Бактерии помогли отреставрировать старинные фрески

Нынешний подход хорош ещё и тем, что является безопасным для самих реставраторов и окружающей среды (фото Asociación RUVID via Alpha Galileo).

Итальянские и испанские учёные использовали микроорганизмы рода Pseudomonas для удаления с поверхности настенной живописи XVII века слоёв соли и остатков клея.

Исследователи из политехнического университета Валенсии (Universitat Politècnica de València) при содействии экспертов из Италии использовали биотехнологии для восстановления стен церкви Святого Иоанна (Iglesia de los Santos Juanes). В 1936 году в старинном здании произошёл пожар, в 60-х годах прошлого века фрески, написанные художником Антонио Паломино, восстановили.

Однако вскоре начали проявляться ошибки реставраторов: на поверхности стен выступил белёсый налёт соли. Также местами был обнаружен застывший клей. Соскребать такой «довесок» нельзя. Учёные не стали использовать и «тяжёлую артиллерию» в виде химических растворов, которые могли бы разрушить произведения искусства, а обратились за помощью к бактериям.

Микроорганизмы поместили в специальный гель и нанесли его на поверхность. Уже через полтора часа реставраторы удалили гель, очистили и высушили «полотно». В отсутствие влажной среды бактерии погибли. В результате вещества, угрожающие целостности фресок, были удалены аккуратно, не нанося произведениям искусства никакого вреда.

Сообщается, что учёные планируют продолжить исследования в этой области, ведь в природе можно найти бактерии, питающиеся практически чем угодно.

Тот же метод очистки был использован для фресок и скульптур кладбища Campo Santo в Пизе. Они тоже пострадали из-за пожаров, произошедших во время Второй мировой войны (фото gaetano manari/ Giovanni V./Flickr.com).

Открыта виртуозная подделка человеческих белков смертельными бактериями

2 июня 2011

Биологи объяснили свободное дыхание первых животных

16 мая 2011

Бактерии выдержали перегрузку в 400 000 g

26 апреля 2011

Крупнейшей плавучей сценой мира стал мёртвый журналист

22 апреля 2011

Бактерии в кишках поделили людей на три группы

21 апреля 2011
  • Эксплуататоры микробов))
  • Илья Лягин  17 июня, 20:46
    «В отсутствие влажной среды бактерии погибли...»
    Ээээээ.... Эттта что-то с чем-то!!..
    «Я плакалЪ!!»

Кстати, гель никакой не специальный, а вполне себе обычный — полиакрилатный (то, что эти итальянцы делают из этого мегасекрет — это у них ментальность такая...):
    narod.ru/disk/16318756001/carbogel.pdf.html
    narod.ru/disk/16318890001/RemovingSurfaceDeposits.pdf.html
    Да, согласен, применение иммобилизованных клеток для реставрации — это что-то новенькое, но вот утверждать про отсутствие микроорганизмов на поверхности — это перебор, и скорее всего, его цель — успокоение людей, далёких от микробиологии.
    С уважением.