Впервые многоклеточные найдены в километрах под землёй

Этот червь был назван в честь демона из ада (фото Gaetan Borgonie/Universiteit Gent).

Учёные были просто поражены, когда выяснили, что несколько видов нематод, в том числе неизвестные науке, спокойно проживают на глубинах от 0,9 до 3,6 километра. Находка резко расширяет границы биосферы для многоклеточных животных.

Группа биологов из Бельгии, ЮАР, Нидерландов и США провела обследование стен ряда шахт в Южной Африке. К своему удивлению, они нашли там четыре вида местных червей, судя по анализу, не занесённых человеком только что, но обитающих в этих глубинах давно.

По информации Nature, один из червей, найденных в золоторудной шахте «Беатрикс», которая расположена в 240 километрах от Йоханнесбурга, получил имя Halicephalobus mephisto (он и показан на фото под заголовком).

Это создание длиной 0,5 миллиметра процветает на глубине 1,3 километра, где царит не слишком благоприятная обстановка для жизни. Тут мало кислорода, а температура составляет 37 градусов по Цельсию. Это, к слову, выше, чем могут вынести большинство нематод, обитающих на поверхности.

Один из авторов исследования Гаэтан Боргони (Gaetan Borgonie) из университета Гента (Universiteit Gent) говорит: «Не часто случается , что вы можете перекраивать границы биосферы на планете». Действительно, ранее на таких больших глубинах в земной коре биологи обнаруживали лишь бактерии (тоже благодаря шахтам в ЮАР).

Именно бактериями и питаются червь H. mephisto и три вида его сородичей, найденные в двух других южноафриканских шахтах — «Дрифонтейн» и «Тау Тона».

Только один вид идентифицирован (Plectus aquatilis), а про двух других нематод учёные пока могут лишь сказать, что они из отряда Monhysterida. Один из этих новичков поставил рекорд глубины проживания — 3,6 километра, а также температуры среды — около 48 °C.

В своей естественной обстановке эти черви поедают бактерии из биоплёнок, вырастающих там, где скалы содержат трещины, по которым сочится вода. И она не проникла только что с поверхности, ведь радиоуглеродный анализ указал её «возраст» как 3-12 тысяч лет.

Поднятые на свет божий и культивированные в лаборатории, нематоды предпочитали меню из коренных бактерий шахты, а не каких-то иных. Это говорит о стабильной экосистеме, сформировавшейся в глубинах скал.

Новизна и подземное происхождение червей подтверждены генетическим анализом. Чтобы исключить поверхностное загрязнение, биологи провели исследование тысяч литров воды, используемой в добыче полезных ископаемых, и проанализировали нематод в почве вблизи скважин. Ни там, ни там не были выявлены черви-новички. Таким образом, обнаруженные нематоды — действительно резиденты шахт. Пока, правда, не ясно, как долго они там развивались.

В дальнейшем учёные намерены провести более подробный анализ ДНК новых червей. Интересно, какие черты те приобрели и утратили по мере своей эволюции во время спуска в глубины (ясно, что эти виды происходят от нематод, живущих наверху). Авторы работы говорят, что данное открытие расширяет и возможные границы для жизни на других планетах, как за пределами Солнечной системы, так и в ней (на Марсе, к примеру).

Детали нынешнего открытия можно найти в статье в Nature.

Обнаружена самая быстрая перелётная птица

28 мая 2011

Биологи раскрыли тайны путешествий городских кошек

27 мая 2011

Учёные вывели полностью женский вид ящериц

5 мая 2011

Биолог по-новому объяснил любовь свиней к грязи

3 мая 2011

Киты удивили учёных прямотой миграций

29 апреля 2011
  • Ильшат Тагиев  2 июня, 13:10
    Мне кажется, они удивятся ещё больше, когда найдут там плавающих «людей».
  • Павел Яковлев  2 июня, 13:15
    Плавающих людей, да? Уверен, что пожалею об этом, но тем не менее...

В ЧЕМ плавающих?

• Ильшат Тагиев  2 июня, 13:17
    :-) Самое интересное, что без всего. Поэтому и «людей»
  • Евгений Храмцов  2 июня, 13:38
    Пожалели?)
  • Павел Яковлев  3 июня, 00:09
    Пока нет, я логики в ответе не усмотрел =( Даже обидно...
  • Николай Захаров  2 июня, 13:28
    Когдаж человек помудреет и поймёт, что он, всего-лишь, один из видов клеток единого организма..

И так везде..куда ни сунься — везде будет жизнь..

• Сергей Новиков  2 июня, 13:46
    Николай Захаров 2 июня, 13:28 : «один из видов клеток единого организма..»

точно — единый организм, посредством которого наша Вселенная познает самую себя! ;))

• Юрий Новиков  2 июня, 13:42
    таки не ясно. 1. Черви долго жили на стенках шахты — то исть пока небыло шахты небыло и червей на этой глубине
    или
    2. Червей извлекли из породы стенок шахты — и предполгается что черви жили в этой породе задолго до прокладки шахты?

диаметр то червя скока? Отрезок бы масштабный.

• конечно они попали туда после того, как люди выкопали шахту...врядли им самим пришлось «прогрызать» метаморфические породы, а то, что некоторые виды не идентифицировали, можно объяснить тем, что у примитивных многоклеточных достаточно короткая жизнь, следовательно, смена поколений происходит довольно часто,а уже исходя из этого, быстрая эволюционная изменчивость, тем более черви попали в среду, координально отличающуюся от той, в которой они жили раньше..это и вызвало изменчивость, связанную с приспособлением к новой экологии обитания
  • Леонид Попов  2 июня, 15:12
    С попаданием в шахту момент неясный, говорится только что данные виды именно развились в этих глубинах (постепенно спустились под землю с одновременной эволюцией, приспособлением). То есть подразумевается — они не были принесены туда уже готовыми, скажем, на одежде рабочих.

(Масштабный отрезочек на фото есть, смотрите внимательнее.)

• Николай Захаров  2 июня, 15:20
    «врядли им самим пришлось «прогрызать» метаморфические породы»

Т.е. никак нельзя допустить наличие жизни в земле? В воздухе значит обитает жизнь, в воде обитает, а в земле нет — не логично..

• Юрий Новиков  2 июня, 22:07
    да- вопрос о том как спускались под землю виды — по стенке шахты — постепенно превращая в среду обитания именно стенки шахты или потихонечку шли вслед за бактериями и водой в глубь тверди в бескислородные горячие породы. Второе разумеется значительно более интересно.

Отрезочек есть — и  это приятно, :)) но как же не разборчиво подписан, я не могу разобрать что там за буквы ? мк ? ( в череде прочих чисел значения которых вообще не понял — вы не поясните) А так самое место для отрезочка в черноте левого верхнего угла фото :))

• вот это(!)-не логично!
  • наличие безусловно есть..почитайте внимательно, у меня нет ни единого слова о том, что в земле нет жизни..
    а если порассуждать, то зачем же червям прокладывать(!) себе путь в менее благоприятное место обитания, да и еслиб они делали это сами, им врядли хватило бы кислорода, т.к. на такой глубине породы уже достаточно плотные и содержание кислорода в них-незначительно.
    а если пробираться по уже проложенному пути, то и кислорода хватит и легче и конкурентов за пищу мало
  • Ильшат Тагиев  2 июня, 15:53
    Мне кажется, что не обязательно всё привязывть к атомарному кислороду. Вода ведь это Н2О. Кислорода-то полно.

Наверно вопрос надо ставить об источниках энергии.
    Химические реакции (?Опять если не окисление, то что?) или... «тепловые насосы» — может научить червей разговаривать, пусть расскажут откуда они берут энергию.

Специалисты по лингвистике имеются?
    :-)

• Юрий Новиков  3 июня, 11:53
    если их научить разговаривать — по их эпосу можно будет понять откуда есть пошли черви подземные. :)
  • «вода. И она не проникла только что с поверхности, ведь радиоуглеродный анализ указал её «возраст» как 3-12 тысяч лет.»
    не думаю что земляные черви будут плавать в просачивающийся сквозь скалы воде lol
  • Алексей Заикин  2 июня, 21:59
    Тут вообще непонятно написано. Радиоуглеродный анализ чего именно проводился? Если речь о воде, то как его можно было провести, вода углерода не содержит!
  • Леонид Попов  2 июня, 22:03
    Каких-нибудь минералов наверное
    / см. ссылку на статью Nature /
  • радиоуглеродный анализ не означает, что углерод-обязательная составляющая
  • А как иначе????
  • да и к какому кислороду ещё можно привязать почвенных-наземных червей
  • С радиоуглеродным анализом действительно непонятно. То ли это СО2, растворенный в воде, то ли карбонаты пород.
    Как попали черви в шахту тоже не совсем ясно. Можно предположить, что с подземными водами.
  • как черви, дышащие не растворенным кислородом могли выжить в воде на протяжении 3 тыс. лет??, написанно же «вода. И она не проникла только что с поверхности, ведь радиоуглеродный анализ указал её «возраст» как 3-12 тысяч лет.» можно походу постоянно это предложение копировать..
  • Карбонаты отпадают, слишком древние породы. СО2 может быть только атмосферный, чтобы С14 там был.
  • Дмитрий Федотов  3 июля, 01:58
    Только для справки: Радиоуглеродный анализ применим только к останкам живых организмов, и никаким образом к самой воде.

Образование радиоуглерода вследствие естественной радиоактивности на поверхности Земли пренебрежимо мало.Соотношение радиоактивного и стабильных изотопов углерода в атмосфере и в биосфере примерно одинаково из-за активного перемешивания атмосферы, поскольку все живые организмы постоянно участвуют в углеродном обмене, получая углерод из окружающей среды, а изотопы, в силу их химической неразличимости, участвуют в биохимических процессах практически одинаковым образом.
    Удельная активность углерода в живых организмах соответствует атмосферному содержанию радиоуглерода и составляет примерно 0,3 распада в секунду на грамм углерода. С гибелью организма углеродный обмен прекращается. После этого стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный (14C) постепенно распадается, в результате его содержание в останках постепенно уменьшается. Зная исходное соотношение содержания изотопов в организме и определив их текущее соотношение в биологическом материале масс-спектрометрическим методом или измерив активность методами дозиметрии, можно установить время, прошедшее с момента гибели организма.

• Анна Росавицкая  5 августа, 14:52
    тогда чей возраст они определили??? (кто был исходной биомасой?) червяки или бактерии?
  • Артур Терегулов  28 августа, 02:03