Европейцы скрестили сверхзвуковой лайнер с ракетой

Изюминка новичка — наличие на борту аж семи двигателей четырёх разных моделей (фото EADS, AFP).

Из Парижа в Токио за 2,5 часа сможет добираться пассажирский самолёт, концептуальный макет которого европейские инженеры показали на французском международном авиасалоне. В полном соответствии с модой авторы проекта особо подчёркивают его экологичность.

На авиасалоне в Ле Бурже (Paris Air Show) европейский аэрокосмический гигант EADS представил четырёхметровую модель межконтинентального авиалайнера отдалённого будущего. Аппарат называется ZEHST (Zero Emission High Supersonic Transport), то есть «высотный сверхзвуковой транспорт с нулевым выбросом».

По информации Discovery, стартовать ZEHST будет на паре обычных турбореактивных двигателей, но питаться они должны биотопливом, выработанным из водорослей, потому речь идёт о сокращении эмиссии CO2. Дальше будет применяться и вовсе водород, а следовательно, выхлоп станет полностью нулевым.

Несмотря на большую скорость и высоту полёта, указывают представители EADS, пассажиры нового лайнера не должны испытывать никаких неудобств и чувствовать себя, как в самом обычном самолёте (фото с сайта aviationreport.blogspot.com).

Так, достигнув на обычных двигателях высоты в 5 километров и скорости в 0,8 Маха, аппарат включит пару небольших ракетных движков, работающих на жидком водороде и жидком кислороде.

Чуть позже к ним подключится ещё один ракетный двигатель, но заметно крупнее первых двух. Он будет представлять собой вариацию тех движков, что применяются в ракетах-носителях Ariane.

Вместе эти три агрегата позволят лайнеру набрать высоту в 23 километра и скорость 2,5 М, при этом максимальное ускорение, испытываемое пассажирами, будет довольно мягким — 1,2 g.

Далее произойдёт ещё одна смена используемой двигательной установки. На вахту заступит пара прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Они тоже будут потреблять водород в качестве топлива, но уже атмосферный воздух в роли окислителя.

Эти двигатели помогут аппарату достичь крейсерской скорости в 4 М и высоты полёта в 32 километра, гласит пресс-релиз компании. На прямоточниках ZEHST и будет лететь большую часть рейса.

ZEHST должен вмещать от 50 до 100 пассажиров. Обратите внимание — половину фюзеляжа занимают баки с ракетным топливом (иллюстрация EADS, AFP).

При приближении к аэропорту назначения гиперзвуковой лайнер выполнит планирующий спуск и торможение, а на высоте 10 километров и уже при дозвуковой скорости будут снова запущены классические турбореактивные двигатели. С их помощью ZEHST сможет выполнить обычную посадку, или при необходимости уйти на второй круг либо запасной аэродром.

Все составляющие такого лайнера аэрокосмической отрасли хорошо известны. В том или ином виде такая техника давно тестируется. Ракетные двигатели хорошо отработаны в космических носителях, да и опыты с прямоточными гиперзвуковыми моторами, в том числе и водородными, тоже ведутся не один год. Но всё вместе в одном изделии, да ещё пассажирском лайнере, никто пока не совмещал.

Концерн EADS сообщает, что находится на ранней стадии развития проекта. Так что о сроках его реализации говорить можно лишь приблизительно. Прототип-демонстратор ZEHST должен появиться к 2020 году. Полноценный пассажирский самолёт с такой установкой — не раньше 2040 года, а серийным и массовым он должен стать в 2050-м.

Полёт в стратосфере на четырёх скоростях звука, по расчётам европейцев, обеспечит наиболее экономное расходование горючего (фото EADS, AFP).

Заметим, принятый EADS принцип — последовательное переключение между двигателями разного типа по мере разгона крылатой машины, в общих чертах не раз всплывал в проектах аэрокосмической техники будущего.

Куда сложнее придумать универсальный двигатель, который работал бы в пассажирском лайнере либо космоплане от самолётного взлёта с обычного аэродрома и до гиперзвуковой или даже первой космической скорости. Именно над таким двигателем сейчас работают в Великобритании.



Airbus рассказал о салонах авиалайнеров будущего

14 июня 2011

Northrop Grumman представила пилотируемый беспилотник

12 мая 2011

Финны построили гидросамолёт весом 70 килограммов

18 апреля 2011

Американцы испытали морской боевой беспилотник

9 февраля 2011

Демон-демонстратор справился с полётом без элеронов

29 сентября 2010
  • Сергей Передрий  22 июня, 13:24
    БОМБА
    ОтветитьНравится
  • Алексей Репин  22 июня, 13:31
    Это где-то 5000км в час.Да .
    ОтветитьНравится
  • Александр Гэдзь  22 июня, 14:36
    Вообще-то долговато.
    Представьте себе, если бы такими темпами развивалась авиация в начале 20-го века, то мы до сих пор ещё летали бы на фанерных самолётах и долго спорили, какой пропеллер лучше из бука или граба.
    А сейчас! Ничего принципиального с 50-х годов не появилось, так улучшения и модификации и те с большими временными сроками. Почему так медленно? Не понятно?!
    ОтветитьНравится
  • Тимур Хабибулин  22 июня, 15:39
    Потому что сложность мат модели и трудности технической реализации растут в геометрической прогрессии.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Балаев  22 июня, 16:12
    Не только в этом дело. 1 и 2 мировые войны способствовали такому быстрому прогрессу, а потом и гонка вооружений повлияла, а также космическая гонка, которая закончилась в конце 80-x, когда запустили Буран.
    ОтветитьНравится
  • StaseG   22 июня, 16:56
    я так понял, почти все пространство занимает двигатель и топливо?
    ОтветитьНравится
  • StaseG   22 июня, 16:59
    я так понял, почти все пространство занимает двигатель и топливо?
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  22 июня, 17:28
    Двигатели много места не займут. Много места займут баллоны с водородом и кислородом.
    Обычно ведь в самолетах баки расположены в крыльях, что заметно экономит место и массу конструкции.

    Здесь, кстати, есть еще один открытый вопрос — это если такой самолет разобьется на взлете. Взрыв по идее будет потрясающий.

    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  22 июня, 17:07
    Да. Отличный проект. Подобное решение давно витает в воздухе. Но я думаю, что данный проект не дойдет до реализации. Все-таки слишком сложное устройство.
    Вот если получится довести до ума Sabre, то он прекрасно впишется в данную концепцию. Можно будет поставить Sabre вместо ТРД и ЖРД, а на 2.5М будет вступать в работу ПВРД. И можно будет отказаться от баков с кислородом.

    И еще интересно. Если я правильно помню, то КПД ПВРД выше чем у ТРД. Плюс сопротивление воздуха на 23км заметно ниже. На трансконтинентальных рейсах эта птичка должна получиться экономичнее классических лайнеров в теории.

    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  22 июня, 17:37
    Даже 32 км, смотрите внимательнее.

    Sabre, да, это просто мечта. Но когда его доведут до рабочего состояния? Если он поспеет раньше этого проекта, то исход будет ясен.

    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  22 июня, 18:19
    Любопытно. А разнесенное хвостовое оперение спроектировали сразу, чтоб была возможность в будущем запускать с него спутники?
    ОтветитьНравится
  • Евгений Ишутинов  22 июня, 19:11
    Два маленьких прочнее и легче одного большого.
    ОтветитьНравится
  •   22 июня, 20:35
    По конфигурации все тот же рекордный , старый добрый SR71 Blackbird, дай ему Бог здоровьичка. Ничего нового, кроме салата из двигателей. И вообще, эта EADS серьезно собирается такое строить, или просто понты кидает? Для салона?
    ОтветитьНравится
  • Андрей Мезенов  22 июня, 20:39
    пфф к 2050 году... мда, тупое человечество развивается семимильными шагами.... У меня он бы уже к 2015 году стал бы серийным и массовым.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Ишутинов  22 июня, 21:08
    Где окажется центр тяжести самолета, когда он выработает все горючее? Не станет ли он клевать носом?
    ОтветитьНравится
  • Сергей Шляхтов  23 июня, 01:56
    Баки расположены примерно по центру тяжести. Остальное компенсируется отклоняемыми поверхностями. Обратите внимания, где расположены двигатели, в том числе прямоточные.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Шуклин  22 июня, 22:50
    Go, go, go Skylon! Далой убогие компромисы!
    ОтветитьНравится
  • Михаил Ефимов  23 июня, 08:15
    Конечно sabre выглядит более привлекательно,однако этот проект более убедителен в своей простоте реализации
    ОтветитьНравится
  • Александр Дудяк  23 июня, 18:47
    хоть бы он на луну не улетел
    ОтветитьНравится
  • Виктор Бутрий  25 июня, 10:48
    Напоминает: «а теперь пристегнитесь — мы попробум взлететь со всей этой херней на борту». :)
    Но при нестандартном взлёте никакой Эйяфьядлайёкюдль ему не буден страшен.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Желамский  26 июня, 02:15
    У нас вон что в новостях не показывают — то самолёт упал. В других странах — не лучше. Какой тут межконтинентальный лайнер? Я что-то не понимаю, что бы с работы в Париже домой в Токио летать чтоли?
    ОтветитьНравится
  • Олег Коршунов  26 июня, 02:43
    Да видимо это самолет для японских гостарбайтеров, которые подметают улицы Парижа.
    Примечательно, что если такой самолет взорвется на 35 км высоте и при той горючей смеси, то на землю ничего не упадет, очень экологично. При том, что летать такие самолеты будут над Россией. И значит нам это только на руку.
    ОтветитьНравится
  • Дозвуковые лайнеры пока удовлетворяют большую часть людей ими пользующихся, а для пассажирского самолёта сверхзвукового межконтинентального достаточно будет и 2-2,5М для сокращения времени полёта, и для этого будет достаточно самых обыкновенных двигателей вроде тех, что стоят на «Ту-22М2».
    ОтветитьНравится
  • Денис Мельников  5 июля, 09:32
    !!"Константин Дубовец 2 июля, 19:27
    Дозвуковые лайнеры пока удовлетворяют большую часть людей ими пользующихся"
    ДА НУ!!! Вы шутите.
    ОтветитьНравится