Японские улитки пережили переваривание птицами

В дикой природе птицы и улитки, ставшие предметом исследования, встречаются на островах Огасавара (фото BBC News).

Иногда хищники вовсе не вредят, а наоборот, помогают животным расширять ареал своего обитания. Во всяком случае, это верно для улиток, обитающих на островах Японии.

Синитиро Вада (Shinichiro Wada) и его коллеги из университета Тохоку (Tohoku University) изучали рацион японской белоглазки (Zosterops japonicus) и рыжеухого бюльбюля (Hypsipetes amaurotis), обитающих на острове Хахадзима. Однажды они скормили двум видам птах 174 особи земляных улиток Tornatellides boeningi.

Позже учёные выяснили, что 14,3% и 16,4% улиток соответственно вернулись из путешествия по внутренностям пернатых живыми. Мало того, одна особь даже разродилась потомством, после того как должна была быть переварена заживо.

Данный вид улиток отличается от собратьев малыми размерами – средняя длина раковины не превышает 2,5 миллиметра. Японцы полагают, что это стало ключевым фактором выживания в кишках птиц. Предыдущим улиткам, которых биологи скармливали птицам, повезло гораздо меньше – их раковины были сильно повреждены, а сами они погибли.

Впрочем, в статье, вышедшей в Journal of Biogeography, авторы отмечают: чтобы установить истинную причину живучести T. boeningi нужны дополнительные исследования.

Что касается выгоды такого «путешествия», то учёные отмечают, что улитки не просто спасаются, но и благодаря птицам получают возможность заселить новые территории.

Птахам (на снимке Z. japonicus) тоже польза, ведь 85% съеденной пищи всё же было переварено (фото University of Hawaii).

Похожим способом птицы и даже рыбы распространяют семена. Последним от пребывания в пищеварительном тракте одна польза – обратно в окружающую среду они возвращаются с «приданным», которое работает как удобрение.

Кенийцы защитились от слонов пчелиными оградами