Учёные поселили в мозгу крыс электронную память

Апгрейд человеческого мозга автор работы профессор Теодор Бергер (Theodore Berger) планирует провести лет эдак через 15. Через сколько лет станет реальностью сюжет картины «Джонни Мнемоник» (Johnny Mnemonic) – пока не ясно (фото PR Newswire/ USC Viterbi School of Engineering).

Схему, заменяющую гиппокамп крысы, создали и протестировали на грызунах учёные из США. Испытания показали, что животных можно по желанию заставить запоминать те или иные действия, а также, что чип улучшает способности мозга.

Исследователи из университета Южной Калифорнии (USC) уже не первый год работают над созданием искусственного гиппокампа. В последней работе им помогали коллеги из университета Уэйк Форест (WFU).

На этот раз в своей статье, опубликованной в Journal of Neural Engineering, исследователи рассказали об электронной замене нейронной сети, формирующей долговременные воспоминания (long-term memory) у крыс – схеме, которая воспроизвела работу отдела мозга грызунов.

Два рычага (показаны зелёным и красным), нажимая которые животное получало вознаграждение, позволили учёным записать, как работает гиппокамп в процессе обучения грызуна (иллюстрация USC Viterbi School of Engineering).

В первой части эксперимента исследователи показали, что крыс можно научить нажимать левый либо правый рычаг для получения вознаграждения. Учёные вживили в мозг животных электроды, которые записывали взаимодействие участков гиппокампа, условно называемых CA3 и CA1.

Животное запоминает, какое действие приносит ожидаемый результат, благодаря взаимодействию этих отделов. В процессе обучения мозг трансформирует кратковременные воспоминания в долговременную память. Однако стоит медикаментозными способами отключить гиппокамп, как эта связь пропадает.

У натренированных крыс остаётся только кратковременная память. Дальнейшие опыты показали, что новую информацию они запомнить не в состоянии. «Они по-прежнему знали, что надо нажимать на рычаги, но о том, какой из них уже был нажат, они помнили лишь 5-10 секунд», — рассказывает профессор Бергер.

Затем по модели, записанной электродами, учёные создали электронный протез гиппокампа, копирующий взаимодействие CA3 и CA1. Вторая часть эксперимента показала, что когда грызунам внедрили устройство, в их мозге снова начала формироваться долговременная память.

Дополнительные исследования принесли ещё более поразительный результат: способности крыс с нормально работающим гиппокампом возрастали, когда в их мозг встраивали чип.

Теодор полагает, что в будущем техника, разработанная его командой, позволит заменить постаревший или повреждённый гиппокамп человека. Но для этого сначала нужно создать и испытать протез соответствующей части мозга для обезьяны.

Профессор уверен, в вопросе лечения гиппокампа гораздо больше преуспеют не медики-фармацевты, а биоинженеры. Впрочем, учёные, работающие с реальными, а не электронными участками мозга, – тоже преуспели во включении и выключении отдельных живых «схем» гиппокампа.

Сердце без пульса продлило жизнь умирающего

17 июня 2011

Учёные создали первый живой лазер

14 июня 2011

Открыты ложные воспоминания после рекламы

2 июня 2011

Учёные создали иллюзию увеличившегося мира

31 мая 2011

Биологи вырастили в чашке Петри 12-секундную память

30 мая 2011
  • Максим Селиванов  23 июня, 15:56
    Сердце, теперь мозг, господа, в удивительнейшее время нам довелось пожить )).
  • Илья Киселев  23 июня, 16:19
    Да... а представляете, каким мы будем видеть нынешнее «прошлое» лет через 15-20?) Ведь те удивительные вещи которые начинаются сейчас, к тому времени должны расцвести буйным цветом. Хотя конечно делить прогресс глупо, и через 15-20 лет будут уже новые высоты и кто то так же скажет «в удивительнейшее время нам довелось пожить»))
  • Максим Селиванов  23 июня, 18:06
    Ну все же бегать 2 миллиона лет с дубиной согласитесь скучновато )).
  • Константин Сухов  28 сентября, 15:06
    Да ладно (: Вы просто не пробовали (:
  • Так же говорили когда наблюдали старт ракеты с Гагариным! =)
  • Qwerty Ujikol  24 июня, 08:04
    А воз и ныне там )))))))
  • Григорий Орехов  23 июня, 16:47
    Кто первый на очереди? С радостью улучшил бы свою память.
    Вставил флешку — изучил кунг-фу.
  • Евгений Храмцов  23 июня, 17:17
    В протез добавить блутус или вай-фай, чтоб можно было загружать в память с компа).
    — Будьте добры мне диск «бакалавр системного программирования».
    или
    — Дорогая, какие воспоминания ты хочешь: поездка в Таиланд или Гавайские острова?
    появятся хакеры-мозголомы с разной направленностью:
    хакеры-папарацци — будут красть воспоминания звезд
    хакеры-спамеры — будут заливать людям в память рекламу

эх. Романтика)
    Интересно, а смогут ли они сделать апдейт, чтоб из памяти можно было достать любое воспоминание. Т.е. делать людям феноменальную память.

• Александр Шаиров  23 июня, 20:10
    военные этому очень обрадуются, единственное оружие которое потребуется мощный ретранслятор и вирусняк, который бы внедрил ложную память, что ты на другой стороне...
  • Евгений Храмцов  24 июня, 16:26
    заграницей — да. А наши военные еще 40 лет ничего кроме АК не увидят. Спец. службам пригодится.

Ну надо будет поставить хардовый выключатель вай-фая. Зашел в экранированную комнату, включил, проапдейтился, выключил.
    Главное чтоб СВЧ-пушкой, какой-нибудь микросхему не зажарили)

• Виталий Кулаков  23 июня, 17:22
    оу, можно и я 5 копеек вставлю?)) Считаю подобные технологии важнейшими, важнее всех арк-реакторов и варп двигателей, ибо полностью допиленный имплант памяти, скажем содержащий в себе линейную алгебру, сопромат и иностранные языки, а также физику-химию итд подключенненный к мозгу и вполне нормально работающий десятилетиями — вот ключ к прорыву в науке! Вся история прогресса стоит на накоплении знаний, каждое поколение должно знать немного больше предидущего, что логично. Однако сейчас мы подходим к такой неприятной вещи как сильное усложнение и затягивание процесса накопления знаний учащимися. Садик 3-5 лет, школа 10 лет, универ 5 лет + аспирантура 2 года = итого 20-22 года человек тратит на то, чтобы превозмогая лень, ненависть (к нек. предметам) сидел и зубрил, зубрил кучу предметов, дабы выйти на определённый уровень, чтобы двигать науку дальше. И этот процесс будет только удлиняться, мы так дойдем до того, что исследователем сможет стать бородатый мужик лет 50, который учил все то, что уже «накидали в копилку знаний» за всю историю.
    А с технологией имплантирования модулей памяти, мы можем облегчить процесс эволюции, просто «дав» людям, годов так с 8 все необходимые знания (заметьте именно знания, цельные, ведь прогулять/купить оценки нельзя, отсутсвует процесс протирания штанов). Тем самым определенная «планка» образования будет доступна абсолютно всем, на высоком качестве, без потери 10 лет жизни, и сразу давать им, на уже имеющейся базе высшее образование! Так гляди, лет в 20 человек уже будет экспертом высого класса, к примеру физиком-ядерщиком с опытом исследовательской работы и званием доктора наук. К тому же, подобный подход окажет еще одно благотворное влияние — многие выдающиеся ученые, с огромным опытом, кучей научных степеней — достигают своего уровня (когда можно применить знания и опыт для создания телепортала, к примеру ) в уже почтенном возрасте и обзаводятся догматическим мышлением, просто боятся/не могут в силу возраста взглянуть на какие-то проблемы с другой стороны. А импланты решат проблему.
    p.s. сорри за простыню, просто сам являюсь студентом старшекурсником и люто мечтаю о подобных вещах))
  • Александр Тумак  23 июня, 17:32
    «Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки!»
  • Роман Боченков  23 июня, 17:50
    Как то поверхностно вы относитесь к образованию. Обучение в школе и в ВУЗе это не только процесс накопления знаний. С этими знаниям в процессе общения человек учиться думать, понимать суть вопроса а не просто оперировать фактами. Великие открытия это искусство, а вы мозг человека к калькулятору приравняли.
  • Григорий Орехов  23 июня, 18:09
    Появятся интенсивные курсы развития мышления, которые заменят школу. В любом случае, прорыв в этой области дал бы огромные возможности.
  • Qwerty Ujikol  24 июня, 08:09
    Ну почему же 20-22 года? Как говорил Козьма Прутков, век живи — век учись... и только в старости будешь иметь право говорить, что ничего не знаешь -)
  • Рашид Штанчаев: Козьма Прутков ничего не говорил, он только писал;) Ибо коллективный литературный псевдоним.
  • Дмитрий Кирсанов  24 июня, 16:40
    Спущу вас с небес на землю.

Этот опыт — про то, как учёные воссоздали один единственный кусочек мозга, который способствует формированию долговременной памяти.

Формирование долговременной памяти происходит без участия этого приборчика.

Вы ставите задачу — передать проф. знания от одного человека другому.

Без унификации мозга эта задача единомоментно — путём «загрузки» данных не решается.

Информация хранится в коре, архитектура коры головного мозга у каждого человека своя. Как если бы каждый человек имел процессор столь же отличающихся марок, как Intel и AMD, а вы бы хотели переместить кеш одного в другой путём Ctrl+C Ctrl+V части чипа.

Думаю, что взрослому человеку вообще будет сложно добавить какое-то новое устройство ввода-вывода в мозг. Думаю, скорость взаимодействия таких устройств с мозгом ещё долго будет требовать большого времени и крайней концентрации (магия же). Мало того, что каждое такое устройство должно подстраиваться под каждый конкретный мозг, так ещё она каждый раз будет ждать совершенно определённой картины возбуждения нейронов, чтобы принять сигнал.

• Эх, как вы загнули, батенька : « Так гляди, лет в 20 человек уже будет экспертом высого класса, к примеру физиком-ядерщиком с опытом исследовательской работы и званием доктора наук.».
    А почему не в 5?
    Пятилетний физик-ядерщик. Бр-ррр…
  • Владимир Сынчак  28 июня, 15:51
    Ну мы взаимодействуем с компьютером мышкой и клавиатурой, думаю придумают процесс универсальной синхронизации и с этим устройством)
  • Владимир Мазевич  28 сентября, 14:50
    Эту проблему можно решить, создав обучающееся устройство. Типа правильно вводит — сохранили этот вариант, неправильно — отмели. И так для каждого конкретного человека. Когда у обоих машины обучены — все, можно передавать информацию.
  • Владимир Мазевич  28 сентября, 14:53
    Жена у меня скрипку преподает — говорит, гениальные дети повалили валом. Такого раньше не было. Дык они гениальные не только по скрипке, а по всему, за что ни берутся.
  • Владимир Мазевич  28 сентября, 14:57
    *** Пятилетний физик-ядерщик. Бр-ррр…

С конструктором «Водородная бомба. Сделай сам»:))))))))))))))))

• Сергей Асташкин  23 июня, 17:58
    -- Скажем так: ИИ давно перерос среднего инженера.. учитесь товарищи , а то станете тупыми господами ...
  • Максим Селиванов  23 июня, 18:11
    А что, уже кто-то прошел тест Тьюринга?
  • Леонид Желамский  26 июня, 01:45
    А тест Тьюринга — это и не тест не инженерные способности. Сергей, видимо, имел ввиду моделирование. Например, процессоры моделиются засчёт софта, который работает на более старых процессорах.

Кстати, тест Тьюринга не так и сложен. Вопрос в том, что люди, которые могут такое сделать, умны, и предпочитают сделать что-то полезное (сфера комп. технологий очень быстро развивается). И работа есть. Масса работы. И запрала за серьёзные проекты адекватная. И цели чёткие.
    А тест Тьюринга — ну за 5 лет можно уложиться и сделать, получить Нобелевку. Но непонятно зачем это нужно, и кому кроме тебя. Зада рассеяная. И конечный вариант рассеяный, и непонятно, куда его применить.
    Врядле чат-боты на сегодняшний день неоходимее всего.

• Георгий Ратушный  23 июня, 18:33
    ну циферки с картинки вводят. чат-боты на деньги людей разводят. в первом приближении — пройден. но про ИИ превзошедший человека по определению нельзя — мы просто не заметим что кто-то умней нас. подразумевается, что всесторонне умней, а не только в шахматах, например
  • Максим Селиванов  23 июня, 18:46
    Нее... циферки с картинок не в счет. А чат боты это ерунда, они только дурачков могут развести. Так что я не согласен )). Если у вас есть ссылка на хорошего чат-бота, поделитесь плиз.
  • Георгий Ратушный  24 июня, 21:05
    http://ru.wikipedia.org/wiki/A. L. I.C.E.
    вроде этот считается одним из лучших. но где побеседовать -не интересовался
  • Леонид Желамский  26 июня, 01:49
    Всё это старьё, и т.д. Сфера не развивается ввиду отсутствия острой необходимости.

Зачем делать ботов, что бы получить Нобелевку в какую-то там сумму (не такую и большую для людей, обладающих подобными навыками программирования), если можно сделать то, что реально нужно на сегодняшний день? И где денег дадут больше? + Перспективу?

• Георгий Ратушный  26 июня, 16:01
    думаю необходимость есть и довольно острая. немного допилить и получишь менеджера по продажам или службу технической поддержки. конечно только в текстовом режиме, но и этого зачастую достаточно.
    а возможность купить некую программу, которая в подобном качестве окупится за месяц (зарплата одного или нескольких не нанятых сотрудников) была бы очень заманчива.
  • Георгий Ратушный  26 июня, 16:09
    подобный чат-бот + программа распознавания речи + синтезатор речи + симпатично выглядящий терминал (а не такие, как сейчас деньги за телефон и коммунальные платежи принимают) = продавец-консультант в множестве магазинов с одеждой или мобильными телефонами или бытовой техникой. Или в банках (конкретно в Сбербанке) для общения с бабушками, которые от техники шугаются. Или операторы колл-центров, где вопросы являются более-менее однотипными. Применений — море. И я искренне удивлен, что никто не пытается это коммерциализовать. Да, поначалу будет плохое качество общения, но оно с лихвой компенсируется низкой ценой.
  • Леонид Желамский  26 июня, 22:27
    Если БЫ. Такую программу готовы бы были купить, её бы уже давно создали. У нас ещё от совдепа не всё так далеко ушло. Многие директора и в мыслях подобного не держат. Те, кто гипотетически знает о таком, относятся к этому скептически.
  • Леонид Желамский  26 июня, 22:28
    А вот подавай сразу качество на высоте и т.д. В сферу общения с клиентами машин ещё не скоро допустят, это могу точно сказать. В иных отраслях — возможно.
  • Георгий Ратушный  27 июня, 00:31
    в принципе можно проверить экспериментально. у некоторых из знакомых есть интернет-магазины. попробую им идею подкинуть. не знаете, где исходники подобных ботов могут быть? вдруг кто-то выкладывал?
    скорее всего им будет лениво возиться, но попытаться стоит
  • Леонид Желамский  27 июня, 13:52
    Ну могу сказать однозначно, что те боты, на которые тут показывали ссылки и т.д. — и близко не стоят с теми ботами, которые могут сделать частные организации, занимающиеся подобного рода вопросами.

По-этому смысл копошить интернет в поиске исходников и прочего есть только в случае желания к собственному развитию.

• Роман Боченков  23 июня, 19:08
    исходя из выше написанного у среднего инженера не хватает интеллекта ни на то чтобы переписать цифры с картинок, ни на то чтобы общаться в чате.
  • Мои 5 копеек. Мне кажется на всё есть причина. Даже на то почему природа создала меня именно таким, какой я есть. И нужно очень осторожно «улучшать» себя. (Я беру во внимание только здоровых людей). Возмём память. Представляю какой был бы сумбур, если бы я помнил всю мою жизнь до мельчайших подробностей. (Неотформатированая база данных с миллионами записей). А так как есть — просто замечательно. Детские воспоминания переработались в знания и если они важны для меня, то лежат на поверхности. Например, мне не нужно вспоминать как я учился кататься на велосипеде в детстве, просто сел и поехал.
  • Алексей Заикин  24 июня, 01:16
    Я например, часто сталкиваюсь с тем, что по интересующему меня вопросу я некогда что-то читал. Приходилось вспоминать где и долго мучительно искать, теперь можно погуглить, но было бы гораздо проще. если бы это что-то можно было бы просто вспомнить.
  • Евгений Храмцов  24 июня, 16:34
    Существование причины для «всего» недоказано. И мы явно не венец эволюции, а промежуточный этап. А то с таким успехом и трилобит мог рассуждать.
    Люди с феноменальной/фотографической памятью отлично живут и прекрасно себя чувствуют.

«переработались в знания и если они важны для меня, то лежат на поверхности»
    И не говорите, что ни разу в жизни что-нить мучительно не вспоминали. На экзаменах, наверное, безпроблемно помнили все билеты на память.

«А так как есть — просто замечательно». А у Вас есть в опыте феноменальная память? Если Вы не знаете как подругому нежели «как сейчас», то как Вы судите, если Вам не с чем сравнивать.

• Евгений Ишутинов  23 июня, 21:03
    Политики принудительно начнут вшивать большинству чипы «шизик» и заставят всех жить в «матрице».
  • Олег Коршунов  24 июня, 00:14
    В матрице жить нам не судьба, поскольку «политикам» природа вшила чипы «шизик». И кроме, как политиками они быть никем не могут.
  • Дмитрий Шевилов  24 июня, 03:57
    Антихрист читает ваши комментарии и ехидно хихикает...
  • Евгений Храмцов  24 июня, 16:35
    Это он Вам лично сказал?)
  • Юлия Рудый  24 июня, 11:09
    Мне кажется, преждевременно говорить, что человек с этим чипом получит безмерную память. Если я ничего не путаю, гиппокамп сам по себе не «хранит данные». Он их лишь преобразовывает. А значит, крысы хорошо усваивают знания. При этом не факт, что та часть мозга, куда новые знания «сливаются» вскоре не переполнится. Конечно, возможности нашего мозга сейчас кажутся безграничными (первые жёсткие диски тоже казались всем бесконечно большими), но что-то мне подсказывает, что рано или поздно он всё-таки может и переполниться. Тогда эволюция будет перестраивать его под новые условия (обилие знаний). Но это уже другая история...
  • Евгений Храмцов  24 июня, 16:40
    Ну есть как минимум два варианта решения.
    Первый, удалять лишние знания. Думаю, это реальная технология в недалеком будущем.
    Второй, сделать расширение для мозга в виде доп. носителя информации. Сейчас, конечно, это смешно. Даже если это будет диск 2.5 дюйма на 1 Тб. Но, полагаю, лет через 10-15 мини-флешка на 1-10 Пб будет чем-то обыденным.

А, вообще, рано судить о том сколько у нас ПЗУ. Я знаю одного умственно отсталого с феноменальной памятью — он помнит каждый день своей жизни. Его можно спросить число и он пол дня будет рассказывать, что тогда произошло и цитировать кто что говорил. Ему сейчас 30+. Так что объем достаточный.

• Дмитрий Кирсанов  24 июня, 16:45
    До тех пор, пока неясно, как именно хранит мозг данные, сделать устройство, которое бы расширяло обычную память невозможно.

Но, при этом, сейчас, думаю, можно сделать устройство, которое будет записывать нервные сигналы от зрительного и слухового нерва и к которому можно будет даже обратиться, последовательно представив несколько чётких символов, которые будут указывать на то, какой период «записи» вы хотите проиграть.

• Сергей Шляхтов  24 июня, 17:29
    Скорее всего он умственно отсталый именно потому, что не в состоянии подавлять (тормозить) соответствующие отделы головного мозга. Люди с феноменальной памятью запоминают обычно только то, что им необходимо, а не все подряд (т.е. рассказ о каждом дне его жизни Вы от него не дождетесь, а вот запомнить последовательность цифр или букв он в состоянии).
    Я лично могу восстановить довольно огромный объем воспоминаний (если подберу правильно ключевое слово по запросу). Однако проблема конфликтов стояло очень остро (знания конфликтуют), так что проблема была в разрешении конфликтов (а эта работа сродни постоянным научным открытиям) оптимальным путем. Все современные знания, в том числе и системные (вроде образования) имеют внутренние противоречия, поскольку иначе это будет религия. Хотя это не совсем так, в религии есть тоже противоречия, но они носят другой характер. В общем, если бы наши знания были совершенными, то мы бы давно построили ИИ. Мы бы давно обладали феноменальной памятью без всяких там протезов. Мы бы сделали все возможные открытия. Но есть проблема, в этом случае мы бы перестали развиваться.
    Так что плата за совершенство велика, и я не думаю что ее надо платить.
  • Юлия Рудый  24 июня, 18:40
    Евгений: Да, про феноменальную память знаю. Хотя, на мой взгляд, это, скорее, поломка, нежели нормально функционирующий механизм. Дмитрий, расширение тоже рано или поздно научаться делать. Надо «только» построить модель, которая будет соответствующим образом собирать входящие сигналы и выдавать нужные на выходе (при изъятии нужных знаний).
  • Евгений Храмцов  25 июня, 01:20
    Ребят, еще 20 лет назад можно было говорить, что сделать электронный аналог гипокампа — фантастика. Дорогу осилит идущий.

«если бы наши знания были совершенны». Полагаю, как и любой абсолют — это недостижимое значение. Как абсолютный ноль.

"это, скорее, поломка, нежели нормально функционирующий механизм. " Понятно, что это не норма.Норма — это то что у большинства. Но возможно это эволюционная «проба пера», не очень удачная. Ведь есть не умственно отсталые, социальные люди с феноменальной памятью.Эволюция выстреливает вариации, а те закрепляются или нет. Тысячи лет — эта вариация была бесполезна, но сейчас — совсем другое дело.

• Виктор Турушев  24 июня, 23:58
    Существуют методики запоминания и развития феноменальной памяти, разработанные украинским нейрохирургом Юрием Слюсарчуком. Его возможности памяти назвать поломкой было бы не корректно.
    25.05.2011 16:29
    Януковича призвали не потерять человека-компьютер СлюсарчукаФОТО
  • Алексей Николаев  25 июня, 13:28
    Я незнаю о каких флешках в голове и суперпамяти вы говорите, помоему они научились нарушать и восстанавливать взаимодействие между гиппокампом и другими областями мозга, это может помочь людям с проблемами гипокампа, но улучшить память таким методом сомнительно. Такой технологией можно недать чтото запомнить, а если связь с гиппокампом активна, то мозг работает как обычно.
    В теории можно управлять выбором подопытного, манипулируя его возможностью запомнить свой выбор, только когда этот выбор совпадет с волей наблюдателя контролирующего связи в гиппокампе, но для этого нехватает технологии, которая может определить на чем остановил свой выбор подопытный, до попадения результата выбора в долгую память.
  • Леонид Желамский  26 июня, 01:55
    Улучшить можно и память, и всё. Но и многое поменяется при этом. В настоящее время не менее иным способом и компьютер так же меняет жизнь.

Впринципе, сам факт присшествия компьютеров — это революция. А интерфейсы приёма-передачи данных — это уже не революция. И скорость — тоже. Скорость — это параметр, а не новинка.

Так что возможно, в скором времени можно будет ходить в гугль без компьютера. Однако мы и сегодня туда ходим.

• Андрей Кулагин  28 сентября, 16:19
    интерфейс, думаю это будет как после инсульта, луди восстанавливают функции в обход поврежденных участков, так же и тут вживить новый орган(интерфейс) будет проблемно.
  • Дмитрий Степанов  28 сентября, 14:09
    Дополнительные исследования принесли ещё более поразительный результат: способности крыс с нормально работающим гиппокампом возрастали, когда в их мозг встраивали чип** прикольно.) с рождения чип человеку встроить... даже незнаю какой он умный 6удет
  • Владимир Мазевич  28 сентября, 14:43
    Умный не будет. А вот считать в уме громадные числа — самое то.
  • Дмитрий Степанов  28 сентября, 14:56
    ну я понял так что долговременная память ра6отает лучше. то есть лучше запоминает
  • Андрей Кулагин  28 сентября, 16:16
    Это и так некоторые люди могут, у которых связь между подсознанием и сознанием не так работает.
  • Юрий Богдашкин  28 сентября, 16:38
    По опыту работы со студентами знаю, что недостаточно залить информацию в человека. Знания и информация — это не одно и тоже.
    Можно выучить наизусть тысячи страниц,но при этом не ответить на элементарный вопрос по теме зазубренного.
    Собственно также как прочитать книжку о вождении и проехать самому.
    Современная наука ничего о физической природе памяти (тем более долговременной) не знает, кроме того что она есть