Из Парижа в Токио за 2,5 часа сможет добираться пассажирский самолёт, концептуальный макет которого европейские инженеры показали на французском международном авиасалоне. В полном соответствии с модой авторы проекта особо подчёркивают его экологичность.
На авиасалоне в Ле Бурже (Paris Air Show) европейский аэрокосмический гигант EADS представил четырёхметровую модель межконтинентального авиалайнера отдалённого будущего. Аппарат называется ZEHST (Zero Emission High Supersonic Transport), то есть «высотный сверхзвуковой транспорт с нулевым выбросом».
По информации Discovery, стартовать ZEHST будет на паре обычных турбореактивных двигателей, но питаться они должны биотопливом, выработанным из водорослей, потому речь идёт о сокращении эмиссии CO2. Дальше будет применяться и вовсе водород, а следовательно, выхлоп станет полностью нулевым.
Так, достигнув на обычных двигателях высоты в 5 километров и скорости в 0,8 Маха, аппарат включит пару небольших ракетных движков, работающих на жидком водороде и жидком кислороде.
Чуть позже к ним подключится ещё один ракетный двигатель, но заметно крупнее первых двух. Он будет представлять собой вариацию тех движков, что применяются в ракетах-носителях Ariane.
Вместе эти три агрегата позволят лайнеру набрать высоту в 23 километра и скорость 2,5 М, при этом максимальное ускорение, испытываемое пассажирами, будет довольно мягким — 1,2 g.
Далее произойдёт ещё одна смена используемой двигательной установки. На вахту заступит пара прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Они тоже будут потреблять водород в качестве топлива, но уже атмосферный воздух в роли окислителя.
Эти двигатели помогут аппарату достичь крейсерской скорости в 4 М и высоты полёта в 32 километра, гласит пресс-релиз компании. На прямоточниках ZEHST и будет лететь большую часть рейса.
При приближении к аэропорту назначения гиперзвуковой лайнер выполнит планирующий спуск и торможение, а на высоте 10 километров и уже при дозвуковой скорости будут снова запущены классические турбореактивные двигатели. С их помощью ZEHST сможет выполнить обычную посадку, или при необходимости уйти на второй круг либо запасной аэродром.
Все составляющие такого лайнера аэрокосмической отрасли хорошо известны. В том или ином виде такая техника давно тестируется. Ракетные двигатели хорошо отработаны в космических носителях, да и опыты с прямоточными гиперзвуковыми моторами, в том числе и водородными, тоже ведутся не один год. Но всё вместе в одном изделии, да ещё пассажирском лайнере, никто пока не совмещал.
Концерн EADS сообщает, что находится на ранней стадии развития проекта. Так что о сроках его реализации говорить можно лишь приблизительно. Прототип-демонстратор ZEHST должен появиться к 2020 году. Полноценный пассажирский самолёт с такой установкой — не раньше 2040 года, а серийным и массовым он должен стать в 2050-м.
Заметим, принятый EADS принцип — последовательное переключение между двигателями разного типа по мере разгона крылатой машины, в общих чертах не раз всплывал в проектах аэрокосмической техники будущего.
Куда сложнее придумать универсальный двигатель, который работал бы в пассажирском лайнере либо космоплане от самолётного взлёта с обычного аэродрома и до гиперзвуковой или даже первой космической скорости. Именно над таким двигателем сейчас работают в Великобритании.
Представьте себе, если бы такими темпами развивалась авиация в начале 20-го века, то мы до сих пор ещё летали бы на фанерных самолётах и долго спорили, какой пропеллер лучше из бука или граба.
А сейчас! Ничего принципиального с 50-х годов не появилось, так улучшения и модификации и те с большими временными сроками. Почему так медленно? Не понятно?!
Обычно ведь в самолетах баки расположены в крыльях, что заметно экономит место и массу конструкции.
Здесь, кстати, есть еще один открытый вопрос — это если такой самолет разобьется на взлете. Взрыв по идее будет потрясающий.
Вот если получится довести до ума Sabre, то он прекрасно впишется в данную концепцию. Можно будет поставить Sabre вместо ТРД и ЖРД, а на 2.5М будет вступать в работу ПВРД. И можно будет отказаться от баков с кислородом.
И еще интересно. Если я правильно помню, то КПД ПВРД выше чем у ТРД. Плюс сопротивление воздуха на 23км заметно ниже. На трансконтинентальных рейсах эта птичка должна получиться экономичнее классических лайнеров в теории.
Sabre, да, это просто мечта. Но когда его доведут до рабочего состояния? Если он поспеет раньше этого проекта, то исход будет ясен.
Но при нестандартном взлёте никакой Эйяфьядлайёкюдль ему не буден страшен.
Примечательно, что если такой самолет взорвется на 35 км высоте и при той горючей смеси, то на землю ничего не упадет, очень экологично. При том, что летать такие самолеты будут над Россией. И значит нам это только на руку.
Дозвуковые лайнеры пока удовлетворяют большую часть людей ими пользующихся"
ДА НУ!!! Вы шутите.