
    там 1000 градусов кагбэ..
    ОтветитьНравится
  • Такая длиная «сигара» при входе в атмосферу в момент сложится. Забортный воздух охлаждают для того чтобы он поступал в двигатели жидким, при этом отпадает необходимость что-то менять в конструкции движка.
    ОтветитьНравится
  • а крылья?
    они не дадут сигаре сложиться, ящетаю.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  26 мая, 01:01
    Есть такая штука — сопромат. Думаю, разработчикам аппарата он знаком. :)
    Про жидкий воздух я уже написал выше. Нет, его здесь не сжижают, просто охлаждают сильно. И конструкцию ракетного движка тут всё равно нужно было корректировать
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  26 мая, 01:04
    ...in the SABRE engine, which only cools down the air to the vapour boundary and avoids liquefaction. This allows the use of a relatively conventional turbo compressor and avoids the requirement for an air condenser
    ОтветитьНравится
  • Вижу, постепенно рективная авиация вытесняет ракеты. Россия остается в стороне.
    ОтветитьНравится
  • Движку всё равно откуда будет поступать жидкое топливо — с бака или с холодильника.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  26 мая, 12:02
    повторяю: ...in the SABRE engine, which only cools down the air to the vapour boundary and _avoids liquefaction_. This allows the use of a relatively conventional turbo compressor and avoids the requirement for an air condenser.
    ОтветитьНравится
  • -- Конечно же используется кислород воздуха.. для вящего : 1 кг водорода требует — 16 кг кислорода. Экономия очевидная, проблема в двигателе. Дело в том, что в 5 раз большая масса входит с «0» скоростью и её надо разгонять до соответствующей скорости, рассчёты элементарные ..при всеё красоте оказывается что надо распределить энергию не на 16 кг кислорода , а на 80 кг воздуха — для его разгона.. тут и зарыта собака.. собака слишком большая, и не влазит в этот проект ...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  26 мая, 11:30
    Что значит «входит с нулевой скоростью»? Он входит со скоростью в несколько М! Наоборот, в воздухозаборнике двигателя вошедший воздух очень резко тормозится, а температура его моментально взлетает. При этом сжать его ещё сильнее в компресоре, чтобы направить в камеру сгорания — затруднительно, пока он такой горячий. А вот после охлаждения до отрицательных температур это получается хорошо. Так что собака влазит.
    ОтветитьНравится
  • -- Леонид, нельзя его задерживать,-это и есть захват воздуха и всё получается нереальным. Воздух имеет скорость и то векторную — не надо его «работать» себе дороже, ни о какой теплопередачи — речи выть не может. — скажем на скорости 1000 м/сек — корпус-двигатель скажем 100м — время обмена менее 0,1 сек ?? вы о чём говорите? Нужно дальше от него отталкиваться .. Есть тут выход .. но он совсем в другой плоскости лежит.. у меня был похожий проект , но совсем для другой штуки, хотя идеи — совпадают ..
    ОтветитьНравится
  • Воздух охлаждается в теплообменнике до -130^C, в жидкое состояние кислород переходит при -183^C, это позволяет применить обычный компрессор для перевода под высоким давлением кислорода, прошедшего через охладитель, до жидкого состояния, не прибегая к использованию специального конденсатора.
    ОтветитьНравится
  • -- Это Васюки ..
    ОтветитьНравится
  • Дизайн пассажирского модуля желает лучшего, никакого комфорта, а ведь хорошие бабки будут срывать с пассажиров. Сам «челнок» впечатляет.
    Интересно, каким жаропрочным покрытием его собираются покрывать — ни плитками же от «шатла». Может версия А.Лалетина близка к действительности и алмазы составляют основные компоненты покрытия.
    ОтветитьНравится
  • Почему бы и не керамикой сходной с покрытием шаттла? Алмазное покрытие? Алмаз — отлично горит при температуре около 700 градусов, разумеется он вполне подходит в качестве теплостойкого покрытия...
    ОтветитьНравится
  • Керамика твердый, но хрупкий материал. Большой перепад температур неизбежно вызовет в нем появление трещин. Сам челнок будет то расширяться, то сжиматься как «гармошка». Обклеить его всего этими плитками, думаю не лучший выход. Он не сможет входить в атмосферу задрав нос как шатл, развалится. Уж очень он длинный, а опустив нос не сможет эффективно тормозить и будет нагреваться сильнее.
    ОтветитьНравится
  • Это вы инженерам шаттла скажите, они то и не знали что их покрытие работать не может.
    ОтветитьНравится
  • Леонид, очень интересная статья.
    Много интересных коментов и некоторые из них на мой взгляд весьма правильные.
    Кстати о подобной идее я думал давно, но мой замысел был проще и более реалистичен в создании. Хотя это всего лишь идея, непросчитанная матиматическим путём.
    Кстати американцы до сих пор не могут понять зачем русские построили «Мрию»-"Ан-225" для перевозки «Бурана», который мог бы поднять 2-3 таких. Оказывается его хотели использовать для старта «Бурана» с подвешенным под него топливным баком, который стоил копейки по сравнению с «Энергией», и при этом выходил в самый настоящий космос, в отличие от множества современных комерческих ракетопланов.
    Если кому интересно могу более подробно изложить суть своей идеи, если нет, то я не буду об этом писать в коментах.
    ОтветитьНравится
  • С удовольствием почитаю.
    ОтветитьНравится
  • Я видать не так написал и меня неправильно поняли.Керамика хороший огнеупорный материал, а американцы не дураки. Я хотел сказать, что керамика в виде плиткм не может быть использована на Skylon. Шатл компактный, тупорылый, с плоским дном, короткими и толстыми крыльями и его проще защитить плоскими керамическими плитками, а skylon длиный, узкий, остроносый, с тонким профилем крыла и вертикальных рулей, с двигателями оригинальной формы. Его только можно покрасить жаропрочной краской. Мне интересно какая она.
    ОтветитьНравится
  • Вадим Кобзарь  30 мая, 10:53
    Самый сложный тут момент на мой взгляд — это теплообменник между горячим воздухом и холодным водородом с фантастическими параметрами. Прямоточный, по крайней мере с одной стороны газ, небольшая длина, большой расход воздуха, перепад между входом и выходом — больше тысячи градусов. Я, занимающийся теплообменной техникой, такого не представляю.
    Но если им всё же удалось это чудо создать, такой двигатель возможен и, более того, — наилучший из возможных в наше время.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  30 мая, 20:02
    Да, это самое интересное. Кстати, холод берётся действительно от водорода, но доставляется к «месту действия» опосредовано — в трубках там курсирует гелий.
    ОтветитьНравится
  • Вадим Кобзарь  31 мая, 11:12
    Так, это ещё один осложняющий фактор. Наличие промежуточного контура циркуляции только увеличивает термическое сопротивление и требует ещё более эффективной теплопередачи на грацицах контакта металла трубок с воздухом, водородом и гелием.

    Похоже, им удалось создать из металла какую-то невиданную микропористую структуру с двумя гидравлически изолированными системами пор. Так, чтобы один газ проходил сквозь другой, не смешиваясь с ним. Площадь контакта — измеряется гектарами. Нечто подобное происходит в лёгких человека, правда, там взаимодействие газ-жидкость.

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Шуклин  30 мая, 19:58
    Прошу не оскорбляться, я не очень во всем этом разбираюсь. Просто, хотелось еще раз спросить, правильно ли я все понял? Двигатели — три в одном и стратосферный старт на более чем 1/5 первой космической? Можно ведь и с экватора? Использование кислорода воздуха на самом энергозатратном участке вывода? Куда, до скорости 5.5 маха, будет деваться азот просто за борт или использоваться как рабочее тело? Им действительно удалось решить проблему образования кристалликов льда или это неточность перевода? ПН у этой системы что-то около 5%? Шаттлы были более компактными ( Длина37,24 м Размах крыльев23,79 м Масса (без полезного груза) 80 т ) тогда как Skylon распластался довольно широко ( Длина: 82 м Размах крыльев: 25 м Вес без груза: 41.000 кг с грузом очевидно не более 56 тон ) разве большее отношение площади к массе спускаемого аппарата не ставит этот челнок в более выгодное положение во время торможения? Насколько я слышал, в Skylon будут активно применять легкие и прочные современные композиты, а сколько их в шаттлах? Что дешевле собрать стартовый стол для всех современных ракет или специальный космодром для Skylon? Блоки современных РН и даже челноки уже умеют довольно легко транспортировать к месту старта для чего применяли суда, самолеты, железнодорожные составы и простенькое, а потому я думаю довольно дешевые, транспортеры на гусеничном ходу, а как разработчики планируют доставлять к космодрому этого 80-ти метрового гиганта и во сколько это обойдётся? Как то раз собирал газовый аккумулятор и вначале очень негодовал из-за того что уголь крайне плохо поглощает водород ( что-то около 4 куб. см на грамм ), а вот второй компонент Сl аж 235 куб. см на грамм, но после расчета количества вещества в обоих электродах меня ждал сюрприз. Кстати есть и другие, кроме О и Н, компоненты топлива тот же метилгидразин + тетраоксид диазота, ну или хотя бы солярка и кислород :) М-да, шутки шутками, а я так и не понял чем именно будет, армирована стеклокерамическая защита корабля? И еще, как вы думаете если теплообменник действительно построят и он заработает, смогут ли они найти инвесторов, ведь 9-12 миллиардов это просто таки астрономическая сумма сравнимая с годовым бюджетом NASA ?
    ОтветитьНравится
  • Наличие промежуточного контура циркуляции — мера вынужденная т.к. поподаниие в воздухозаборник постороннего предмета в полёте при его отсутствии приведёт к неизбежной катастрофе.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  12 июля, 11:19
    Вот интересно. Коли она перестаёт питаться воздухом на 5,5М, а первая космическая скорость — 23М, итого кинетическая энергия, получаемая при помощи воздуха, составляет 1/17 необходимой. Не проще ли тогда дозаправить эту 1/17 часть окислителя и не мучаться с теплообменниками и турбинами? Ну или ежели я ошибся с оценкой (скажем, КПД на маленькой скорости меньше или же сопротивление воздуха вносит большой вклад), то можно сделать самолёт отдельно, а ракету отдельно, а не волочить фактически самолёт в космос.
    ОтветитьНравится
  • Виктор Бутрий  12 июля, 12:40
    Тогда дело за малым: запустить ракету с самолёта тут, и приземлить ракету на самолёт [конечно уже другой ;) ] — там.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  14 июля, 00:45
    Не, ну приземляться можно по образу и подобию шаттла. Насколько я понимаю, стыковка в воздухе — это весьма рискованное мероприятие.
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  1 мая, 00:00
    Вот вам и прорывные технологии. Всё почти готово.
    ОтветитьНравится
  • Закончены испытания важнейшей системы двигателя космолёта Skylon.
    ..........
    Разработчик двигателя SABRE британская компания Reaction Engines объявила об успешном завершении наземных испытаний устройства предварительного охлаждения поступающего в SABRE воздуха — самого «тонкого места» конструкции, критически важного компонента всей системы.
    vestinauki.ru/2109-zakoncheni-ispitaniya-vazhneyshey-sistemi-dvigatelya-kosmolyota-skylon
    ОтветитьНравится