В Дубне запущен уникальный исследовательский реактор

Пучки нейтронов от реактора поступают к различным исследовательским установкам по 14 каналам (иллюстрация Лаборатории нейтронной физики им. И. М. Франка).

В Объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ) состоялся пуск реактора с периодической модуляцией реактивности. Установка будет использоваться для нейтронографии и изучения поведения материалов (в том числе наноструктурированных) в рекордно мощных потоках нейтронов.

Находящийся в Лаборатории нейтронной физики им. И. М. Франка импульсный реактор на быстрых нейтронах ИБР-2 впервые был введён в эксплуатацию в 1984-м, а 4 июля нынешнего года он был повторно включён после глубокой модернизации, занявшей 10 лет и потребовавшей $11 миллионов.

Были заменены и улучшены многие узлы установки. Так, реактор, получивший к имени приставку «М», отличается пересмотренным строением активной зоны и топливных элементов, а ещё — новыми подвижными отражателями из никеля и стали. Эти быстро вращающиеся при помощи электродвигателя детали отвечают за регулярные всплески реактивности в топливных сборках, содержащих диоксид плутония.

Общая схема реактора. 1 — корпус; 2 — активная зона; 3 — основной подвижный отражатель; 4 — дополнительный подвижный отражатель; 5 — замедлитель; 6 — стационарный отражатель; 7 — первый контур охлаждения; 8 — второй контур охлаждения; 9 — натриевый нанос; 10 — теплообменники Na/воздух; 11 — промежуточные теплообменники (иллюстрация Лаборатории нейтронной физики им. И. М. Франка).

Реактор ИБР-2М по сравнению со своим предшественником будет иметь в 1,5 раза больший поток тепловых нейтронов и увеличенный ресурс подвижного отражателя (55 тысяч часов против 20 тыс. ранее).

Кроме того, новый комплекс тепловых и криогенных замедлителей позволит повысить эффективность использования нейтронов в экспериментах на выведенных пучках в 20-30 раз, сообщает «РИА Новости».

Частота следования импульсов нейтронов новой установки — 5 и 10 герц. Максимум потока тепловых нейтронов в импульсе должен составить более 1016 н/см2сек, но точные параметры реактора можно будет определить только после того, как он выйдет на полную мощность. Произойдёт это, вероятно, к концу 2011 года. Но уже нынешней осенью на ИБР-2М начнутся первые эксперименты.

Владимир Ананьев, представитель лаборатории, отметил: «Модернизированный реактор ИБР-2 — это рекордная установка по интенсивности потока нейтронов в импульсе и по техническим решениям, которые дают возможность его получить. Он включён в европейскую программу развития нейтронографии и является единственным импульсным высокопоточным специализированным научно-исследовательским источником нейтронов не только в России, но и во всех странах — участницах ОИЯИ».

Учёный NASA заявил о работе реактора синтеза без синтеза

3 июня 2011

Химики замаскировали атомы гелия под водород

31 января 2011

Итальянцы претендуют на настоящий холодный ядерный синтез

26 января 2011

Женевский ускоритель создал Большой взрыв в миниатюре

9 ноября 2010

Физики обнаружили в БАК необъяснимое явление

22 сентября 2010
  • Дмитрий Шуклин  5 июля, 19:56
    интересно а где будут исследоваться материалы для термоядерного ИТЭРа или на нем самом и проверят какие сплавы лучше пременить? Там ведь будут в основном быстрые нейтроны?
  • Дмитрий Айдынов  5 июля, 21:28
    Наконец в России хоть что-то модернизировали...
  • Молодцы!
  • Евгений Храмцов  6 июля, 09:37
    Здорово. Непонятно только почему до сих пор нет ни одного сообщения про «распил», «метание бисера перед свиньями» и пр. Неужто все ворчуны уехали в отпуск)
  • Вам что-то не нравится в этом?
  • Евгений Храмцов  7 июля, 00:55
    Что Вы. Отпуск — это прекрасно.
  • Алексей Босак  6 июля, 11:18
    Ну хорошо :) On request могу выдвинуть предположение, что из-за (временных?) трудностей с откатом модернизация заняла именно что 10 лет. А установка реально суровая. Так близко к критическому состоянию работают обычно только одноразовые изделия :)
  • Юлия Рудый  6 июля, 13:18
    Если там $11 млн потратили, то сколько же интересно (теоретически) могли «открутить»?
  • Евгений Храмцов  7 июля, 01:02
    Половину, если не очень жадные).
    На самом деле, в той же америке это происходит сплошь и рядом, но под немного другим соусом. Зато в намного больших масштабах.
    Знаю на примере программерского аутсорса, где компании заказчики «пилят» по 200-300% на ЗП у инвесторов.

Но забавно послушать недовольные крики толпы как у «них» все хорошо и правильно, а у «нас» все плохо и неправильно :)

• а нафик он нужен?
    вообще, как вид.
  • Сергей Патрушев  6 июля, 12:44
    Леонид, ждите троллей :)
  • Дмитрий Шуклин  6 июля, 18:00
    Увыжаемые русские, а не слышал ли кто из вас как продвигаются дела в Заречном? А то нам, даже при этой ЯКОБЫ про российской хунте, не особо показывают всё что опровергает стериотип про руских, ну я про то что вы все глупые, агресивные нелюди и узурпаторы завтракающие грудными детьми :(
  • именно глупые, агрессивные нелюди и узурпаторы!!!
    и чем больше у русского денег, тем явнее эти качества!!!
    ну про завтрак — это кому что нравиться, мне например больше нравятся варёные эмбрионы... иногда жаренные :-) :-) :-)
    ИМХО в период спада т.н. пассионарности нам крайне выгодна такая оценка.
    ЗЫ Про Заречное не в курсе :-)