Открыта роль каннабиноидных рецепторов в защите мозга от старения

Каннабиноидные рецепторы далеко не первый раз становятся объектами внимания биологов и медиков. Ранее, к примеру, учёные выявили их участие в восстановлении клеток кишечника (иллюстрация Nature).

Каннабиноидные рецепторы, способные связываться с другими веществами и запускать цепочку сигналов, являются частью механизма, предотвращающего раннее старение мозга. Об этом заявили биологи из университетов Бонна и Майнца.

Методами генной инженерии немецкие исследователи выключили каннабиноидные рецепторы 1 (CB1) у подопытных мышей. Существование этого рецептора, заметим, обуславливает опьяняющий эффект гашиша и марихуаны.

Для сравнения была использована контрольная группа обычных мышек. В обоих случаях испытаниям подвергались особи трёх возрастных групп — молодых (шесть недель), среднего возраста (пять месяцев) и преклонного возраста (1 год).

По информации ScienceDaily, для проверки способности к обучению и работы памяти биологи запускали мышей в лабиринт-бассейн с платформой, расположение которой нужно было запомнить и впоследствии разыскать вновь. Кроме того, в ряде опытов платформу перемещали, тестируя адаптацию животных к новым условиям опыта.

Мыши, лишённые CB1, справлялись с задачами хуже своих здоровых сородичей, при этом они выказывали ускоренный рост проблем в познавательной деятельности, ассоциируемых со старением, аналогично деменции у людей.

Также генетически изменённые зверьки демонстрировали потерю нервных клеток в гиппокампе, части мозга, важной для формирования и хранения информации. Кроме того, у них были отмечены воспалительные процессы в мозге.

Авторы работы отмечают, что в работе клеток мозга мыши и человека, а также в их возрастных изменениях есть много общего. Потому нынешнее исследование — ещё один шаг к пониманию механизма старения и поиску путей воздействия на него (иллюстрация Universität Bonn).

Таким образом открылась целая картина участия CB1 и эндоканнабиноидов (вырабатываемых организмом естественным путём) в механизмах защиты мозга от преждевременного старения, сообщают экспериментаторы.

Но для раскрытия всех тонкостей такого взаимодействия ещё очень далеко, потребуются новые и новые опыты. Зато потом полученная информация пригодится в разработке «лекарств от старости». (Результаты нынешнего исследования опубликованы в PNAS.)



Испанцы впервые провели двойную трансплантацию ног

12 июля 2011

Для борьбы с астмой медики наняли бактерию

7 июля 2011

Испытана технология биопечати стволовыми клетками

5 июля 2011

Биологи омолодили дрожжевые клетки

28 июня 2011

Биологи научились лечить диабет светом

27 июня 2011
  • Анатолий Кузьмин  13 июля, 16:29
    мне кажется если так убрать что-нибудь другое то тоже всякие воспаления, нарушения будут итд.. поправьте..
    сам курю но сделанный вывод вызывает сомнения.
    вот если-бы представили две группы мышей одну дурманят а вторую нет и после этого тесты сделали бы..
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  13 июля, 16:39
    Причём тут «курю» и «дурманят»? Перечитайте новость ещё раз.
    ОтветитьНравится
  • Алекс Яковенко  13 июля, 19:49
    Вопрос вполне себе нормальный — если недостаток стимула плохо, то его разумный избыток может оказаться хорошо. К примеру старый мозг может быть малоактивным, а наркотический стимул искуственоо заствляет его работать вызывая повышенную активность спящих отделов, всякие галюцинации и т.п. Тут главное не перестараться, а то нормальные мозги перестанут работать без внешнего стимула.... :)
    П. С. Картинки вполне в тему статьи, товарищи зря «наезжают»
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  14 июля, 12:00
    Сто раз такие тесты с мышами делали, разница только если мышь-молодая, ТГК влияет на когнитивную функцию, если взрослая, то долговременного эффекта не обнаружили.

    Пытались переводить на людей, получилось типа до 18 лет(или меньше по некоторым данным) нельзя, когда мозг все еще продолжает развиваться, и ТГК пагубно влияет на развитие. А для взрослых ТГК уже не влияет долговременно на умственные способности.

    Источник: Научнопопулярный фильм National Geographuc про коноплю.

    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  14 июля, 12:01
    согласен с Алексом
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Григорьев  19 декабря, 23:31
    Так вроде выводов о пользе курения и не делается. Утверждается лишь, что те, кто восприимчив к конопле, медленнее стареют.
    ОтветитьНравится
  • DEAD-PILOT   19 декабря, 23:43
    Курение ТГК полезно по многим аспектам, но редко кто это замечает и(или) использует, большинство курят чтоб обдолбится.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Ромчак  13 июля, 17:00
    Раз уж «курю» и «дурманят» ту ни при чём-то не нужно было, и приводить иллюстрации с зарослями конопли на каждой, тогда и вопросов таких не возникло.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Григорьев  19 декабря, 23:34
    Так без этой картинки и слова «каннабиоидный» вместо «CB1» в заголовке тут ни одного коммента бы не было =)
    ОтветитьНравится
  • Алексей Ромчак  20 декабря, 11:26
    Маркетинг так сказать ;)
    ОтветитьНравится
  • Вадим Поморцев  13 июля, 17:30
    поддерживаю. Создаётся ощущение что подобные научные исследования, только рекламирует нарокоманию. Дескать не просто курю, а ещё приношу пользу здоровью.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  14 июля, 13:08
    -- Это название заметки, а не того что утверждается в ней: эти рецепторы работают не с канабиоидами !! Просто канабиоиды взаимодествуют с ними — поэтому у них есть и это , альтернативное , наименование ..
    ОтветитьНравится
  • Илья Тевет  13 июля, 17:51
    Граждане, вы не поняли, весь цимес данной статьи как раз и заключен в иллюстрации в тексте. Остальное — так, повод :)

    Художнику зачОт.

    ОтветитьНравится
  • ну да... распространённая точка зрения (не понятно только кем)))
    наркотики — отвратительная, очень опасная вещь, от которой вы обязательно умрёте... и прочая, и прочая, и прочая...
    а водка не наркотик, водка чисто русский напиток, издревле распространённый в нашей местности... ага
    а пиво — это даже не алкоголь... по закону... ага...
    ОтветитьНравится
  • как же «не понятно кем»??? да всем уже понятно, этот человек между прочим и джаз потом хотел запретить, кстати занятный факт, в мае ООН признало официально, что «каг бы» те страны, которые легализовали, не имеют проблем с наркокартелями и алкогольным лобби
    ОтветитьНравится
  • ага...
    а наш родненький госнаркоконтроль назвал подобное заявление аморальным )))
    ОтветитьНравится
  • а ещё года два назад англичане провели исследования и составили рейтинг наркотиков по отрицательному влиянию на организм, в котором алкоголь поставили в одну категорию с опиатами.
    правда за это потом уволили министра здравоохранения, главврача и еще кого то)))
    ОтветитьНравится
  • Я с ними согласен, я сам противник легализации=) потому что мы народ такой, разреши — будут курить в маршрутках и на парах=) а тот кто любит, а не подражает — и так не пропадет))
    вот только меня бесят статью и комментарии людей, ни разу не курившых, о том что это сродни опиатам, разрушает сознание и прочее... мир всем)))
    ОтветитьНравится
  • Вадим Поморцев  14 июля, 11:24
    почему же не наркотик. Ходят слухи что по первым советским Гостам (если не ошибаюсь) водка описывалась как раз как наркотическое средство))).
    ОтветитьНравится
  • Михаил Пашук  15 июля, 13:52
    У меня есть наглядный пример — друг, который имел просто гениальную память, после полугода регулярного покуривания её (своей удивительной способности) начисто лишился.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  15 июля, 14:11
    Может он просто понял, что все помнить и плодить ненужную информацию вредно для мозга и неэнергоэффективно и у него появился механизм защиты мозга от старения.
    ОтветитьНравится
  • ага... обычно годам к 27 это происходит.
    но если память действительно была гениальна, то мозг бы вшил такую программу несколько раньше.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  17 июля, 02:05
    Мозг ведь тоже изнашивается, может если бы человек не думал он бы жил до трехсот лет.)))
    ОтветитьНравится
  • Как я понимаю, Вы говорите о работе Девида Натта?
    Это исследование касалось не только влияния употребления различных наркотиков на организм человека, но и влияния на общество. Если рассматривать личный вред, то конечно опиаты выше, но если в купе с влиянием на общество, то результаты говорят что алкоголь — самый губительный.
    Вот статья об его исследовании в BBC News, там можно посмотреть красивую диаграмму.
    www.bbc.co.uk/news/uk-11660210
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Григорьев  19 декабря, 23:35
    Ссылку на новость об увольнении или враки.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Григорьев  19 декабря, 23:36
     — Доктор, я жить буду?
    — А смысл?
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  13 июля, 19:38
    извините — не роль канабиоидов а роль рецептора — белка — который чуствителен к канабиоидам а в их отсутствие ( на трезвую голову — без канабиоидов) занимается какой то другой видимо очень полезной работой.

    Открыта положительная роль водки. Ученые выгнали из города всех — сантехников. — тех самых которые часто употребляют водку. В городе сломался водопровод. Чуствуете аналогию. ? :)

    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  13 июля, 19:41
    полезна не водка — а сантехники которых однако можно напоить.

    роль белка рецептора изучалась — который канабиоидами блокируется — ломается.

    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  14 июля, 12:07
    А разве ТГК каннабиоидные рецепторы блокирует, а не активирует?
    Понятно что слишком часто запускать дефрагментацию вредно, но иногда наверно все же наверно можно.
    Какие то рецепторы в мозгу раздражаются-серьезно, а вот то что алкоголь просто убивает миллионы нейронов за раз, это фигня?
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  14 июля, 13:10
    -- Правильно Юрий, вы правильно читаете смысл ...
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  14 июля, 18:17
    блокирует, активирует, не в словах дело — взаимодействует — ну давайте напишем конформирует. ТГК рецептор. ( простите К — это видимо канабиоид а вот ТГ это что?)
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  14 июля, 18:18
    :)
    а почему всеж название то статьи не поправить?
    Общественный интерес как то подогреть?
    ОтветитьНравится
  • Денис Мельников  15 июля, 01:41
    Тетра-Гидро...
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  15 июля, 18:35
    :) Спасибо.
    ОтветитьНравится
  • а как на счёт того, что мыши лишённые гена методами генной инженерии прожили до старости (группа старше года) в изоляции от остальных мышей, что влечёт за собой определённый уровень деградации (вспомним мальчика волка и пр).
    не модифицированных мышей держали с мышами предназначенными для других опытов, что значит их социум был более полный.
    Как следствие ухудшенные результаты тестов.
    ОтветитьНравится
  • Василий Коровин  13 июля, 23:51
    Леонид, а вы действительно не в курсе, в чём разница между каннабиоидами и каннабиоидными рецепторами? Ну, что это вообще абсолютно даже рядом не похожие вещи?
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 июля, 20:04
    Речь о рецепторах, реагирующих на эндоканнабиноиды, в чём вы видите противоречние? Вот цитата из релиза:
    An den CB1-Rezeptor lagern sich Cannabinoide wie THC – der Wirkstoff des Hanfes – an und Endocannabinoide, die vom Korper selbst gebildet werden. ...So kann das Endocannabinoid-System bei den Menschen auch einen Schutzmechanismus gegen Gehirnalterung darstellen.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  14 июля, 20:13
    Если же речь о том, что эти же рецепторы в данном случае включаются ещё чем-то неизвестным — зачем было приплетать в тексте эндоканнабиноиды (я про релиз)? В любом случае — ясно, что этот механизм как-то связан с защитой, но как — предмет будущих изысканий. Согласны? Может там речь идёт о колебании в организме уровня естественных канабиноидов при реакции на какое-то отклонение.. Не знаю.
    ОтветитьНравится
  • Василий Коровин  14 июля, 22:35
    Я вижу не противоречие, а смешение двух совершенно разных, хоть и похоже называющихся вещей. Это как заголовок «Изобретён новый дешёвый источник энергии» для статьи про недорогие розетки оригинального дизайна.

    Что до самого исследования, то ИМХО вообще рано делать какие-то выводы, ибо неизвестно, на что там мыши среагировали — исследователи только видят, что произошло, но пока не в курсе механизма, поэтому вполне возможно, например, что нарушив функционирование CB1 исследователи повредили что-то ещё, что и вызвало описанный эффект.

    ОтветитьНравится
  • Денис Мельников  14 июля, 02:00
    А как собственно влияет на количество/качество каннабиноидных рецепторов употребление этих самых каннабиноидов? Больше их становится как мышц при нагрузке, или наоборот: одни сгорают, а новые на смену не приходят?
    ОтветитьНравится
  • Осмелюсь предположить, что такие эксперименты проводили и не единажды, потому что только количество институтов исследования ТГК-9 на организм живых существ постоянно увеличивается (Канада, Израиль, Голландия, ОАЭ и т.д.), но результаты не публикуют и правильно делают. Потому что не всем людям «не все йогурты одинаково полезны»=)
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  14 июля, 18:14
    извините, а как все ж таки расшифровать ТГК -9. ?
    ОтветитьНравится
  • Антон Кузнецов  14 июля, 09:42
    Тема влияния экзогенных каннабиоидов на головной мозг не раскрыта, резюме ) Ученые ходят вокруг да около, а народ-то волнуется ))
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  14 июля, 11:14
    -- Я вообще не понимаю откуда это название ?! Речь идёт о рецепторе — которые многоплановые и в организме они не имеют ничего общего с канабиоидами !! Необходимо СМЕНИТЬ название темы — отсутствие рецепторов была причиной проблем мышей , а не ТОЧНО — приёма КАНАБИОИДА !! В организме они работают со своими активаторами !!
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  14 июля, 18:13
    конечно, и я об том же, но уважаемый Леонид Попов почему то молчит. Видимо у него есть для этого веские причины.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  14 июля, 12:21
    Опиоидные рецепторы тоже работают со своими эндоморфинами. Но при приеме экзоморфинов, эндорфины перестают вырабатываться. Может тут механизм схожий, и мозг перестает вырабатывать свои эндоканнабиоиды.
    Тут есть нейробиологи?))
    ОтветитьНравится
  • Антон Кузнецов  14 июля, 12:48
    Я не нейробиолог, и вообще ни в коем разе не биолог, но попробую логически рассуждать )
    Вещества, содержащие каннабиоиды — наркотические, а, насколько я понял фишку всех наркотических веществ, они конкурируют с аналогичными веществами «собственного производства» организма, и в итоге вытесняют их. Таким образом, исходя из результатов опыта, описанного в статье, можно предположить, что регулярное употребление экзоканнабиоидов может привести к преждевременному старению, нарушениям функций мозга при отсутствии эндоканнабиоидов. Хотя, можно наверно и по другому трактовать ))
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  14 июля, 13:12
    Стирание информации — это защита от захламления, защита от старости.
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  14 июля, 13:19
    Но слишком частое стирание ведет к разрушению мышления.
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  14 июля, 13:26
    «Существование этого рецептора, заметим, обуславливает опьяняющий эффект гашиша и марихуаны.»

    Подмена понятий. («круг» = «треугольник»)

    Не рецептор создает опьянение «по своему функционалу».
    А разрушение нормальной работы из-за чувствительности этого «рецептора» к разрушающим его наркоте ведет к опьянению.

    А сам процесс разрушения внутри организма созданными веществами — это контролируемое разрушение — «стирание информации».

    ОтветитьНравится
  • Антон Кузнецов  14 июля, 13:31
    Ильшат, простите, ересь какая-то. Нам в дискуссии нужен нейробиолог )
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  14 июля, 14:33
    Не разрушение ведет к опьянению, а раздражение. Через некоторое время рецептор успокаивается и продолжает работать как раньше.
    ОтветитьНравится
  • Вадим Поморцев  14 июля, 15:10
    Осмелюсь предположить, что Ильшат поясняет нам природу алкогольного опьянения. Жданов (http://ru.wikipedia.org/wiki/Жданов,_Владимир_Георгиевич и  www.pravoslavie.ru/guest/30542.htm)приводил пример схожести кислородного голодания и алкогольного опъянения.
    Кстати вот видео с Вашего Певого канала(http://rutube.ru/tracks/2071466.html) и вот поясняющий текст:
    Под действием алкоголя меняется структура крови. Через полчаса после приема – улучшается. А через час превращается в месиво красных сгустков – слипшихся и деформированных эритроцитов. Нет ни одного органа, ни одной системы в организме, которая не подвергалась бы атаке алкоголя. Отмирают клетки головного мозга, образуются тромбы, начинается органическое поражение сердца, печени, поджелудочное железы… Токсическое воздействие на организм продолжается даже спустя двадцать дней после употребления алкоголя. Ряд опасных веществ – продуктов распада спирта – остаются в человеке навсегда, накапливаясь в головном мозге…Это лишь часть малая часть разрушительных реакций, которые происходят с организмом человека от алкоголя. На самом деле, их тысячи. Некоторые патологии и мутации, которые вызывали спиртные напитки у подопытных крыс и их потомства, ученые до сих пор не могут объяснить. Например, почему от пива у крыс-самок развивается опухоль яичников, размером с саму крысу, а детеныши рождаются без мозга.
    ОтветитьНравится
  • Вадим Поморцев  14 июля, 15:11
    Уважаемый, Админ как редактировать коммент? Ссылка на Вики не получилась...
    ОтветитьНравится
  • Антон Кузнецов  14 июля, 15:24
    Вадим, все это, возможно, так, но не имеет никакого отношения к теме дискуссии, по-моему О_о
    ОтветитьНравится
  • Антон Кузнецов  14 июля, 15:28
    Могу предположить, какими количествами алкоголя накачивали бедных животных... Лишнее подтверждение тому, что ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ.
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  14 июля, 15:35
    Это всё преувеличено. Вопрос заключается в дозах и регулярности потребления. Можно иметь как положительный эффект, так и отрицательный.
    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  14 июля, 17:38
    Всё хорошо в МЕРУ.
    Но только где эта мера?

    Не ставит ли организм сам для себя меру. И любое превышение — это нарушение меры. При постоянном влиянии которая ведет к перестройке всего организма под этот фактор как новой меры.
    Но эта перестройка может сопровождаться и отсутствием мозга у новорожденного.

    И правда.
    Зачем алкоголику мозг?

    :-)

    ОтветитьНравится
  • Ильшат Тагиев  14 июля, 17:49
    Владимир Королёв,

    А разве чрезмерное раздражение не ведет к невостановимому без следов разрушению?

    Внутренние нормы, дозы, организма ведут к нормальному раздражению — разрушению в пределах востановимости, а востановление сопровождается престройкой, «перезаписью новой информации», если это требуется.
    Разве не так?

    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  14 июля, 19:04
    Если рецепторы то и дело напрягаются без устали то возможно это приведет к их разрушению, а может и к блокированию, но человек чисто физически не сможет постоянно нагружать рецепторы. Хотя бы потому что курить во сне не сможет, или не хватит денег на каннабиоиды. Или курить надоест. Это мышам могут любую дозу вколоть. Человека не смогут заставить выкурить ведро. В таких случаях наблюдают за жителями Ямайки например. Читал что ничего серьезного у них не обнаружено, а вот у каждого третьего юноши в нашей стране первая стадия алкоголизма. И это легально.
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  15 июля, 01:09
    Антон, а вы не думали, что порой сами говорите ересь? Я вас не обвиняю, просто если уж вы такие «тактичные» выпады делаете, то хоть обосновывайте.
    ОтветитьНравится
  • Антон Кузнецов  15 июля, 10:32
    Да, Илья, я погорячился, прошу прощения, просто был обескуражен. Ильшат сильно ошибается, приравнивая опьянение от каннабиоидов к алкогольному. Физика и биохимия процессов очень разные. Онемение и отмирание участков мозга в случае алкогольного опьянения никак нельзя ассоциировать с естественным воздействием каннабиоидов на рецепторы. Опять же, что за «стирание информации»? Почему разговор так круто сведен к вреду от передозировки? Почему отрицается понятие меры? Каждый употребляющий алкоголь — алкоголик?
    ОтветитьНравится
  • Антон Кузнецов  15 июля, 10:52
    Ильшат, «раздражение» и «разрушение» — процессы принципиально разные, не связанные, и смешивать их нельзя. «Перестройка» и «перезапись информации» — процессы тождественные только в определенных случаях. Ваши обобщения напоминают рассуждения древнегреческих философов, наука с тех времен стала несколько разошлась с филосьфией, стала глубже и точнее в терминологии.
    ОтветитьНравится
  • это друг Лалетина и Кушелева, апологеты созерцательного подхода, не обращайте внимания :)
    ОтветитьНравится
  • Алексей Заикин  16 июля, 23:52
    Раз уж народ так активно обсуждал вред/пользу приема каннабийодов растительного происхождения, поделюсь своими рассуждениями. Можно посмотреть на аналогичные процессы в организме. При регулярном приеме избыточного количество углеводов рано или поздно развивается резистентность к инсулину, организм перестает нормально усваивать глюкозу из крови. В итоге — сахарный диабет второго типа. Аналогично регулярное бомбардирование организма каннабиойдами из внешних источников может спровоцировать резистентность к ним, а заодно и к эндогенным канабиойдам, вот тогда вполне реально получить результат, подобный результату, полученному исследователями в обсуждаемом материале.
    ОтветитьНравится
  • Максим Рудый  18 июля, 03:05
    Соглашусь с мыслю что приученные рецепторы к экзоканнабиноидам, перестанут реагировать на эндо-
    К тому же любой внешний наркотик влияет на выработку дофамина, например естественно чувствовать эйфорию эндонаркотиков в некоторых исключительных ситуациях, что является сильным фактором мотивации к действиям, экзонаркотики сводят этот эффект на нет.

    Название статьи не соответствует действительности, а даже противоположно ей, не нужно было бы хотя бы куст конопли рисовать) реклама в чистом виде))

    Из Вики:
    Гиппокамп, который вовлечен в формирование памяти, также содержит много каннабиноидных рецепторов. Возможно, марихуана активизирует каннабиноидные рецепторы в гиппокампе и влияет на память понижением активности нейронов этой области. Влияние марихуаны на долговременную память менее изучено, но пока человек находится под воздействием марихуаны, краткосрочная память подвергается риску. Исследования показали, что постоянный прием ТГК может навсегда повредить гиппокамп у крыс, из чего можно предположить, что марихуана может привести к перманентному ухудшению памяти. Возможно форсированное забывание ранее изученного материала — например курса школьной программы за несколько месяцев употребления конопли.

    ОтветитьНравится