Российский шагоход замахнулся на лунный приз от Google

Конкурс на высадку первого в мире частного лунохода — Google Lunar X PRIZE — был объявлен в 2007 году. Тогда же группа специалистов из России начала работу в данном направлении. Но де-факто компания, вступившая в соревнование, родилась только в 2009 году (иллюстрация фирмы «Селеноход»).

Отправить роботов на спутник Земли – не самое сложное. Задачка потяжелее вкратце обманчиво проста – растолковать всем, зачем этот полёт нужен. Журналист «Мембраны» побывал в гостях у создателей российского лунохода в подмосковном Одинцово и выслушал их объяснения.

Компания "Селеноход" не так давно появилась в официальном списке команд, участвующих в конкурсе Google Lunar X PRIZE. В этом состязании главный приз в $20 миллионов получит коллектив, сумевший первым в условиях частного финансирования спроектировать, построить и высадить на Луне подвижного робота. Тот должен пройти по лунной поверхности не менее 500 метров, передавая видео, фото и другие данные.

Отечественная заявка в ряду претендентов выглядит интересно, оригинально, и личное знакомство с конкурсантами от России показало, что нашим вполне по силам победить.

Команда рассматривала несколько вариантов луноходов, а в окончательную версию войдут лучшие элементы каждого из них. Здесь можно увидеть раннюю модель, питание которой должно было осуществляться по кабелю от посадочного модуля (в задней части робота видна катушка).

Теперь от кабеля отказались. Зато на этом рисунке хорошо видны ключевые элементы робота, которые в том или ином виде будут присутствовать обязательно: корпус, поднимающееся вверх крепление блока видеокамер, лыжи на вращающихся кривошипах. Оранжевый ковшик спереди – возможный грунтозаборник (иллюстрация фирмы «Селеноход»).

Команда «Селеноход» базируется в городе Долгопрудном, но нельзя сказать, что проект сосредоточен в одной точке. Напротив, различные его части продвигаются разными организациями и в самых разных местах. Я приехал в Одинцово, где на территории местной фабрики располагается компания "КБ 1901", один из крупных участников нового лунного проекта.

Разрозненность партнёров – прямая аналогия с распределёнными вычислениями. «Селеноход» можно сравнить с сервером, на который стекаются результаты обработки данных с армии других компьютеров, разбросанных по стране.

В Одинцово я встретился с исполнительным директором «Селенохода» Сергеем Седых и генеральным директором «КБ 1901» Василием Архиповым. От них я узнал, какие оригинальные решения выделяют российский аппарат среди конкурентов и как продвигается проект на фоне заявок соперников.

Сергей Седых и Василий Архипов в «КБ 1901». В руках Василия – элемент кузова для купе Mercedes SLR (фото MEMBRANA).

Оказалось, что проектирование российского лунного робота завершено на 100%. Начата работа по изготовлению прототипов. Это вполне сопоставимо со степенью готовности зарубежных миссий.

Для повышения вероятности успешного выполнения задания «Селеноход» склоняется к тому, чтобы при помощи одной посадочной ступени высадить на Луне пару небольших луноходов, а может быть, сразу три. Каждый будет весить всего по 4-5 килограммов.

Скорее всего, роботы не окажутся точными копиями друг друга и будут отличаться в деталях. Это расширит их возможности по сбору информации.

Более реальная схема вместо питающего кабеля предусматривает размещение на роботе солнечной батареи площадью 600 квадратных сантиметров и номинальной мощностью 19 ватт. Для накопления энергии предусмотрен литиевый аккумулятор (иллюстрации фирмы «Селеноход»).

Другая любопытная особенность – способ передвижения российского лунохода. Хотя первоначально команда рассматривала колёсный вариант, недавно она от него отказалась. Чтобы уложиться в скромные габариты и вес, колёса должны быть небольшими, а такие наверняка зароются в реголите, объясняет Сергей.

Ноги-манипуляторы и гусеницы после анализа тоже были отброшены. В результате ставка сделана на лыжно-шагающий привод, подобный тому, каким были оснащены первые марсоходы — советские ПрОП-М. Пара таких аппаратов попала на Красную планету в 1971 году, но из-за отказа посадочных ступеней ни один из них по марсианским пескам так и не поползал.

Длина, ширина и высота нового лунохода в рабочей конфигурации составит 54-72 х 44 х 53-70 сантиметров. В транспортном положении высота робота уменьшается до 20 см. На рисунках внизу шагающий луноход покидает транспортную палету.

На врезке – идеологический предшественник «Селенохода» – ПрОП-М. Кстати, среди консультантов нового проекта есть учёные, работавшие над этим марсоходом и "Луноходами" (иллюстрации фирмы «Селеноход» и ВНИИ ТрансМаш).

Повороты робот сможет совершать либо за счёт разнонаправленного движения лыж, либо приподнимаясь и вращаясь на центральной поворотной пятке. Питание луноход получит от собственных солнечных батарей.

«Селеноход» будет оснащён набором камер (в том числе стерео), а также небольшим поворотным ковшиком для забора грунта. По одному из вариантов проекта, посадочная ступень должна быть оборудована анализатором реголита и небольших камней. Луноход мог бы собирать образцы вокруг точки посадки и приносить их в анализатор.

Основные детали и узлы шагающего лунного робота (иллюстрация фирмы «Селеноход»).

Корпус шагающего аппарата будет сделан из углепластика. Именно это обстоятельство объясняет мой визит в «КБ 1901», ведь углепластик – конёк этой небольшой и молодой (в том числе по возрасту сотрудников) компании.

Надо отметить, что для космической техники углеродный композит, как ни странно, всё ещё экзотичен. Непросто получить углеволоконные детали, способные надёжно работать в условиях большого перепада температур. Сложно заранее просчитать поведение такой конструкции на космическом холоде и придумать, как придать ей нужные механические свойства.

Углеткань, жертвенные слои, смолы, которые здесь готовят по собственным рецептам, различные формы и модели, вакуумные насосы и, наконец, печь – так в «КБ 1901» рождаются не только детали для автомобилей. Здесь делают сверхлёгкие кронштейны для видеокамер и элементы медицинской техники, работают даже над углепластиковой мебелью (фотографии фирмы «КБ 1901», MEMBRANA).

"Но почему карбоновую составляющую проекта «Селеноход» доверил именно «КБ 1901»?" – обращаюсь я к участникам беседы, обращая их внимание на стеллажи и стены в офисе. (Вокруг меня масса углеволоконных деталей от автомобилей.)

«Действительно, большая часть изделий нашей фирмы – карбоновые элементы кузова для спорткаров, — соглашается Василий Архипов. — Ряд российских тюнинговых компаний заказывают у нас бампера, крышки капота, крылья… Кстати, в рамках одного проекта мы изготовили полностью новый углепластиковый кузов для суперкара Bugatti Veyron».

Bugatti Veyron Grand Sport «Sang Bleu» стараниями «КБ 1901» обрёл нестандартный кузов. Облик суперкара преобразился, благодаря использванию углеткани крупного плетения и тонированию синим лаком (фотографии фирмы «КБ 1901», supercarsofmoscow.ru).

Но автомобилями деятельность «КБ 1901» не исчерпывается, объясняет Василий.

Немало сил компания из Одинцово тратит, к примеру, на медицинские проекты. Взять протез стопы. Виртуозная вещица: изогнутая пластина переменной толщины и с переменным направлением углеродных нитей сочетает выносливость с прочностью и упругостью, а ведь углепластик сам по себе – материал очень жёсткий. Казалось бы, медицина и космос — какая связь? Это навык работы с непростым материалом (фотография фирмы «КБ 1901»).

Всё тот же космос в тематике «КБ 1901» появляется не впервые. По словам Архипова, его компания принимала участие в разработке главного зеркала российской космической обсерватории "Миллиметрон" (её запуск намечен на период после 2015 года).

«КБ 1901» отработало такую технику формирования углепластиковых лепестков главного зеркала, при которой внутренние напряжения в материале компенсировали друг друга. Архипов говорит: «Мы получили поверхность с отклонением от идеала в 2 микрометра на трёх метрах длины».

Работая над элементами космического телескопа, специалисты из «КБ 1901» сумели точно высчитать, как поведут себя карбоновые детали в вакууме и при космическом холоде (фотографии фирмы «КБ 1901», MEMBRANA).

И вот теперь компания воспользуется богатым опытом и будет делать карбоновые детали для «Селенохода». Делать, заметим, бесплатно. Для «КБ 1901» сотрудничество с командой-претендентом на «лунный приз» – это отличная возможность ещё раз заявить о себе как об изготовителе сложных в инженерном плане изделий. В данном случае это несравненно дороже тех человеко-часов и нескольких килограммов углеволокна, которые будут затрачены в рамках лунного проекта.

Расчётный ресурс шагающее-лыжного привода – не менее пяти километров в условиях типичного лунного ландшафта. Кстати, один из дополнительных призов Google Lunar X PRIZE можно заработать, если пройти по Луне именно это расстояние. По плану компании, её аппараты активно проработают на Селене один лунный день (14 земных дней), после чего на время лунной ночи прекратят операции, а после восхода Солнца (ещё через 14 дней), продолжат исследование Луны (иллюстрация фирмы «Селеноход»).

Сотрудничество на безвозмездной в части денег основе – наглядный пример всей стратегии авторов конкурсного лунохода. Первый её пункт можно сформулировать так: создание некоторых элементов робота можно отдать на откуп небольшим группам столь же фанатично увлечённых своим делом энтузиастов. А второй принцип – везде, где возможно, нужно использовать технологии или детали, которые работают и на Земле.

Речь идёт об управляющей электронике, вычислительных системах и связи. Старый принцип отрасли – строить специальные «космические» схемы, очень дорогие, но зато приспособленные под конкретное задание. «Селеноход» предпочитает продукцию «с полки».

Есть проблема воздействия космических лучей? Хорошо, добавим экранирование, автоматическую проверку на сбои. Если что, программа просто даст команду на перезапуск компьютера. Есть сомнения в надёжности того или иного чипа в лунных условиях? Не беда, можно добавить двойное резервирование.

В одном из вариантов вращающийся ковшик для сбора реголита – двойной. Кстати, свой луноход российская команда также именует ШГЗУ – шагающее грунтозаборное устройство (иллюстрация фирмы «Селеноход»).

Ныне космические аппараты можно строить в значительной мере из серийных, совершенно обычных компонентов, уверяет меня представитель «Селенохода».

В качестве примера он приводит литиевые аккумуляторы и тяговые электродвигатели, редукторы, радиопередатчики и солнечные батареи… Общий принцип развития техники в таком случае это нечто вроде замкнутого круга: Земля – космосу, космос — Земле.

В то, что постройка лунохода нового поколения – это колоссальный опыт и хорошая репутация, которые пригодятся в будущем, поверили и исследователи из Новгородского государственного университета. Они учат подмосковный аппарат ориентироваться на местности.

Луноход будет оснащён серийными камерами, но вот софт, помогающий машине распознавать объекты, создаётся специально.

Искусственный интеллект и машинное зрение во время путешествий по Луне для робота будут не лишними, хотя канал связи с оператором на Земле тоже будет работать. Передвигаясь среди камней, «шагоход из Долгопрудного» сможет сам оценивать опасность и корректировать движение.

Команда «Селенохода» рассматривает сразу несколько возможных схем спуска робота с посадочной ступени на лунный грунт. Тут и разворачиваемые рычаги, и опускающаяся палета.

Самый простой вариант (нижние рисунки) предусматривает, что робот будет закреплён вертикально на боковой направляющей посадочного модуля при помощи набора пирозамков. Сначала они освободят корпус и лыжи аппарата, которые развернутся на 90 градусов и окажутся близ самого грунта, а затем будет освобождена солнечная батарея (она же кронштейн видеокамеры) (иллюстрации фирмы «Селеноход»).

У этой работы отчётливо просматривается потенциал к диверсификации. Потренировавшись на луноходе, группе разработчиков навигационного софта не составит труда перейти на беспилотные автомобили, да те же банальные роботы-пылесосы, наконец.

То же можно сказать и в отношении ряда других технологий, отрабатываемых в рамках конкурсной программы. «Космос коммерциализируется на Земле!» – убеждён Сергей Седых.

Зарождающаяся российская частная космическая отрасль, пионером которой является «Селеноход», должна работать, словно двухстороннее шоссе. Что-то из сугубо земных изделий сможет попасть в космические проекты, что-то, разрабатываемое для космоса, окажется востребовано в других областях.

В этом круговороте и перекрёстной подпитке разработками команда «Селеноход» видит главное преимущество частных космических компаний. Постепенно уходит время, когда весь космос «вели» государственные колоссы, создававшие по неповторимым проектам штучные аппараты. Мы движемся к эпохе, когда не только спутники связи, но, допустим, те же самые планетоходы или межпланетные станции можно будет покупать в магазине.

Кстати, частная космонавтика уже достаточно сильно
развита в США, где существует ряд коммерческих компаний — как крупных, так и мелких, занимающихся космическими проектами и получающих заказы от NASA. Будем надеяться, что в России эволюция отрасли скоро тоже пойдёт в этом направлении.

Потому для компании «Селеноход» Google Lunar X PRIZE – не единственная цель и, как бы парадоксально это ни звучало, – не главная.

Схема размещения разгонного блока, посадочного модуля и лунохода под обтекателем. На этом рисунке лунный робот показан только один. Окончательного решения, сколько их будет, не принято. Это зависит от той посадочной ступени, которая в результате окажется в распоряжении команды (иллюстрация фирмы «Селеноход»).

Конечно, благодаря конкурсу компания и возникла. Но лунная миссия – лишь первый шаг команды, которая намерена выйти на международный рынок как разработчик и изготовитель космической робототехники. Ну и на российский рынок тоже, хотя здесь спрос по вполне понятным финансовым причинам не столь высок.

Впрочем, одним из партнёров «Селенохода» является Институт космических исследований РАН. Можно надеяться, что сотрудничество это продолжится и за рамками лунной гонки под эгидой Google.

А чтобы преуспеть на рынке, замечает Седых, важно не столько научиться создавать космических роботов, сколько поднатореть и строить их быстро, дёшево. Сражение за приз служит такому обучению. Кстати, затраты на постройку нескольких экземпляров миниатюрных шагающих луноходов Сергей оценивает в $300 тысяч, а это совсем не космический уровень.

Шагающий аппарат сможет развивать скорость до 1,3 метра в минуту (0,078 км/ч), сообщает российская команда. При этом луноход сможет преодолевать препятствия высотой до 7 сантиметров, каверны шириной до 35 см и уклоны до 30 градусов (иллюстрация фирмы «Селеноход»).

Как говорит директор «Селенохода», участие в лунном конкурсе – это исследовательский проект, причём не столько в инженерном плане, сколько в части менеджмента. Перед командой стоит задача для нашей страны совершенно нетипичная – реализовать лунную миссию на негосударственной основе, да ещё и из доступных материалов.

В результате общую стоимость воплощения конкурсной миссии «Селенохода», включая запуск ракеты, аренду центра дальней связи и прочие сопутствующие расходы, по самому полному плану (условно – «плану А»), компания оценивает в $40 миллионов. Нетрудно заметить – это вдвое больше суммы первого приза.

Конечно, существует ещё и «план Б», и «план В», да и в целом команда старается предусмотреть как можно больше вариантов выполнения задания Google Lunar X PRIZE, которые будут заметно варьироваться по стоимости.

Даже с ракетой-носителем, разгонным блоком и посадочной ступенью, которые должны доставить луноходы к цели, – полной ясности пока нет. Основной вариант выглядит так: ракета будет использована относительно недорогая, конверсионная — "Днепр". Разгонный и посадочный модули, вероятно, поставит НПО имени Лавочкина (но официальной договорённости об этом опять же ещё нет).

Гибкость подхода и умение искать недорогие решения – козырь российской команды. До сих пор компании из Долгопрудного удавалось действовать с минимальными затратами, во многом просто на голом энтузиазме.

У многих членов команды «Селенохода» имеется другая работа, а лунный проект рассматривается ими как уникальная возможность вывести собственные профессиональные навыки на новый уровень. Вот и получается, что Google Lunar X PRIZE для наших героев в большей мере средство, нежели цель (фотографии фирмы «Селеноход»).

Однако всем хочется успеть раньше соперников. В конкурсе, кстати, официально зарегистрировано почти три десятка команд. Но, как говорит Сергей, соревнование можно будет считать удавшимся, если хотя бы две или три из них доведут свои луноходы до запуска.

Некоторые участники лунной гонки заявляют о 2013 годе как дате старта. Но вероятность столь быстрого продвижения миссий не слишком высока. «Селеноход» ориентируется на более правдоподобный срок. По словам Седых, команда намечает запуск своего лунохода на середину или вторую половину 2014 года.

Но даже если по каким-то причинам старт не состоится, «Селеноход» не останется в проигрыше. Опыт организации столь сложного проекта, разработки робота, налаженное сотрудничество с партнёрами из целого ряда компаний и НИИ – вот это действительно главный приз, который останется в руках российской команды в любом случае.



NASA решило привезти на Землю кусочки астероида

26 мая 2011

NASA рассказало о будущем корабле для Марса и Луны

25 мая 2011

Многоразовый космоплан Skylon получил лестную оценку экспертов

25 мая 2011

Инженеры NASA построили астероид под водой

18 мая 2011

Китай намерен построить четыре космические станции

10 мая 2011
  • Сергей Асташкин  24 июня, 13:58
    -- Маса детства и глупостей.. Самое главное как забросить «туда» роботы, а не цвет колёс ... Просто смешно.
    ОтветитьНравится
  • Сергей не читал, но осуждает :-)
    ОтветитьНравится
  • Максим Селиванов  24 июня, 14:57
    А я вот пожалуй соглашусь с Сергеем. Статья почти целиком посвящена роботу, хотя самая сложная часть это доставка. Я думаю «сложность доставки» на много порядков выше «сложности робота». Хотя на счет глупости все же не согласен.
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  24 июня, 15:23
    Да вроде Луна ж не Меркурий, доставят как нибудь...
    Да и к тому же доставка напрямую завязана на габаритах и весе лунохода, а от габарита и веса выбор движения по поверхности, и он выбран по моему идеально.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  24 июня, 17:19
    Максим, доставку десятилетия назад в СССР отработали на «Луноходах», так что нужно просто повторить это достижение, применив практически ту же технику. Что вам там видится сложным? Железо? Баки да ракетные движки. Управление? Вся математика давно просчитана. Вывод на опорную орбиту? Про это сказано — есть на рынке недорогая (относительно) РН.
    ОтветитьНравится
  • Согласен с тем, что доставка – самое сложное звено.
    Интересно: не прорабатывался ли специалистами вопрос об использовании уже имеющихся в ВС баллистических ракет, срок эксплуатации которых подходит к концу, в качестве разгонных ступеней. Если это теоретически возможно, то, вероятно, можно будет получить на это дело гранты в рамках конверсионных программ.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  24 июня, 17:31
    Мещовской — вы читали статью-то? Там же ясно сказано — предполагается использовать конверсионный «Днепр»!
    Это и есть переделанная межконтинентальная баллистическая ракета, снятая с боевого дежурства по договору об ограничении ядерных сил и модифицированная под космос. Она выводила спутники в космос уже несколько раз, так что ваше изобретение сделано много лет назад.
    ОтветитьНравится
  • Попов — строгий вы, однако. Не заметил про «Днепр».
    Страшно раскаиваюсь и извиняюсь.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  24 июня, 21:23
    Ну и я извиняюсь за тон.
    ОтветитьНравится
  • :)
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  25 июня, 15:26
    -- в (относительности) всё дело, мы все знаем , примерно, как и чего делать и как что летает .. Но разница в сложности деской машинки и процесса вывода на Лунную орбиту модуля, его посадке и возможности заработать — бесконечна.. это как сделать рогатку — из резинки трусов и запустить ракету на Земную орбиту..
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  24 июня, 14:07
    По моему замечательный проект и отличный выбор способа передвижения!

    Желаю удачи и победы!

    Кстати, было бы очень здорово увидеть целую серию репортажей об этом проекте, со следующим выпуском, скажем, через год!

    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  24 июня, 14:40
    -- Ребята, вы что ? До сих пор на Луну только Наши и США луноходы через раз три раза копошились ? и Вдруг главная проблема стала «подвеска» и способ движения.. Тут не детский сад, — в числе условий доставка лунохода на Луну .. ?? и как ? и Чем ? нет проблем в луноходе есть проблема в доставке его туда ..
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  24 июня, 15:20
    Честно не видел программ от других участников, но насколько я знаю можно построить некую пирамиду из компаний создающих самостоятельно:
    1.Свои луноходы разрабатывает много команд (и то не все наверное).
    2.Посадочные модули разрабатывает всего несколько команд (компаний) + уже их услугами будут пользоваться многие команды
    3.Ракеты носители разрабатывает... сколько команд (компаний)? Фалкон и...???

    А ведь есть наверное команды которые вообще все покупают и будут самостоятельно разрабатывать только ПО, например. И это нормально! Не нужно создавать целую отрасль чтобы добиться результата.

    Днепр кстати в этом плане выигрывает нереально, поскольку сколько смогут к 2014 году сделать Фалконов, и кому достанется первый ракетоноситель? Вроде производственных мощностей у них пока не очень много. У него будет преимущество. А Днепров много уже*)

    У меня лично главный интерес вызывает спускаемая платформа и жаль что с НПО Лавочкина все еще «не официально». Кстати, стоит заметить, что платформа не предполагает старта с Луны к Земле! Попроще будет)

    Или вы о том, что в статье внимание уделяется только луноходу, но не ракетоносителю и платформе?

    ОтветитьНравится
  • Сергей,

    доставка это действительно самая сложная часть. Но поскольку разработка этой части проекта в процессе, то мы о ней практически ничего не рассказываем. Как только сможем — сразу же объявим. Надеюсь, что это будет скоро и уверен, что у нас будет на чем доставить шагоход на Луну.

    С уважением,
    Николай Дзись-Войнаровский,
    генеральный директор ООО «Селеноход»

    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  25 июня, 15:30
    -- Скока стоит бедный Днепр ... вы меня просто убиваете, а кто сделает Лунный модуль ?! — там надо ещё в два раза скорость увеличить, и эти вторые «в два раза» самые дорогие и энергоёмкие . А потом ещё как-то посадить ..??. Господи, с кем я говорю ..
    ОтветитьНравится
  • Иван Клюжин  25 июня, 23:15
    Ковш для забора грунта реголита кажется ненадёжным. Кватит ли тяги у мотора чтобы нормально «копнуть»? Может быть использовать поступательное движение аппарата чтобы копнуть реголит при движении робота вниз-вверх?
    ОтветитьНравится
  • Мне кажется, что концепция такого движителя (и грунтозабора тоже) основана на предположении, что движение будет происходить по в целом ровной поверхности, на которой тут и там разбросаны препятствия и объекты, расположенные так, что между ними можно проехать. Это носит довольно-таки искусственный характер. В природе такого не бывает. Скорее аппарат попадёт на поверхность, на которой вообще не будет ни одного ровного участка, а между препятствиями невозможно протиснуться. Характерно, что для иллюстрации принципа движения используется только компьютерная графика, которая в принципе не может доказать саму возможность такого перемещения.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  24 июня, 15:38
    Программой давно интересовался.

    По поводу доставки, по правилам если команда воспользуется услугами гос сектора то приз уменьшится вдвое (про доставку и спуск имею ввиду). Команды есть серьёзные и уже с разработками спусков и изготовлением порпусов ракет и испытаниями двигателей. А есть такие которые на стадии зачатия проектов, но с весьма оригинальными идеями.

    Изначально да они хотели колёсный, но зачем вернулись к шагающему реализованному марсоходу времён СССР мне весьма непонятно.

    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  24 июня, 15:44
    Там на самом деле оч жёсткие требование по призам и деньгам. Но смысл программы в том, что космос не привилегия государств и мы все можем если захотим. так держать...
    ОтветитьНравится
  • Максим Селиванов  24 июня, 16:19
    Чет я  не понял. Строишь луноход, приходишь в NASA и говоришь, ребят тут такие дела, нужно на луну доставить, вот вам бабло. И каким боком тут «все можем если захотим»? Нифига пока не можем, слишком все сложно и дорого, коммерческие проекты должны окупаться, а здесь наука а не коммерция.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  24 июня, 17:22
    Космосу до коммерциализации ещё далеко, до прибыльной коммерциализации ещё дальше, дело не в этом.

    Программа изначальна и была анонсирована как проект направленный на возобновления интереса к космосу и открытия космоса для людей и их идей. То что успешный проект будет стоить дороже приза сразу заявили все.

    Но сам факт того что энтузиасты смогут то чего государства не могут говорит о многом...

    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  24 июня, 17:26
    Причём тут НАСА? Другие команды будут заказывать «Фалконы», например. НАСА тут никаким боком. То же и «Днепр» — частное финансирование пуска — вот в чём условие.
    Кстати, приз уменьшается вдвое не после того, как кто-то воспользуется услугами госсектора, а после того, как госсектор сам реализует аналогичный проект. Скажем, если НАСА запустит свой како-нибудь луноходик раньше конкурсантов.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  24 июня, 17:28
    Андрей Кошкин. Про колёса сказано ясно — в предполагаемых условиях они не прокатят. То есть они подошли бы, если бы был луноход размером с советский. А в таком малом формате надёжнее шагать.
    ОтветитьНравится
  • Максим Селиванов  24 июня, 17:32
    Просто мне кажется получается так, что конкурсанты делают меньше 1% работ. Пример, допустим есть задача собрать автомобиль, приходишь, на завод, покупаешь готовый автомобиль, но без колес, приходишь домой ставишь колеса. Я это себе как-то так представляю.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  24 июня, 17:36
    Максим. Ну жюри оценит — кто чего и сколько сделал и насколько это соответствует правилам. Посмотрим. тут важен сам принцип — этот полёт — не госпроект.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  24 июня, 17:43
    Так оно и есть. Космос как идея в настоящее время реализуется командно, других вариантов ни наблюдается.

    Сегодняшний космос прагматичен и неромантичен, в следствии чего неинтересен зрителю. Взять те-же трансляции круглосуточные с мкс, по сути нонсенс, смотри вместо телевизора, а получился обратный эффект когда всё видно отсутствует интерес зрителя.

    Данная программа возрождает романтику космоса и переводит интерес из стороны соперничества государств причём абсолютна бестолковое и исчезнувшее в современном развитии космонавтики в состояния пусть и зачаточное = соперничество независимых команд и их идей, стремлений.

    Вообщем это не может быть плохо...

    ОтветитьНравится
  • Не факт.
    Можно взять за аналог — www.membrana.ru/particle/16101
    Только на конце добавить колесико.
    ОтветитьНравится
  • Леонид: «А в таком малом формате надёжнее шагать»
    Не факт.
    Можно взять за аналог — www.membrana.ru/particle/16101
    Только на конце добавить колесико..
    В шагающем варианте много энергии тратится на преодоление гравитации, хоть и меньшей, чем на Земле.
    Способ передвижения напоминает инвалида без ног.
    В анимации он выглядит довольно мило, но жалко его, почему-то.
    ОтветитьНравится
  • Янис Каулиньш  25 июня, 14:18
    Пример неудачный, ибо аналог передвигается по гладкой поверхностью. Лунный реголит что-то совсем другое. Обоснование концепта элементарное — подсчитайте давление на поверхность колесами и «лыжами» + еще сопротивление к качению из-за погружения колес в грунт. Последнее может существенно превисить энергозатраты на вертикальную компоненту перемещение лыж.
    ОтветитьНравится
  • Игорь Богоманшин  25 июня, 15:26
    При вращении колес большого энергии тратиться не меньше — аппарат движется дискретно, то есть с постоянными остановками для анализа ситуации. Колеса малого диаметра будут просто тонуть в пыли.
    Для сравнения — представьте себе коробку от мужской зимней обуви. Какого размера 4 колеса туда можно приделать?
    Если бы задача стояла просто проехать по ровной поверхности заданное расстояние — можно было бы использовать колеса как маховик.
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  25 июня, 15:42
    Задача так и стоит. Достаточно просто скатиться с горки. Здесь колесо — самый простой вариант.
    ОтветитьНравится
  • Янис: «Последнее может существенно превысить энергозатраты на вертикальную компоненту перемещение лыж.»
    Во-первых, не лыж, а всего корпуса!
    Во-вторых, лунная поверхность уже давно не та терра инкогнита, что была до нашего лунохода и американских посещений. В то время ещё гадали: а не провалится ли посадочный модуль в толщу лунной пыли, не увязнет ли луноход? Луноход не увяз и двигался нормально, а американцы ещё и попрыгали. Стало ясно, что ничего особо экзотического, по сравнению с Землёй, для Луны не требуется. Так что колесо и для лунной поверхности вполне подходит. Видели ли вы в Сахаре шагающие машины? Нет. Колёса буксуют? Да. Но механические, надёжные дромадеры пока ещё не вышли из лабораторий .
    Шагающий вариант робота хорош для пересеченной местности. И сейчас во всем мире разрабатываются десятки самых различных моделей. Гораздо более элегантных по своей концепции. Полистайте хотя бы Мембрану. Селеноход, который мы обсуждаем, в подметки им не годится. Это уровень клуба ЮТ 70-х годов.
    Мне не хотелось бы обрезать крылья разработчикам. Молодцы, что работают на пределе возможностей, на одном энтузиазме. Полученный опыт – немаловажный результат этого проекта.
    ОтветитьНравится
  • Игорь: «Для сравнения — представьте себе коробку от мужской зимней обуви. Какого размера 4 колеса туда можно приделать?»
    Зачем же начинать полет мысли от обувной коробки?:))
    Существуют и более интересные трамплины — www.membrana.ru/particle/8281
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  27 июня, 15:45
    -- Американцы пригали в Голивуде, Луна для них — Терра инкогнито..
    ОтветитьНравится
  • Антон Агейкин  24 июня, 20:55
    «Журналист «Мембраны» побывал в гостях у создателей российского лунохода»
    Спасибо за эксклюзив)))
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  24 июня, 21:38
    Так, а что он такого умеет делать? Ходить и камушки подбирать? Простите, это было актуально 40 лет назад. Для строительства лунной базы требуется кое-что посерьезнее. Какой смысл в запуске очередной игрушки? Нужен робот-строитель. Мощный и универсальный. А это так для забавы.
    ОтветитьНравится
  • Насколько помню, единственное н о в о е устройство, заработавшее с р а з у  -- фонограф Эдисона.
    ОтветитьНравится
  • Игорь Богоманшин  25 июня, 15:28
    Перед запуском строителя необходимо провести разведку — то есть построить план местности и анализировать материалы. Для этого и нужен малый аппарат.
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  25 июня, 19:58
    Проще, выбрать уже разведанное место, аполлонами. Можно на Земле разработать детальный проект. Луноход не даст достаточной информации о рельефе местности. Одной камеры-ширика для этого явно недостаточно.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Ишутинов  24 июня, 22:04
    На таких лыжах сколько раз придется этому роботу присесть и подняться чтобы повернуться на 90 градусов? Любое незначительное препятствие, мешающее скольжению лыжи в поперечном направлении, может остановить робот если маловато у него мощности.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  24 июня, 22:46
    С поворотной пяткой нисколько раз не потребуется — смотрите видео.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Ишутинов  24 июня, 23:02
    Да, на первом видео есть поворотная пятка, а я смотрел второе.
    ОтветитьНравится
  • Как по мне, то материал на пятерку.
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  25 июня, 15:23
    Поясню условия конкурса:
    "To win the Grand Prize, a team must successfully soft land a privately funded spacecraft on the Moon, rove on the lunar surface for a minimum of 500 meters, and transmit a specific set of video, images and data back to the Earth. "

    То есть, требуется запустить космический корабль на Луну самим и обеспечить его мягкую посадку. Луноход здесь самая простейшая часть.
    Хотя, собственно, я не увидел и рабочего образца в действии. Только красивый мультик. 1% технического задания.

    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  25 июня, 15:38
    -- Примерно..
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  25 июня, 15:47
    И главное, я не увидел, кто будет финансировать проект. Кто даст деньги на тот же Днепр (хотя это уже государственная разработка, может не прокатить), запуск и прочее. Затраты выйдут побольше призовых денег. Есть человек, который выбросит большие бабки на ветер?
    ОтветитьНравится
  • Максим Селиванов  25 июня, 16:22
    Цитата из вики «Один запуск «Днепра» стоит около 18 млн евро».
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  25 июня, 19:50
    Вот. А еще требуется создание лунного модуля с луноходом. Да и одним запуском не обойтись. Должна быть серьезная программа. Но для чего? Опять же надо поставить цель, которая сулила бы окупаемость затрат в будущем. Скажем, туристов возить. И эта программа обойдется в сотни миллионов. Есть такой инвестор? Без него всё окончится любительскими разработками. Но я не слышал чтобы кто-либо в России собирался запускать ракеты на Луну. Довольно рискованая для бизнеса затея.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  26 июня, 10:02
    -- Чтобы было ясно — ВСЕГД затраты будут больше в таки проектах(кроме ,если такие гении как я возьмутся....) — тут люди пиарятся..
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  25 июня, 16:50
    Вопрос к администрации сайта.
    Скажите, а вы не планируете вводить систему оценок для авторов и просто «комментирующих», чтобы при прочтении комментария можно было бы сразу вспомнить «ах да, точно, это же тот парень который НЕ УМЕЕТ и НЕ ХОЧЕТ читать, и даже не старается понять в чем смысл статьи!».
    Прочитал очередную глупость и раз! влепил такому «нравиться/не нравиться»
    А еще лучше чтобы комментировать могли только юзеры адекватность которых оценена многими. Вот это да! Вот это сказка! Говорить могут только те кто умеет читать и думать WOW!!!
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  25 июня, 20:54
    Это не Советский спорт. Зачастую бывает полезно пройтись и по второму кругу, чтобы уяснить реалии. Пока, что для меня ясно.
    1. Нет заказчика.
    2. Нет инвестора.
    3. Нет договоренностей.
    4. Нет ракеты. Днепр-М создавалась для околоземных орбит, потолок 900 км.

    Новгородский государственный университет, конечно, звучит гордо, но реально это периферийный политех, не обладающий ни достаточной экспериментальной базой, ни финансированием.

    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  27 июня, 16:53
    добавлю нет и адекватности в проекте ... В проекте есть стремлени выпендриться и выделится, но нет ничего реально работающего или в принципе мОгущего работать ...
    ОтветитьНравится
  • Иван Клюжин  25 июня, 23:21
    Ну вот, осталось вопрос с доставкой решить, и всё будет норм. Желаю удачи!
    ОтветитьНравится
  • Моше Кривицкий  26 июня, 14:40
    Надеюсь, что он не будет биться с размаху об Луну каждый раз, как в этих мультиках, а то все микросхемы полопаются потихоньку. Логичнее всего сварганить рекуперацию на спуске — моторчик не работает а наоборот тормозит и вырабатывает чуть чуть электричества.
    ОтветитьНравится
  • Денис Карин  27 июня, 19:06
    А что если доставить на МКС грузовиком, а уж потом оттуда отправить к луне.
    Подойдет ли для этого разгонный и посадочный модуль от НПО Лавочкина?
    Я поддерживаю идею приземлить его недалеко от Аполлона. Снимки будут уникальные, на них можно будет дополнительно заработать.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кулагин  27 июня, 19:27
    тогда приз будет только 10миллионов
    ОтветитьНравится
  • Денис Карин  27 июня, 19:35
    Заплатить за место в грузовике, и будет частное финансирование, в чем проблема. Для того, чтобы посылку доставить не надо фуру заказывать. Или по Вашему единственный вариант это Фалкон? Днепр то наверное тоже за гос. счет создавался.
    ОтветитьНравится
  • Денис Карин  27 июня, 20:29
    Разгонный модуль мог бы быть на электрореактивных двигателях в таком случае.
    ОтветитьНравится
  • Денис Карин  27 июня, 19:35
    Заплатить за место в грузовике, и будет частное финансирование, в чем проблема. Для того, чтобы посылку доставить не надо фуру заказывать. Или по Вашему единственный вариант это Фалкон? Днепр то наверное тоже за гос. счет создавался.
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  27 июня, 20:14
    Чтобы вывести такой аппарат на орбиту, нужно оплатить не место, а пуск. Хотя, можно по дружбе и дискаунт выхлопотать. Только проблемы не решает. Серьезный инвестор не будет тратить деньги без цели, которая принесет прибыль. А какая прибыль от лунохода?
    ОтветитьНравится
  • Денис Карин  27 июня, 20:28
    Апарат размером с коробку для обуви. Подумаешь посылочка для космонавтов.
    ОтветитьНравится
  • В США с 80-х работает программа попутных загрузок. Для студентов чуть ли не бесплатно (не уверен). Кажется, про такое говорили и в России (МГУ ?). При любых запусках факт ПН отличается от расчетной. Этим и пользуются.
    ОтветитьНравится
  • Понятно, луна не орбита, но весь запуск покупать не нужно. По 2-3 спутника одной РН запускают точно.
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  28 июня, 17:36
    На земную орбиту, что ли? А как ступени разгона с горючим, аппаратура наведения и коррекции орбиты, лунный модуль, достаточно энерговооруженный, чтобы посылать информацию на Землю? К этой коробочке требуется нехилое дополнение.
    ОтветитьНравится
  • Мария Лопарева  27 июня, 22:58
    Он мне одной напоминает Валл-и? =)
    ОтветитьНравится
  • В таком случае он очень пригодится лет через сто после колонизации Луны людьми:)
    ОтветитьНравится
  • Мария Лопарева  27 июня, 23:52
    =)
    ОтветитьНравится
  • По поводу попутных нагрузок. Далее цитата из моей десятилетней давности "бумажной " статьи:
    *По программе запуска попутных полезных нагрузок (Get away special) с 1982 года только «шаттлами» выведено более 320 космических объектов. Из них свыше 110 — изготовлено силами студентов и преподавателей. Разработана специальная методика обучения, учитывающая возможность осуществления таких запусков. Например, в Уорчестерском политехническом институте с ее использованием уже подготовлено (Напомню, это цифры 1991-92года. А.Е.) 150 студентов. Далеко не все из них будут работать в аэрокосмической промышленности, но навыки и знание сверхсовременных технологий в США, похоже, в цене.

    === Поучительная деталь, научное оборудование аппарата разработано студентами университета. Вообще американским студентам в этом смысле «везет» — давно стало правилом, что NASA при выводах на околоземную орбиту резервирует место для попутной любительской полезной нагрузки — спутников и других систем, созданных, например при выполнении студенческих курсовых проектов

    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  28 июня, 17:40
    А что есть попутные ракеты на Луну? Это вообще-то на порядок сложнее. Россия и США на это денег жалеют. А вы хотите, чтобы какой-то частник раскошелился от щедрости на 40 лимонов.
    ОтветитьНравится
  • Я лично, ничего не хочу :) Пусть эти ребята возьмут в проект группу из Зимбабве, скажем, им и бесплатно помогут.
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  28 июня, 20:32
    Кому? Бедной Зимбабве? Ищите Абрамовича, который откажется от суперяхты ради запуска игрушки на Луну.
    ОтветитьНравится
  • Мдаа... Ирония у нас «не канает» :) Ладно. Пока нет предмета для разговора (вернее, только для разговора и есть). Прежде чем искать бабки на запуск, хорошо бы определиться, что собственно, запускать. Нечего. Если по условиям конкурса доставка самими претендентами, то нужно разрабатывать всю систему от орбиты до луны. Вы удачно подметили, что задача «на порядок сложнее» (хотя не на порядок и даже не в разы :)
    Вариант первый — присоседиться к более компетентной группе. Скорее всего — не получится. Не возьмут по очевидным причинам. Про Зимбабве — шутка. Просто, африканцам любят помогать (историческая совесть ? :)
    В общем, 99 против 1, что все окончится разговорами, что не получилось. потому что гады-олигархи зажали 40 лимонов. Или — дежава не дала. Или чиновники такие-сякие. В общем, как всегда в России кончается :( Увы
    ОтветитьНравится
  • Сергей Седых  30 июня, 01:18
    Всем привет
    Спасибо, что так бурно обсуждаете наш труд :) Что бы кто ни говорил, но Селеноход — одна из немногих в РФ групп/компаний, которая не только говорит, но и делает. Спасибо всем тем 25 человекам, которые отдают проекту свое свободное время, и спасибо нашим партнерам, которые много делают для нас бесплатно. В частности, этот проект — возможно первый в отечественном космосе, который отрисовывается профессиональными (и лучшими!) промдизайнерами. СмирновДизайну респект!
    А вообще на все заданные здесь вопросы мы давно уже имеем ответы, которых хватит и на цикл статей.
    Отвечая А.Евтушенко: СХ уже не может кончиться разговорами, потому что уже создано много чего помимо разговоров.
    Сергей Седых, Селеноход
    ОтветитьНравится
  • Максим Селиванов  30 июня, 01:27
    Ой, здрасте )), если не секрет откуда 20 лямов баксов на днепр )?
    ОтветитьНравится
  • Сергей Седых  30 июня, 15:15
    20 миллионов пока нет, но есть варианты.
    ОтветитьНравится
  • Максим Селиванов  30 июня, 16:11
    Как только суперпозиция вариантов сколлапсирует в конкретный вариант, то просьба его озвучить )).
    ОтветитьНравится
  • Сергей Прохоров  7 июля, 16:48
    Очень приятно, что не забыли СмирновДизайн. Хотелось бы видеть их в теле статьи, а не в комментах, как тут получилось. Многие компании, участвующие в проекте, конечно, молодцы. Но не они фактически занимаются разработкой лунохода, реально они будут только производить то, что посчитают нужным для лунохода ребята из СмирновДизайн. smirnovdesign.com/
    Надеюсь, увидеть в следующей статье про российский луноход больше информации по данной компании. Тем более, что материалов у Вас теперь предостаточно.
    ОтветитьНравится