Впервые квантовый компьютер продан клиенту

Канадский квантовый чип работает при температуре, близкой к абсолютному нулю. И относительно действительно происходящих в нём процессов у сторонних экспертов нет единого мнения (фото D-Wave Systems).

Самое странное во всей этой истории — у научного сообщества до сих пор нет полной уверенности, что обсуждаемый квантовый компьютер работает. Но и в компетенции покупателя вроде бы сомневаться не приходится.

Канадская компания D-Wave Systems ещё в 2007 году удивившая мир первым коммерческим квантовым компьютером (на 16 квантовых битов), в конце мая 2011 года заявила о своего рода эпохальном событии. Впервые в истории клиенту был продан квантовый компьютер.

По информации Technology Review, цена составила $10 миллионов. В многолетний контракт включена стоимость не только самой вычислительной машины, но и её обслуживание и связанные с ним услуги.

Покупателем устройства выступила знаменитая компания Lockheed Martin. Она намерена с его помощью создать некую «киберфизическую систему», которая интегрирует программное обеспечение с датчиками окружающей среды, — повествует Nature.

Technology Review уточняет: речь идёт о проверке сложного комплекса софта и оборудования на наличие ошибок, что существенно сократит сроки и стоимость разработки.

Перед покупкой Lockheed Martin потратила год на изучение канадской квантовой системы. Причём это уже не скромный лабораторный образец четырёхлетней давности, а законченный продукт под ключ — 128-кубитный монстр под названием D-Wave One. («Да, вы можете получить один!» — обыгрывает компания-разработчик название машины.)

Как и предшествующие разработки D-Wave, эта машина основана на сверхпроводящих кубитах (физически это петли из сплава ниобия). Магнитные поля манипулируют энергетическим состоянием кубитов. А так как их когорта находится в состоянии квантовой суперпозиции, она может одновременно вести поиск во множестве энергетических состояний, представляющих различные решения задачи.

Один из учредителей D-Wave Systems и директор по технологиям Джорди Роуз (Geordie Rose) на фоне «чёрного монолита» — квантового компьютера D-Wave One. Эта машина должна делать одну вещь лучше, чем обычный компьютер: искать ответ на проблемы, которые могут быть по-настоящему решены только исчерпывающим перебором всех возможных вариантов ответов.

По словам Роуза, эффективность квантового компьютера уже проверена — он распознавал отдельные объекты на фотографиях на 9% процентов точнее, чем классическая машина. Роуз прогнозирует, что разрыв будет быстро расти по мере отлаживания квантовой системы и софта, помогающего ей действовать (фото D-Wave Systems).

Ранее некоторые учёные высказывали сомнения в том, что показанные D-Wave системы действительно работают по законам квантовой механики, а не старой доброй классической физики. В сочетании с нежеланием канадцев раскрывать детали устройства и работы своего квантового компьютера это породило большой скепсис в научном сообществе.

Не рассеялся полностью он и теперь. Скотт Ааронсон (Scott Aaronson), эксперт по компьютерам из Массачусетского технологического института (MIT), говорит: «Только то, что флагманская компания купила систему, не означает, что она работает».

И это несмотря на то что 11 мая нынешнего года большая группа учёных, в том числе представители D-Wave, опубликовала в Nature статью, объясняющую некоторые аспекты принятого канадцами подхода к построению квантового процессора на примере системы из 8 кубитов (в D-Wave One объединено 16 таких ячеек) и особенно — к организации на нём определённого класса вычислений.

По мнению Ааронсона, новая работа — лишь один шаг к подтверждению претензий канадцев. «Существует огромный разрыв между демонстрацией какого-то квантового эффекта в восьми кубитах, что они сделали, и заявлением, что у них есть 128-кубитный чип, который может выполнять вычислительно интересные задачи быстрее, чем обычный компьютер», — пояснил свою позицию американский учёный.

А исполнительный директор D-Wave Systems Верн Браунелл (Vern Brownell) невозмутимо говорит о контракте с Lockheed Martin: «Наши совместные силы обеспечат возможности для инноваций, необходимых для решения важных вычислительных проблем сегодня и завтра. Наши отношения позволят нам значительно продвинуть потенциал квантовых вычислений».

Австрийцы построили крупнейший квантовый регистр

4 апреля 2011

Учёные создали квантовый аналог игры в напёрстки

1 февраля 2011

Физики запутали десять миллиардов пар кубитов

20 января 2011

Физики запутали четыре квантовые ячейки памяти

22 ноября 2010

Два фотона впервые отправились на квантовую прогулку

27 сентября 2010
  • Александр Косов  1 июня, 18:31
    а в переводе на гигагерцы какова его мощность?
  • Янис Каулиньш  1 июня, 19:01
    Трудно сопоставить, ибо принципы слишком отличаются.
  • Почему же, сопоставить как раз-таки можно, у обоих множество задач одинаковое, только некоторые задачи на нем решаются за полиномиальное время. Например задача разложения числа на множители квантовым компьютером вроде решается за log(n), решать ее перебором на обычном компе гораздо дольше.
    На задаче разложения числа основан алгоритм шифрования RSA, который везде сейчас используется. По этому все так боятся квантовых компьютеров )).
  • если я не ошибаюсь объем вычислений должен быть 2^128= 3.4*10^38 за одну операцию. что-то многовато, даже если операция раз в секунду
  • 10 кило
    20 мега
    30 гига
    40 тера
    50 пета если правильно считаю.
    вроде где-то 2^50 операций в секунду суперкомпьюторы выдают. лень в википедию лезть, чтобы проверить
  • Вы ошиблись. Кило, Мега, и т.д. отличаются показателем степени не на 10, как Вы указали, а на 3 (три ноля). Поэтому:
    3 — кило
    6 — мега
    9 — гига
    12 — тера
    15 — пета...

Но отличие квантового компьютера не только в этих показателях. Их ещё нужно приспособить для обработки требующейся информации, т.е. создать соответствующий алгоритм. И решение далеко не каждой задачи даёт в этом случае выигрыш. Но в некоторых случаях заказчик готов отдать «полцарства за коня». И это, похоже, как раз этот случай.

Создание же достаточно универсального квантового компьютера по-прежнему ещё очень далёкая преспектива. Хотя хвост ребята из Канады всем «накрутили». Теперь начнётся :)

• я про степени двоичного числа и приставки для десятичного:
    2^10=1024 примерно тысяча
    2^20=1024^2 примерно миллион
    прошу прощения за неточность формулировок.

но да, интересно, что в итоге получится

• Алекс Яковенко  1 июня, 21:56
    По ходу господин Скотт Ааронсон просто завидует: ИМХО если the машина может делать хоть что-то, чего не может классический комьютер, то его уже можно называть квантовым, остальное оговорки.
  • StaseG   21 июня, 15:19
    Уже хочу на нем порендерить, Интересно, его можно испугать глобальным освещением триллионов полигонов в реальном времени? :)
  • StaseG   21 июня, 15:54
    Короче, давайте его в облачное использование — мы посмотрим, что можно с ним сделать ;)
  • Анатолий Алексеев  4 сентября, 06:09