Найден лекарственный метод стимуляции самовосстановления сердца

Клетки-предшественники (показаны красным), выросшие в эпикарде, окружающим сердце (фото с сайта bbc.co.uk).

Учёные исследовали действие препарата, который значительно увеличивает способность сердечной мышцы к заживлению собственными силами после инфаркта. Открытие также раскрыло новые грани в работе клеток сердца.

Биологи из университетского колледжа Лондона (UCL), совместно с коллегами из других британских университетов, а также американских и китайских институтов, в опыте на мышах установили, что у взрослых особей в эпикарде (наружный слой стенки сердца) имеются клетки-предшественники, способные при ряде условий мигрировать вглубь и превращаться в клетки сердечной мышцы — кардиомиоциты.

Правда для того, чтобы такое самостоятельное перепрограммирование произошло, клетки-предшественники нужно разбудить. Сделать это, как выяснилось, можно при помощи пептида тимозин-бета-4 (thymosin beta 4), ранее в опытах уже показавшего свой потенциал в плане восстановления тканей. Но вводить его нужно до приступа. Только заранее созданный фон из тимозина обеспечивал должный эффект.

Авторы эксперимента искусственно вызывали повреждение сердца у подопытных животных. Особи, которые заблаговременно получали тимозин-бета-4, активировали клетки-предшественники и заживляли повреждения. Способность их сердца перекачивать кровь улучшалась на 25%, уменьшалась рубцовая ткань, увеличивалась толщина стенки сердца. (Детали — в статье в Nature.)

По информации BBC, удача с мышами не означает автоматически, что данный метод будет работать (или работать со столь сильным эффектом) в людях. Но если выводы исследования можно перенести на человека, то открывается заманчивая перспектива.

По идее, такой предохранительный препарат по рекомендации медиков следовало бы принимать людям, живущим с сердечной недостаточностью после ишемической болезни сердца или острого инфаркта миокарда. Пептид-стимулятор мог бы оказаться полезным для пациентов с повышенным риском нового приступа. А такой риск может следовать как из уже случившегося инфаркта, так и из-за семейной предрасположенности.

Кроме того, врачи могли бы рекомендовать пептидное лекарство пациентам с признаками возможного приближающегося приступа. Сразу после него «подготовленное» заранее сердце могло бы начать саморемонт. Тем самым снижалась бы сердечная недостаточность и повышалось качество жизни пациента.

Учёные полагают, что после соответствующих исследований и тестов препарат такого рода мог бы стать доступным в течение десятилетия. (Добавим, ранее сердечную мышцу предлагалось стимулировать к самовосстановлению при помощи синтетических пептидов-лесов, полимерного пластыря и генетических выключателей.)

Найден самый вероятный источник смертельной кишечной палочки

6 июня 2011

Открыта виртуозная подделка человеческих белков смертельными бактериями

2 июня 2011

ВОЗ объявила о канцерогенном эффекте мобильников

1 июня 2011

Придумана новая технология регенерации сердечной мышцы

25 мая 2011

Бактерии в кишках поделили людей на три группы

21 апреля 2011
  • Ильшат Тагиев  9 июня, 13:11
    Регенерация возможна?

А как Вы считате возможно ли, что из одной маленькой клетки разростется, разовьется целый организм из миллиардов клеток?

И что, по сравнению с этим, регенерация?

• Михаил Сурцуков  9 июня, 15:38
    Что значит возможно ли? Так и происходит.
  • Михаил Тарасов  12 июня, 13:45
    Ильшат, что вы курите? :D
  • Ильшат Тагиев  12 июня, 14:07
    Михаил Тарасов, я вообще не курю и Вам советую.

Вы не видете связи между регенерацией и делением клеток?

Если так, то Ваша реплика в мой адрес понятна.

• Михаил Тарасов  12 июня, 15:35
    :D Просто, Ильшат, Ваш пост, я даже незнаю как сказать, что-то среднее между капитаном очевидность и нарко-трипом. Поэтому и спросил про курение. Не в обиду, может я не понял, что Вы хотели донести до меня в частности. :)
  • Ильшат Тагиев  12 июня, 19:36
    Самое трагическое в том, что «капитан очевидность» у очень многих людей «утонул», а вместе с ним весь «корабль» мышления блуждает полностью дезориентированный.

И когда я спрашиваю, как соотносится регенерация тела человека к тому факту, что человеческое тело САМОСТОЯТЕЛЬНО возникло из ОДНОЙ клетки!?
    ОЧЕВИДНО (но видимо не всем) я имею ввиду, что традиционные представления о невозможности крупной регенерации (типа отращивания оторванной по плечо руки) НЕ ВЕРНЫ уже потому, что из миллиардов клеток проще отрастить руку, чем вырастить эту же руку из одной клетки, но что ИМЕЛО место быть во время развития ребенка в чреве матери!

Другое дело, что для того, чтобы запустить процесс регенерации требуется «ЧТО-ТО», что в силу каких то причин заблокировано (возможно в том числе в подсознании человека через «осознание» невозможности регенерации и следовательно отсутствия попыток организма совершения её).

Поэтому я спрашиваю еще раз (и прошу не применять ПВО№1 и ПВО№2, а отвечать по существу),

как Вы видите тот факт (что Вы думаете по этому поводу), что регенерация человеку по каким-то причинам не доступна, но при этом тело человека самостоятельно возникло из одной клетки?

• Михаил Тарасов  12 июня, 21:07
    Что вы подрузамеваете под словом регенерация? В почти все ткани так или иначе регенерируют. ;) Почему руки заного не отрастают, а потому что там уже очень сложная архитектоника, которая состоит из множества тканей, которую практически нереально «отрастить» ;) думаю тут остановлюсь, чтобы дисскусия не расплывалась.
  • Игорь Одинцов  12 июня, 22:24
    Мышечные клетки почти не восстанавливаются. Как и нервные. Они способны делится в процессе развития, но восстанавливаться после инфаркта — нет. Мышечное волокно регенерирует при условии повреждения его части, но если оно будет уничтожено — оно не восстановится.
  • Михаил Тарасов  12 июня, 23:16
    Игорь, смею возразить могут. Недавние исследования доказывают, что в перивентрикулярных регионах находятся клетки, которые при определённых обстоятельствах могут мигрировать и дифференцироваться.
    В мышцах опять же есть клетки сателлиты которые могут сотановить отдельные волокна.
  • Игорь Одинцов  14 июня, 14:44
    Знаем ) но к восстановлению мышцы это не приведёт. Только если как то подстегнуть, сейчас над этим работают.
  • Мурад Мамедов  9 июня, 13:34
    Прекрасная новость. Молодцы!
  • Сергей Асташкин  9 июня, 16:40
    -- Как раз готовлю запуск БД с таким свойством ..
  • Юрий Федосов  9 июня, 22:18
    А подробнее?
  • Алекс Яковенко  9 июня, 21:09
    Интересно. Есть только опасность что первичные раки будут реагировать на этот пептид шустрее...
  • Михаил Тарасов  12 июня, 13:50
    Тоже подумал. Хотя тут правильнее написать не раки, а опухоли, так будет более обще сказанно.
  • Алекс Яковенко  12 июня, 22:39
    Да вообщем верное замечание. Хотя само деление на злокачественные и «добродушные» сбои не имеет по сути биологического смысла — устоявшееся медицинское заблуждение.
    Касательно темы то даный препарат нельзя вводить «на всякий случай». ИМХО его надо смешивать с какими-то факторами воспаления (а-ля TNF, IL, INF) или еще чего «по-крепче» что бы _быстро_ активировать спящие клетки и проделать ремонт, но не допускать позитивной селекции опухолей.
  • Михаил Тарасов  12 июня, 23:23
    Термин доброкачественная и злокачественая опухоль является диагностическим критерием. И они чётко распределены, что злокачественная, а что доброкачественная.
    Тут момент интересен, факторы воспаления мало что дадут просто приведут имунную систему в гиперреактивное состояние. + тот же INF очень спорный препарат, раньше им очень увлекались, что в последствии привело к проблемам. К тому же теже IL это локальные медиаторы и их больше -цати, лишний раз воздействовать на организм таким коктелем нестоит. Хотя готов подискутировать :)
  • Алекс Яковенко  13 июня, 00:38
    О конвенциях конечно не спорят, но как и все эмпирические термины появившиеся до понимания процесса, эти весьма кривоваты по своей сути.
    Опасность вводить пептид «просто так» вроде как у Вас вопросов не вызывает. А про факторы тоже не сильно выйдет поспорить, потому что никто не знает как оно — надо ставить эксперемент. Общая логика, что раз клетка отвечает на раневой стимул активацией деления/деадгезивностью/перестройкой цитоскелета (раз она потом ползает и делится) то у нее должен бить рецептор с возможностью кластеризации (для перестройки цитоскелета) и селективной активации генов. На эту роль подходят классические рецепторы факторов воспаления т.к. они кластеризуться, активируют специфическую транскрипцию со но (это так, из общих соображений). Следовательно и будить спящие клетки надо пробовать симулируя явления возникающие при их нормальной активации — правме, некрозе окружающей ткани.
  • Михаил Тарасов  16 июня, 15:05
    Только, видимо Тимозин-Бета-4 это специфическое вещество, которое влияет только на клетки предшественницы. Цитокины, которые отвечают за появление неспецифического защитного механизма не являются специфическими, так как они активируют ряд клеток. Как например макрофаги + активируют пирогенный центр для продукции тепла (если процесс генирализированн) И т.д. Так что я думаю попытка заменить одно вещество другим не поможет. А для стимуляции имунной системы, во избежания дополнительных проблем, можно витамины попить и левомизол. :)
  • Алекс Яковенко  16 июня, 19:20
    Не, не заменить, а смешать. Конечно вся масса клеток будет отвечать на банальный стимул имунной системы, но предшествинницы вероятно будут чувствительны к ним обоим. Это поиск синергизма ведь в норме предшественницы должны получить и раневой стиму и пептид что бы работать, что показано в эксперементе. Вот мы и даем в смеси 2 нужных стимула, никаких замен действующего вещества.
  • Если я правильно понимаю, то «Солкосерил» (рекомендую держать всем в домашней аптечке на случай ожогов) действует аналогично. Детальный механизм действия пока еще не выяснен. Многообещающее направление для исследований !
  • Юрий Федосов  11 июня, 10:05
    Гранты, гранты, гранты.... вот что главное в этих вопросах. Ну в России + РОСпил. При этом в России не ГЛАВНОЕ результат, а важен процесс -школьник-олимпиада-студент-аспирант-МНС- СНС- и т.д.
    Теперь по теме. Введение окситоцина..... ( клетки-предшественники, способные при ряде условий мигрировать вглубь и превращаться в клетки сердечной мышцы — кардиомиоциты.) является одним из таких условием.
  • Михаил Тарасов  12 июня, 15:38
    Юрий, по первой части с вами частично согласен. В основном люди думают только о карьерном росте и соответствующих надбавках, совершенно забывая о науке.

А по второй части с момента окситоцина, можно чуточку по-подробнее, если Вас не затруднит?:)

• Юрий Федосов  13 июня, 22:20
    Япония: открыты клетки сердца, способные регенерировать поврежденные ткани

В Японии сегодня объявлено о медицинском открытии, которое дает принципиально новые возможности в лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Группа специалистов из Университета Тиба обнаружила в сердце клетки, способные регенерировать поврежденные ткани сердечной мышцы.

Эти свойства были с успехом испытаны на лабораторных мышах. Объектом исследования стали т.н. стволовые клетки-родоначальницы, которые не имеют «специализации» и в определенных условиях могут развиваться в разных направлениях. В обновляющихся тканях, например, кроветворной, они восполняют потери клеточного материала, утраченного в силу естественных причин или аварийных ситуаций, однако предназначение стволовых клеток в сердце до последнего времени оставалось тайной для ученых. Считалось, в частности, что поврежденные ткани сердечной мышцы к восстановлению не способны.

Японцы утверждают, что они стали первыми в мире, кто на практике опроверг это мнение. В ходе экспериментов они выделили из сердца взрослого грызуна стволовые клетки и подвергли их воздействию особого нейрогормона (окситоцина), который у многих позвоночных стимулирует сокращение гладких мышц отдельных внутренних органов. В результате, спустя четыре недели стволовые клетки трансформировались в самостоятельно сокращающиеся клетки миокарда.

News.Battery.Ru — Аккумулятор Новостей, 16:32 30.04.2004