Обнаружена самая быстрая перелётная птица

Неприметные на вид пернатые – рекордсмены среди сородичей. При том что есть у них собратья и побыстрее (на коротких расстояниях), и летающие дальше (фото cheer2/Flickr.com).

Птицу, способную совершать не просто длительные перелёты, но делать это невероятно быстро, обнаружили шведские орнитологи. По их мнению, такую выносливость можно сравнить разве что с самолётной.

Нам не известно ни одно животное, способное осуществлять миграцию такого рода, пишут учёные в своей статье в журнале Biology Letters. Держать скорость, близкую к 100 км/ч на протяжении более чем 6500 километров, — не шутка.

Биологи из университета Лунда (Lund University) закрепили в мае 2009 года на спинах 10 самцов дупелей (Gallinago media) специальные геолокаторы весом всего 1,1 грамма. Год спустя они выловили троих из них и извлекли собранные данные. Так выяснилось, что птицы путешествуют из Швеции в Центральную Африку и обратно.

Одна из особей пролетела за три с половиной дня 6800 километров, вторая 6170 км за три дня и, наконец, последняя преодолела 4620 км за два дня. При этом ветер птицам не помогал. Биологи проанализировали данные со спутников и выяснили, что попутных ветров на пути перелёта дупелей не было.

Слева — осенняя миграция птиц, справа — весенняя с остановкой в Центральной Европе для размножения (иллюстрация Biology Letters).

Удивительно, что G. media не делают на своём пути остановки, ведь их перелёт большей частью лежит над сушей. Обычно наземные птицы садятся, чтобы отдохнуть и пополнить свои энергетические запасы (на поверхности в достатке дождевых червей, насекомых и прочих беспозвоночных).

Собственно беспосадочный перелёт дупелей и побудил орнитологов исследовать пути миграции этих птиц. «Мы полагали, что они отправляются в Африку, но не знали, куда именно. Кроме того, в Европе они появляются только в скандинавской части. Чтобы проследить за этими неуловимыми пернатыми, мы и провели эту работу», — приводит слова учёных PhysOrg.com.

По-английски дупелей называют Great Snipe. В 1770-х годах солдаты британской Индии начали называть человека, сумевшего убить способного на фантастические манёвры в воздухе дупеля, словом sniper. Такова предыстория появления слова «снайпер» (фото these are only words/Flickr.com).

Авторы работы предполагают, что земли Скандинавии очень хорошо подходят для дупелей и позволяют им накопить приличный запас жира перед перелётом. Это означает, что экологам необходимо продолжить исследование этого находящегося под угрозой исчезновения вида птиц и выяснить, где именно находятся кормовые площадки G. media, а также чем именно они питаются.

Биологи раскрыли тайны путешествий городских кошек

27 мая 2011

У чернобыльских птиц обнаружена любовь к чёрному

6 мая 2011

Орнитологи раскрыли технику питья колибри

4 мая 2011

Бактерии выдержали перегрузку в 400 000 g

26 апреля 2011

Палеонтологи выкопали самого крупного древнего паука

20 апреля 2011
  • Юрий Новиков  28 мая, 14:51
    неужто на севере Европйской части России — нет аналогичного подвида?
  • Илья Тевет  28 мая, 16:09
    За державу обидно? :)
  • Юрий Новиков  28 мая, 22:44
    ну да, кольцевали кольцевали. А передатчики не сдюжили. Но главное конечно — в чем особенности биомеханики и биохимии. Оптимальный размер? Особенности физики полета? Методика поиска воздушных восходящих потоков на пути следования? Особенности ориентирования?
    Фермент какой особый в печени?
  • Юрий Новиков  28 мая, 22:47
    Ну да, кольцевали кольцевали, а передатчики не осилили.
    Главное понять что рождает рекордсмена — какие особенности биохимии биомеханики? Фермент какой в печени? Особенности поиска восходящих потоков по маршруту или оптимальное их использование? Способы ориентировки на местнсти?
  • Охренеть. По карте видно, что летит разными маршрутами, но всегда находит то же самое место.
  • Ильшат Тагиев  28 мая, 20:37
    Яйцеобразная форма всему причина. (Шаубергер)
  • У них наверное хорошая зрительная память. Маршруты несколько отличаются друг от друга, возможно у каждой стаи он свой. Дупель из рода бекасовых, гнездится от Скандинавии до Енисея.
  • Юрий Новиков  28 мая, 22:57
    От Енисея то до Африки подальше будет. Думаю результаты исследования путей миграции на кольцах основанные есть. А так бы еще высоту полета поглядеть бы — и скоростной режим — наверняка ведь поднимаются на восходящих потоках а потом стремительно планируют.
  • Семён Воловник  28 мая, 22:55
    Насчёт происхождения слова «снайпер» — неожиданно и красиво.
  • Юрий Новиков  29 мая, 13:03
    вообще — сколько кг топлива (жира) на тонно километр собственного веса расходует? Веть точно большую часть времени проводит в планировании. Да далеко еще роботам планерам беспилотникам до такого исксства.
  • Юрий Новиков  29 мая, 13:07
    Представляю себе планер самолет робот с грузоподьемностью в тонну. Который за 2 суток довозит группу из 3 человек с севера Европы до теплых морей расходуя 10 литров топлива. за все время полета. :)
  • Боюсь не получится такое соотношение. Тут недавно было исследование про птицу рекордсмена по дальности беспосадочного перелета, что-то около 16 000 км (из Аляски в Н.Зеландию). Причем, на всем пути птица вообще не планирует, а беспрерывно машет крыльями, при этом расходует энергии меньше на 1км, чем многие планирующие — вот это фокус.
    Так вот она при перелете теряет более 50% массы тела.

Что касается роботов, то приближаемся потихоньку — чего только стоит бионическая чайка.

• «Который за 2 суток довозит группу из 3 человек» как-то долго 2 дня болтаться в воздухе, если можно за 4 часа долететь... это скорей всего для грузовых перевозок подойдет.
    кто в курсе, на современные лайнеры потоки как-нибудь влияют или у них такие массы и скорости, что как раскалённый нож сквозь масло?
  • Юрий Новиков  30 мая, 11:03
    Из Аляски в Новую Зелландию, машет крыльями может и машет, — ну не верю что ниоткудова энергию дополнительно не черпает , А самолет современный — он на топливе в половину своей массы докудова долетит?
  • Юрий Новиков  30 мая, 11:05
    вчерась говорили — корейская авиокампания запрашивает — выбирает — эшелоны полета с оптимальной из возможных скоростью и направлением ветра.
  • оБшибся чуток 11тыс. , а не 16. Вот оригинал, чтоб я еще что-нибудь не переврал ненароком.
    Не представляю, чем можно пополнять энергию в воздухе на скорости 70км/ч. Природа полна сюрпризов. На сколько мне известно наука долгое время не могла объяснить так же как летает шмель. По нашим представлениям он должен тратить на полет энергии больше чем потребляет. Однако, в прошлом году описали аэродинамику его полета, которая все объясняет.

Что касается самолетов — пожалте. Boeing 787-9:
    максимальная взлетная масса: 244,9 т(100%)
    Топливный бак: 138 700 л(56,6%)
    Грузовместимость: 16т(6,5%)
    Дальность: 16 299 км при M0.85 (903 км/ч) на высоте 12 000 м

• Андрей Иоанесян  5 марта, 08:37
    М-дя-я-я!.. Автор, как принято писать в сети, жжот! :))
    Дупель взлетает неохотно и летит на короткое расстояние совершенно прямолинейно! Пролетев пару сотен метров (часто и того меньше) он садится. Автор, как водится, перепутала дупеля с бекасом. Именно бекас (a snipe) в воздухе после взлёта вытворяет пируэты.
    А на обеих фотографиях изображён не дупель! Верхняя птица мне незнакома, а на нижней изображён как раз бекас.Хотя, может быть, и не он! :) Ну не бывает у бекаса изогнутого книзу клюва. Равно, разумеется, как и у дупеля. :)
    Про происхождение слова — всё правда. Только неправда относительно дупеля! :))))) Именно полёт бекаса стал причиной появления слова «снайпер». И это известно любому охотнику и арнитологу.
    Вопрос в комментариях про «подвид» на Севере Европейской части России непонятен. Дупель — довольно распространённая на территории России птица. В некоторых областях Центральной части России его занесли в местные Красные Книги, но его много и очень много в России. Его ареал, образ жизни, размножение, питание, миграции...