Ярчайшие сверхновые объявлены новым типом взрывов звёзд

Аппарат Samuel Oschin Telescope помог найти четыре космических объекта из шести (фото Caltech/Scott Kardel/Robert Quimby).

Четыре необычных сверхновых обнаружили на небосклоне исследователи из США. Астрономы причислили их к новому классу, так как найденные объекты отличаются от предшественниц сразу по нескольким параметрам.

Роберт Кимби (Robert Quimby) и его коллеги из Калифорнийского технологического института изучали снимки, полученные телескопом обсерватории Паломар.

Учёные обратили внимание на объекты, яркость ультрафиолетового излучения которых превышала таковую у наиболее часто встречающихся сверхновых типа Iа в десять раз. Позже выяснилось, что новички также медленно набирали свою «силу» — до максимального свечения они доходили за месяц-два (обычно на это уходит примерно 17 дней), а ещё затухали примерно 50 дней — в три раза дольше нормы.

По всем этим показателям новые объекты не вписываются в существующие модели и классификацию, отмечают астрономы в статье, вышедшей в журнале Nature.

Дальнейшие исследования показали, что ещё две ранее обнаруженные сверхновые (SN 2005ap и SCP 06F6) также относятся к новому неопределённому классу. Учёные продолжат поиски похожих объектов и надеются найти объяснение происходящим процессам.

Четыре из шести сверхновых до (слева) и после взрыва: TF09atu, PTF09cnd, PTF09cwl и PTF10cwr. Все новички были найдены в карликовых галактиках, удалённых от Земли на расстояние от трёх до восьми миллиардов световых лет (фото Caltech/Robert Quimby/Nature).

Пока в пресс-релизе Калтеха упоминаются две возможные модели появления столь высокой яркости. Согласно первой, перед нами пульсирующие звёзды массой от 90 до 130 масс Солнца. В ходе пульсации они сбрасывают бедные водородом оболочки, которые, когда происходит дальнейший взрыв самой звезды, нагреваются и излучают свет.

Вторая модель предполагает, что после взрыва сверхновой на её месте остаётся магнетар, быстро вращающийся объект высокой плотности с сильным магнитным полем. Постепенное его замедление приводит к выбросу энергии, которая разогревает материал, сброшенный во время взрыва сверхновой.

Найдена самая молодая чёрная дыра

17 ноября 2010

Реальную cверхновую впервые препарировали в 3D

5 августа 2010

Предсказано столкновение Солнца с облаком от сверхновой

27 мая 2010

Вспышка сверхновой смоделирована в трёх измерениях

13 мая 2010

Обнаружена самая массивная сверхновая типа Ia

17 марта 2010
  • Длительность взрыва прямо пропорциональна массе разрушающегося вещества. Просто ранее не наблюдали вспышки, порождаемые столь массивными объектами. Вся новизна только в массивности, ну от этого и некоторые особенности самого процесса.
  • Алексей Заплатин  12 июня, 23:33
    Что за чушь???
  • Антон Куперблюм  9 июня, 18:34
    «Длительность взрыва прямо пропорциональна массе разрушающегося вещества.»
    Изумительный бред.
  • Бред был бы изумительным, если бы длительность взрыва была обратно пропорциональна массе вещества.
    Но именно в такой трактовке Александр прав.
  • действительно!
    по-мне так все верно!
  • Виктор Бутрий  13 июня, 17:40
    Ну и какое вещество при этом разрушается?
  • Зачем же, так — невежливо?
  • Когда возразить по существу темы, соображения не хватает, а очень хочется выглядеть на уровне оппонента, то есть такой хитрый приемчик, с умным видом сказать, какой бред. Так что это стандартный тип людей, коих в инете очень много, и не стоит обращать на это явление внимания.
  • Руслан До  10 июня, 12:24
    Александр, чтобы общаться с вами на Вашем «научном» уровне, надо сделать людям лоботомию. Бред принципиально не опровергается, опровергаться может только научносформулированная мысль, несущая в себе что-то кроме слов.
  • У меня, «на пальцах» получается, радиус сброшенной оболочки (вторичный источник) всего 2-3 R звезды ( из соотношения длительности периодов «нормального» и наблюдаемого). Но если так, промежуток между последней пульсацией и сверхновой — грубо — 2.5R / v сброшенной оболочки? То есть, это обозримое время — дни (?) и на месте этих сверхновых на снимках минус 3-100 дн должна была наблюдаться пульсация ? Тогда гипотеза «пульсирующий сверхгигант» скорее true чем фолс :). Или, где-то уж сильно «загрублено»?.. :)
  • вот израильская техника немного слабей..
    вот они и не угледели на месте взрыва сверхновой-самой, извините, сверхновой
    либо возможно образование магнетаров минуя стадию «гиганта»!
    а сам магнетар не излучал таких импульсов, чтобы на них обратили внимание земляне
  • Если внешний вид вспышки правильная сфера, то причина вспышки либо собственные взаимодействия на звезде, либо падение на нее некого вещества, в малых масштабах относительно массы самой звезды. Если же вспышка состоит из двух увеличивающихся сфер, то это явная картина столкновения соразмерных двух ЧД. Такая вспышка может быть двух типов; первый, когда их встречная скорость не достаточна для полного распыления, тогда на месте вспышки остается некая звезда или ЧД. И второй тип, когда скорость достаточна для полного разрушения и излучения во вне всей массы столкнувшихся ЧД, тогда на месте вспышки не остается вообще ничего. В любом случае длительность вспышки прямо зависит от массы объектов.
  • Анекдот советский вспомнил :-)
    Открыли чукчи НИИ и запрашивают у Москвы вагон кирпича. Ну надо — значит прислали. Проходит неделя просят прислать ещё два вагона. В Москве думают, какие чукчи молодцы строить начали, растёт институт. Про ходит месяц — снова запрос. 10 вагонов кирпича!!! Задумались в Москве, что же там чукчи строят... Отправили комиссию.
    Прибывает комиссия на берег Чукотского моря и видит такую картину: Сидят пять чукчей, в белых халатах, и кирпичи в море кидают.
     — Что вы делаете!!! — возмощается комиссия.
     — Большой научный вопрос решаем — говорят. — Кирпичи квадратные, а круги на воде — КРУГЛЫЕ!!!
  • С чего вы взяли, что 2 ЧД при столкновении разрушатся?
  • Когда на ускорителях сталкивают частицы вещества, они разлетаются на части во все стороны, с чего бы это вдруг? Такова суть вашего вопроса.
    ЧД обладают весьма значительной массой и скоростью, то есть энергия их движения, масса умн. на скорость, невероятно велика. При их столкновении высвобождается гигантское количество энергии, то есть все количество их движения передается фрагментам материи составляющим ЧД. Так могут ли они получив такой импульс оставаться на месте??
  • Они «провалятся» в сингулярность :)
  • Иван Локоченко  11 августа, 10:46
    что бы провалиться в сингулярность — она еще образоваться должна, а это не обязательно.