Обнаружена выплёвывающая воду звезда

Объект нынешнего исследования находится в созвездии Персея. Протозвезде L1448-MM несколько сотен тысяч лет, она окутана газопылевым облаком. Полярные газовые фонтаны показаны голубым цветом (иллюстрация NASA/Caltech).

Молодая звезда, расположившаяся на расстоянии 750 световых лет от Земли, на гигантской скорости выбрасывает воду, которая в процессе движения несколько раз меняет фазу.

Зарегистрировал необычное явление европейский космический телескоп Herschel: астрономы из Нидерландов проанализировали инфракрасное излучение, которое приходит из облака, окутывающего похожий на Солнце космический объект. Они обнаружили, что за пылью и газом скрываются атомы кислорода и водорода, элементов, составляющих молекулы воды.

Молекулы движутся вокруг звезды и затем выбрасываются с её полюсов прочь со скоростью 200 тысяч километров в час.

Внимательно изучив перемещение элементов, голландцы пришли к выводу, что вода образуется на поверхности молодой звезды (температура здесь – несколько тысяч градусов Цельсия). С поверхности капли выстреливают вместе с фонтанами газа, а они разогреты уже до 100 000 °C. Вода становится газообразной.

На расстоянии около 5 тысяч астрономических единиц горячие газы достигают более прохладного материала, окружающего звезду, и образуют ударный фронт. Здесь газы быстро охлаждаются и конденсируются, а вода снова обретает жидкую форму.

Астрономы отмечают, что таким образом звезда перегоняет H2O не только крайне быстро, но и в невероятных количествах. В секунду с её поверхности вылетает в сотни миллионов раз больше воды, чем содержится во всей Амазонке.

«Мы только сейчас начинаем понимать, что в молодости все солнцеподобные звёзды могли проходить высокоэнергетическую фазу, когда они испускали материал на высокой скорости. Часть его составляла вода», — говорит ведущий автор исследования Ларс Кристенсен (Lars Kristensen) из Лейденского университета (Leiden University).

Этим выброшенным материалом насыщается межзвёздное пространство. Он также может способствовать образованию новых звёзд.

Учёные предполагают, что не только рассмотренная жительница Персея, но и все легковесные протозвёзды переживают короткий период испускания воды. Правда, истинное значение таких «оросителей» для Галактики можно будет понять, лишь когда станет ясно, насколько часто они встречаются.

Статья голландцев принята к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

Съёмка поверхности звезды торпедировала вековой закон

20 апреля 2011

Число звёзд во Вселенной сильно недооценивалось

2 декабря 2010

Открыта звезда с самым коротким циклом активности

19 октября 2010

Открыта самая тяжёлая и яркая звезда

21 июля 2010

Найдена самая молодая звезда

18 июня 2010
  • Алексей Назьмов  20 июня, 17:36
    Сценарии с захватом земли ради воды отпадают?(((
  • Антон Хорюков  20 июня, 17:36
    Жидкая вода на поверхности звезды при температуре несколько тысяч градусов?! Какое же там давление? Десятки/сотни ГПа? Поразительно!
  • Иван Иванов  20 июня, 23:56
    астрономы из Нидерландов. У них там наркотики легализированы.
  • Илья Киселев  21 июня, 01:10
    да да... так давно никто не шутил про голландцев и наркотики
  • Роман Боченков  20 июня, 17:46
    При температуре 374 °C (647 K) и давлении 22,064 МПа (218 атм) вода проходит критическую точку. В этой точке плотность и другие свойства жидкой и газообразной воды совпадают. При более высоком давлении нет разницы между жидкой водой и водяным паром, следовательно, нет и кипения или испарения. Так что говорить о жидкой воде на поверхности звезды не корректно.
  • Максим Селиванов  20 июня, 17:54
    Мне не понятно как вода после выстреливания остается водой и почему при такой температуре «до 100 тысяч °C» не рвутся молекулярные связи. Давление то уже как я понимаю падает до 0.
  • Алексей Заикин  20 июня, 18:12
    Да, да, я тоже задался тем же вопросом.
  • Мурад Мамедов  20 июня, 18:43
    «Они обнаружили, что за пылью и газом скрываются атомы кислорода и водорода, элементов, составляющих молекулы воды.» Возможно первоисточник и не говорил о воде собственно как о воде...
  • Максим Селиванов  20 июня, 18:55
    «Здесь газы быстро охлаждаются и конденсируются, а вода снова обретает жидкую форму»
    Вот что написано.
  • Юлия Рудый  20 июня, 21:46
    Сам автор исследования говорит (добавила видеоролик), что они увидели в спектре именно воду. Про формы/фазы, к сожалению, приходится верить первоисточнику — National Geographic.
  • Роман Боченков  20 июня, 18:00
    Кстати да и это верно. При температуре более 2000 K происходит термическое разложение воды на кислород и водород.
  • Максим Селиванов  20 июня, 18:23
    Ну вроде как чуть побольше. Энергия связи 5 эВ, а это где-то 50000 К, если я ничего не путаю.
  • Роман Боченков  20 июня, 18:46
    Вы что-то путаете. Необходима именно та температура о которой я писал (в некоторых источниках указывают чуть более высокую 2250 К)
    partnerx.ru/183.html Это не самый достоверный источник, но при желании можно найти и более убедительные.
  • Максим Селиванов  20 июня, 18:54
    Да действительно, энергия связи 0,2 эВ. оценочно так и получается 2500 К.
  • Максим Селиванов  20 июня, 19:02
    А точнее 0.2 * 11604 = 2320 К )).
  • Илья Лягин  20 июня, 19:55
    Уважаемые, не ссорьтесь!
    Тысячи и миллионы градусов по Цельсию возникли... в голове человека, который готовил пресс-релиз. В статье я не нашел температуры, больше, чем 500 К (не забываем — речь идет про протозвезду, на которой термоядерная реакция «толком» не зажглась)... Линк на статью присутствует.
    Да, тут дальше в обсуждении возникли вопросы почему сравнивают с Амазонкой. Ответ — авторство принадлежит всё той же голове, про которую шла речь выше... Зачем? Видимо, таким образом пытались максимально популяризовать статью, которая написана нормальным сухим научным языком, без «изысков»...
  • Юлия Рудый  20 июня, 21:34
    Илья, хорошо, что у вас есть доступ к статье, потому что вопросов действительно много. Правда, теперь не ясно, как можно говорить о 500 К, если речь идёт о звезде. Насколько же она должно быть «не зажглась»?

Про Амазонку: сравнил человек, который писал официальный пресс-релиз университета.

• Максим Селиванов  21 июня, 00:43
    Спасибо Илья, теперь более менее понятно.
  • Илья Лягин  21 июня, 14:01
    Залил статью сюда:
    narod.ru/disk/16678077001/aa16975-11.pdf.html
  • Александр Тумак  20 июня, 18:56
    Интересно, почему количество воды сравнивается с Амазонкой, а не, к примеру, со всей водой планеты?
  • Максим Селиванов  20 июня, 19:04
    Потому что цифра получилась бы поскромнее ))
  • Геннадий Бражник  20 июня, 19:04
    Голландцы, в последнее время просто молодцы. То ракету запускали из акватории, сейчас видно зеркало телескопа несколько запотело и оттуда «вылетает очередная утка». Состав Вселенной по данным WMAP их похоже ни сколько не смущает. По их мнению в космосе просто настоящая «парная». На звезде не может образовываться кислород, за счет положительной дивергенции излучения и  энергии просто не хватает. Максимум — это литий и то в незначительных количествах в силу преобладания процесса рекомбинации. Молодые перспективные нидерландские ребята с помощью телескопа пытаются «распилить» ОТО СТО и Теорию большого взрыва — молодцы!
  • Илья Лягин  20 июня, 20:05
    Зачем же вы так наговариваете на людей? Вы статью-то видели «живьём»?!.. Стыдно вам должно быть, уважаемый....
    Скорость «истечения» в виде джетов в среднем не превышает 10^(-6) солнечных масс/год. И это пока, потом зажгется термоядерная реакция и джетов не будет. Так что сауна с парилкой отменяется.
    Наряду с Н2О (два изотопа кислорода) прекрасно летят и СО и SiO (в этой работе последний не особо интересовал исследователей, но ссылка на работу есть во введении).

З.Ы. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»... )))

• Геннадий Бражник  20 июня, 20:27
    Илья, об этом и речь, что еще ничего не зажглось, а уже полетели «Наряду с Н2О (два изотопа кислорода) прекрасно летят и СО и SiO», да еще в виде джетов???
  • Илья Лягин  20 июня, 21:23
    Если у вас нет доступа к статье, я могу ее выложить на общедоступный сайт.
    Я думаю, что кислород в данном случае не является продуктом т/я синтеза, а присутствовал изначально при формировании звездной системы, что мне представляется интересным.
    А в чем проблема с СО и SiO?
  • Геннадий видимо думает что все эти соединения должны образоваться в звезде, а не присутствовать в газопылевом облаке
  • Геннадий Бражник  20 июня, 22:08
    Илья и Радомир, Вы тогда определите свою космологическую версию образования звезд из газопылевого облака в котором присутствует почти половина ТМ. Это интересно, а может будет и познавательно.
  • вы что нибудь слышали о первом поколении звезд?
  • Геннадий Бражник  20 июня, 22:44
    о чем речь?
  • гугл вам поможет
  • Геннадий Бражник  20 июня, 22:57
    Это все теория, на нее можно взглянуть и по другому. Металличность звезды не определяется процессом образования, она может быть и привнесенной за счет поглощения планетного вещества
  • ну так звезда и планеты образуются из общего газопылевого облака.
  • Геннадий Бражник  21 июня, 19:30
    только газовые планеты
  • а остальные со стороны прилетают на огонек? )
  • Геннадий Бражник  22 июня, 16:03
    Остальные за счет перераспределение кулоновского взаимодействия и массы внутри системы
  • Лазарь Карабин  21 июня, 08:10
    Насчёт воды (всё равно в каком агрегатном состоянии) при 100 000 °С — это они мощно задвинули, внушаеть! Молекула воды, конечно, прочная, но не настолько же!
  • Образование звезд и планет, это однотипный процесс, сгусток материи объединяет захваченное из окружающей среды вещество в единое сферическое тело, и что это будет, звезда или планета, зависит только от размеров сгустка материи. Он постоянно растет и потому логично, что изначально образуются планеты и уже потом они постепенно набирают звездную массу.
  • Андрей Кошкин  21 июня, 11:01
  • Юрий Новиков  21 июня, 14:32
    уточнить — масса воды в реке Амазонка, или сток воды из Амазонки — сток в любом справочнике 220 тыс тон в секунду? А вот масса воды в Амазонке ? с притоками или без? че то не гуглится. Обязуюсь потом найти достойный по массе водный обьект для сравнения — хотя сто мильонов Амазонок впечатляет. :)
  • Андрей Мезенов  21 июня, 16:47
    ну дак это я и с рождения ещё знал.