NASA рассказало о будущем корабле для Марса и Луны

Корабль MPCV (в центре) в долгосрочной миссии должен работать совместно с другими обитаемыми блоками (иллюстрация NASA).

Пусть американский президент заморозил проект возвращения людей на Луну, а о высадке на Марсе пока говорить приходится и вовсе умозрительно, США всё же работают над проектом перспективного корабля, который пригодился бы в таких полётах, равно как и в пилотируемом рейсе на астероид.

Новичок получил пока сухое наименование «Многофункциональный пилотируемый аппарат» — Multi-Purpose Crew Vehicle (MPCV). Он базируется на проекте многострадального корабля Orion, в свою очередь по общей архитектуре сходным с «Аполлоном». То есть перед нами всё та же коническая обитаемая капсула плюс цилиндрический сервисный отсек. Но Orion крупнее легендарного корабля.

После упрощения проекта «Орион» сгодился бы только как спасательная шлюпка для дежурства на МКС, а вот очень на него похожий, но более серьёзно оснащённый MPCV задумывается как корабль для полётов за пределы земной орбиты.

Lockheed Martin уже построила и вовсю тестирует некий прототип MPCV (фото Lockheed Martin).

По информации Technology Review, MPCV будет нести на борту четырёх астронавтов. В корабле насчитывается около 20 кубических метров герметичного объёма, из них 9 кубометров составляет обитаемое пространство.

MPCV должен быть в десять раз безопаснее во время взлёта и при возвращении на Землю, чем шаттл. Автономные миссии многофункционального корабля смогут продолжаться до 21 дня. А в более продолжительных рейсах, типа миссии на Марс, MPCV будет состыкован с дополнительным жилым модулем.

NASA уже вложило $5 миллиардов в работы по MPCV. Как и в случае с «Орионом», создателем этого космического корабля выступает компания Lockheed Martin.

А это полномасштабные макеты «Ориона» и фрагмента МКС, подвешенные на мощных подвижных балках для тестирования систем сближения и стыковки (фото Lockheed Martin/NASA).

Какая ракета будет выводить MPCV на орбиту — пока неясно. Космическое агентство США ещё рассматривает варианты перспективных носителей. Также не названы и сроки запуска нового корабля.

Но нужно отметить: по указанию президента Обамы, американские астронавты должны высадиться на астероиде примерно в 2025 году (к чему они уже готовятся на океанском дне), а пилотируемая марсианская миссия может состояться в середине 2030-х годов.

Добавим, хотя при необходимости MPCV сможет работать и на линии Земля-МКС-Земля, в доставке людей и припасов на станцию NASA теперь полагается на новые частные корабли.

MPCV вместе с обтекателем и системой аварийного спасения (иллюстрация NASA).

Многоразовый космоплан Skylon получил лестную оценку экспертов