Учёные создали первый живой лазер

Так биологический лазер выглядит под микроскопом. Его пучок имеет пятнистое сечение (фото Malte C. Gather, Seok Hyun Yun/Nature Photonics).

Физики и биологи построили крошечный лазер, взяв за основу живую человеческую клетку. Авторы инновации полагают, что она пригодится не столько в технике, сколько в медицине и биологии.

Исследователи из медицинской школы Гарварда (HMS) методами генной инженерии создали человеческие эмбриональные клетки почки, производящие медузий зелёный флуоресцентный белок (он присутствовал по всей клетке). Затем учёные поместили одну такую клетку между двух зеркал, получив оптический резонатор поперечником в 20 микрометров.

Когда клетку через микроскоп освещали наносекундными импульсами голубого света (в качестве накачки), она испускала направленный когерентный лазерный луч зелёного цвета. Пучок был довольно слабый, но всё же видимый невооружённым глазом. При этом клетка не была повреждена и оставалась живой даже после длительной работы в роли лазера.

Схема живого лазера (иллюстрация Malte C. Gather, Seok Hyun Yun/Nature Photonics).

Яркость свечения живого лазера была на порядок выше естественной флуоресценции медузы, сообщают исследователи. Так впервые в мире было получено лазерное излучение от биологического материала как активной среды. (Подробности — в статье в Nature Photonics).

Авторы эксперимента считают, что в будущем учёные могли бы создавать живые лазеры для изучения клеток, рассказывает Nature. Ведь параметры выходящего пучка света зависят от структуры клетки и набора белков внутри неё.

Кроме того, в дальнейшем оптический резонатор можно будет попробовать интегрировать в саму клетку. Тогда биологические лазеры могли бы работать уже не в пробирке, а в составе живого организма (кстати, имплантируемые светодиоды для накачки таких клеточных лазеров уже существуют). Светящиеся «лазерные клетки», сидящие в глубине ткани, могли бы использоваться для диагностики и терапии.

Раскрыт секрет отказа от курения без набора веса

10 июня 2011

Найден лекарственный метод стимуляции самовосстановления сердца

9 июня 2011

Найден самый вероятный источник смертельной кишечной палочки

6 июня 2011

Открыта виртуозная подделка человеческих белков смертельными бактериями

2 июня 2011

Впервые многоклеточные найдены в километрах под землёй

2 июня 2011
  • Александр Попов  14 июня, 12:14
    круто,скоро квантовая и оптоэлектроника,станет меньше и «живее», ещё один шаг к киборгам и к экологически чистым материалам. Хочется увидеть новый органический монитор, на квантовом аккумуляторе (лазере).(Я сейчас говорил не про OLED-дисплеи).
  • Shamil Dzhanbolatov  4 декабря, 01:51
    Попов!

_Очень умно про дисплеи

• Евгений Храмцов  14 июня, 14:01
    Так вот как ты это делаешь, Скотт Саммерс!!! :-]
  • Максим Селиванов  14 июня, 14:48
    Как то это странно, взяли фото-люминесцентное вещество, положили между зеркалами и говорят что у них лазер. В статейке например описывают «квази-четырехуровневую» схему, а по мне так это просто 2-х уровневая, с верхним очень широким уровнем как раз необходимым для люминесценции (чтоб возбуждения подольше жили).
    Вот бы тут комментарий спеца по лазерам услышать.
  • Ильшат Тагиев  14 июня, 20:11
    Наши давно говорят о «лазере» ДНК.
    «Петр Гаряев» — наберите в яндексе
  • Максим Селиванов  14 июня, 22:14
    Ай яй яй
    Пётр Петро
  • Максим Селиванов  14 июня, 22:20
    Пётр Петрович Гаряев (род. 1 февраля 1942) — создатель псевдонаучной теории[1][2][3] «Волнового генома».
    Ильшат, мне становится за вас страшно, вас могут спасти только учебники. Кстати для вас я могу достать любой начиная с дифуров, заканчивая релятивистскими струнами. Обращайтесь как надумаете.
  • Ильшат Тагиев  14 июня, 23:50
    «Псевдонаучность» — это клймо «парализаторов».

Там, где это запретное клеймо, там всегда есть что-то интересное.
    Учебников у меня много. Есть и «запрещеные» «научной инквизицией». А Вас есть такие? :-)

• Евгений Храмцов  15 июня, 04:30
    На просторах интернета есть практически все.

Из «запрещенных научной инквизицией» предлагаю первой восстановить вивисекцию!)

• Иван Иванов  14 июня, 23:11
    Тоесть все таки Lexx и протеиновый банк :)
  • Игорь Васеха  17 июня, 16:36
    наконец дождались!
  • Илья Лягин  17 июня, 20:10
    «Медузий» сразил меня наповал...
    Любопытно будет посмотреть, как авторы собираются впихнуть резонатор поперечником 20 микрон в клетку, и главное — в какую?... Идея кажется сомнительной, так как «глубокие» слои всё-равно надо чем-то накачивать, и конечно же «верхние» слои будут травмироваться в зависимости от... Более того, особый интерес представляет детекция сигнала, т.е. еще и детектор тудЫ запихОвать... Да и вводить в организм генетически модифицированные клетки-резонаторы как-то не очень здраво. Я бы на такое не согласился...
    С уважением.
  • Игорь Машко  23 июня, 00:39
    Зато современная молодежь воспримет идею на ура! Представьте — Дискотека а ты сам светишься! Скоро додумаються до огнемета в носу а там всего шаг к огнедышащим драконам в человеческом облике,
  • Shamil Dzhanbolatov  4 декабря, 01:50
    Возможно появится светящаяся раса.
  • Константин Верехин  8 января, 15:54