Проект необычной колёсной пары для вагонов и локомотивов, ставший на днях триумфатором выставки высокотехнологичной техники и вооружений, сможет выйти на новый этап развития при поддержке «Ростехнологий».
Госкорпорация объявила, что поможет в продвижении инновационных изобретений и продуктов, получивших дипломы на Международной выставке "ВТТВ-Омск-2011" (она завершилась в конце прошлой недели).
Лучшей инновационной идеей на омском смотре признана технология «гибкого колеса» для рельсового транспорта, развиваемая омской компанией "Гибкие транспортные системы" и её главой, учёным и изобретателем Валерием Шилером.
Основная идея заключается в следующем. В отличие от обычного железнодорожного колеса новое разделено на две основные части, способные вращаться независимо друг от друга.
Первая — это упорный диск (номер 2 на рисунке внизу), не позволяющий колёсной паре сойти с рельсов, а вторая — собственно колесо, несущее нагрузку, а в том случае, если оно используется в локомотиве, ещё и передающее на путь силу тяги от электромотора (18).
Это колесо само по себе тоже сделано составным. Непосредственно по рельсам катится стальной бандаж (4), отделённый от ступицы (5) прослойкой (6) из резины или иного упругого материала. (Подробности — в российском патенте.)
Результат — не только очевидное снижение шума и вибрации, повышение комфортности поездки. По оценке омских учёных, колесо нового типа должно существенно снизить расход энергии на движение состава, особенно на криволинейных участках пути. Также благодаря новации удастся снизить проскальзывания и пробуксовку ведущих колёс и улучшить реализацию тяги, серьёзно повысить среднюю эксплуатационную скорость.
Кроме того, снижение ударных воздействий при прохождении стыков и дефектов рельсов должно благотворно сказаться на долговечности пути и экипажа.
Все эти теоретические «авансы», о которых Шилер говорил ещё в 2009 году, только предстоит проверить в деле. И вот теперь, с подключением «Ростехнологий», данный проект должен получить новый импульс. Как и другие разработки, высоко оценённые на выставке.
Второе место в разделе «инновационные идеи» завоевал Омский государственный технический университет с лёгким беспилотником ПП-45. А третьего места удостоилась компания "Сантрэй" за изобретение точечного ферромагнитного излучателя, который позволит значительно сократить размер коротковолновых антенн при одновременном росте эффективности и дальности связи.
Корпорация «Ростехнологии» не раскрывает всех деталей будущей поддержки, но указывает, что её представительства в России и за рубежом займутся продвижением победивших изобретений, кроме того, возможен серийный выпуск этих новинок на предприятиях, входящих в состав корпорации.
P.S. написал свой комментарий еще не прочитав первый, и как вижу не напрасно. Оказалось, что всё, что я предположил, вполне соответствует действительности.
Итого: Чем она лучше-то?
Т.е. упорное кольцо бандажа отсутствует.
«Бандаж 4 со ступицей 5 совершают независимое вращение относительно упорного диска 2 благодаря подшипнику 7, что уменьшает сопротивление качению, особенно на кривых участках пути.»
Не понятен смысл установки подвижной оси в тексте патента....
«Цилиндрическая поверхность катания бандажа 4 создает меньшие осевые усилия, чем типовые конические. Требуемый технический результат достигается тем, что в конструкцию каждого подрессоренного бандажа колесной пары вводится индивидуальный тяговый привод. В результате, в режиме тяги бандажи колес имеют независимое вращение, что устраняет дополнительное проскальзывание между контактирующими поверхностями катания рельсовых нитей с бандажами и упорными дисками колес в колесной паре при прохождении кривых участков пути.»
С кривыми участками все понятно, но как же быть с прямыми участками? колесная пара будет постоянно вилять в движении, что приведет к повышенному износу гребней бандажа... Кстати независимое вращение колес уже применялось в Японии, но из-за повышенного износа от него быстро отказались. К проблеме колеса и рельса опять подошли нестандартно, т.е. придумали новое колесо, вместо того чтобы сделать нормальную колею.
И по поводу комиссии, в комиссии обычно сидят люди широкого кругозора, а в данной тематике нужен специалист узкой специализации.
Наивная точка зрения на контакт колесной пары с рельсами, так как колесная пара имеет такое же сцепление с рельсами, что и сумма сцеплений каждого колеса в отдельности.
«За счет возможности формирования между двумя подрессоренными бандажами колесной пары разности величин моментов сил появляется возможность регулировать направление движения колесной пары и тележки при прохождении кривых участков пути и стрелочных переводов, что уменьшает дополнительное проскальзывание в режиме тяги и рекуперативного торможения при движении в кривых участках пути.»
Величина регулирования в этом случае будет иметь ошибку регулирования, а в системе конических бандажей обычной колесной пары имеет место адаптивный способ регулирования, кроме того в динамике ошибку нельзя будет исправить, т.к. нет настолько быстродействующих регуляторов.
Если бы комиссия была широких взглядов, то она наверняка бы слышала о передаче «Дискавери», т.е. про эту систему колёс.
P.S.
Меня вообще удивляет подход комиссии.
Если взять катапульту для авианосца, то проверялась идея на модели — к модели самолёта привязывался груз на нитке, который падал со стола. Это была хорошая и дешёвая проверка идеи, никаких миллионов. Идея проверялась практически даром. А с этой идеей ничего — никакой модели, судя по всему, не было.