Расшифрован геном картофеля

Цены на картофель в последние годы держатся на стабильном уровне. В то время как другие ключевые продукты (рис, пшеница и кукуруза) скачут в цене, объясняют свой интерес учёные (фото J. E. Torres/Int. Potato Center).

Генетики 26 исследовательских институтов в 2006 году объединились для декодирования генома четвёртого по значимости продукта в мире – картофеля. В ходе работы было выявлено 800 генов, отвечающих за противостояние различным заболеваниям.

Учёные добрались до этого генома только сейчас, потому что он является довольно сложным: у каждой из 12 хромосом растения четыре копии, а вариации в копиях генов могут быть значительными. Развитие современных технологий расшифровки помогло генетикам преодолеть эти сложности, однако и сейчас учёным пришлось пойти на некоторые хитрости.

Они взяли разновидность картофеля, которая обладает диплоидным геномом (в нём присутствуют две копии каждого гена). В статье, опубликованной в журнале Nature, авторы именуют её DM (она не слишком отличается от более распространённой RH-разновидности). Выделив одну копию каждой хромосомы, генетики дублировали их и создали двойной моноплоидный геном, в котором каждая пара генов была строго идентичной.

Таким необычным способом им удалось провести секвенирование почти всей ДНК. Кроме этого учёные провели расшифровку отдельных частей диплоидного генома RH-вариации.

От 200 до 330 миллионов тонн – столько картофеля съедают жители планеты в течение одного года. Вариаций — масса! Например, существует картофель не только красного, но и фиолетового цвета (фото r-hamdan/Flickr.com).

Исследователи выяснили, что Solanum tuberosum (таково латинское название картофеля) обладает более чем 39 тысячами генов, кодирующих белки. Также они определили наличие 800 генов устойчивости к различным заболеваниям. Некоторые из них помогают побороть нападение картофельной нематоды (PCN) и остановить эпидемию фитофтороза (её вызывает патоген Phytophthora infestans).

Конечной целью учёных является выведение нескольких сортов картофеля, которые могли бы без проблем расти в развивающихся странах. Ведь данный овощ в отличие от зерновых культур обладает большим количеством сложных углеводов, белков, большим содержанием пищевых волокон, витаминами B и C, микроэлементами. Скорее всего, для достижения нужного результата специалисты прибегнут к генетической модификации растения.

Черновая версия генома, покрывающая 95% генов, доступна для изучения.

Генетики расшифровали ДНК тасманского дьявола

29 июня 2011

Открыта направленная селекция риса пещерными людьми

7 июня 2011

Биологи уличили орхидеи в двойном обмане мух

26 апреля 2011

Открыто положительное влияние термитов на урожай пшеницы

1 апреля 2011

Исследовано противораковое действие брокколи

14 марта 2011
  • Хм тут рассказывается, что ГМО будет развиваться и его будет много. Неужели ни одного противника мутантских растений нету на мембране :)
  • Алексей Заикин  11 июля, 20:03
    Прежде чем истерить по поводу ГМО надо разбираться что в каждом конкретном случае подсадили, и что в результате в продукте появилось такого, чего раньше не встречалось. Вы называете все ГМ продукты мутантами, но почему же Вы не называете таковыми обычные овощи. Они тоже появились в результате мутации, которые были поддержаны искусственным отбором. Это селекцией называется. Или Вы полагаете, что мутации, возникшие «сами по себе» менее опасны, чем гены привнесенные из других организмов?
  • Да я не противник ГМО, просто удивляет отсутствие дискусии
  • А по поводу мутаций самих по себе. С одной стороны эти мутации не контрлируемы и может быть чего угодно, но зато как показывает практика обычно ничего плохого не бывает.
    А вот ГМ там можно сделать чего захочешь, хоть ДНК тарантула туда вплетай, но зато конечный результат тщательно тестируется и всячески проверяется
  • Ваня Крейцер  12 июля, 00:58
    «А вот ГМ там можно сделать чего захочешь, хоть ДНК тарантула туда вплетай, но зато конечный результат тщательно тестируется и всячески проверяется»
    Вот именно сомнения в том, что тестируется и проверяется «тщательно», заставляют меня искать на полках магазинов продукты не содержащие ГМО. Пускай тщательность тестирования достигается путём скармливания кому угодно, но не мне.
  • Виктор Бутрий  12 июля, 02:24
    А здесь и не получится дискуссии. По крайней плодотворной. Она возможна, ну скажем, хотя бы на таком уровне как в инструкциях по применению лекарственных средств, где всё разложено «по полочкам»: фармакокинетика, фармакодинамика, противопоказания и т.д. А то даже и на более профессиональном, который осилят не многие из здешних участников. Ну а в отсутствие знаний и глубокого понимания что, как и почему, обсуждение вопроса на страницах мембраны превратится в а-ла религиозные войны, основанные на вере, догадках и домыслах.
  • Егор Лукоянычев  11 июля, 22:52
    Интересно каким образом генетические изменения могут непосредственно повлиять на человека при приёме в пищу?! Большая масса поступает в форме расщеплённых до простейших углеводов, жиров и аминокислот. Часть (нет точной информации сколько) не полностью разрушенных веществ поступит через межклеточные пространства энтероцитов — это приведёт максимум к развитию аллергической реакции при повторном попадании антигена, но уж не как не изменит вашу собственную ДНК или РКН, тем более за множественными биологическими барьерами.
    Прямой вред ГМО здоровью человека считаю полным мракобесием — личное мнение!
  • Юрий Каныгин  12 июля, 01:44
    Опасность могут представлять вещества, которые выделяет организм после изменения. Успокаивает то, что натуральные продукты изучены гораздо меньше.

Людям свойственно бояться того, чего они не знают, с этим нужно считаться.

• Ваня Крейцер  12 июля, 01:00
    «Прямой вред ГМО здоровью человека считаю полным мракобесием — личное мнение!»
    Когда пройдёт лет пятьдесят без научного открытия ещё одного пути переноса генов от организма к организму -- тогда я, пожалуй, соглашусь с вами. А пока, у меня, скажем, нет определённого мнения на этот счёт.
  • Михаил Пашук  15 июля, 12:34
    Позабавило: «Конечной целью учёных является выведение нескольких сортов картофеля, которые могли бы без проблем расти в развивающихся странах.»
    Предполагается, по всей видимости, внедрение генов, отвечающих за устойчивость картофеля к преждевременным поползновениям местного населения — вспоминаем старый анекдот про: когда в разных странах сажают и убирают картошку :)