Земной разведчик прибыл к тяжелейшему астероиду

Космический аппарат Dawn станет первым, последовательно вышедшим на орбиту вокруг двух разных объектов за пределами Земли (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Мы наблюдаем последние километры и последние часы после почти четырёх лет пути. 16 июля 2011 года в 9:00 по московскому времени космический аппарат Dawn станет искусственным спутником большого астероида. Астрономам не терпится заглянуть в прошлое Солнечной системы.

Внимание учёных приковано к Весте — самому массивному астероиду главного пояса и второму по размеру (после Паллады).

Стартовавший в 2007 году американский зонд Dawn наконец-то достиг своей цели. Приборы на борту зонда уже включены, хотя официально сбор научных данных начнётся лишь в августе.

Этот снимок Весты зонд Dawn получил 9 июля 2011 года с расстояния в 41 тысячу километров. Размеры астероида составляют 578 х 560 х 458 км, ему не хватило совсем немного, чтобы скруглиться под действием собственной тяжести (фото NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA).

Используя свои ионные двигатели, развивающие хотя и очень маленькую тягу (десятки миллиньютонов), но в течение многих дней и часов, Dawn ныне аккуратно подстраивает свою орбиту, чтобы оказаться захваченым слабой гравитацией астероида.

Когда межпланетный зонд выйдет на орбиту вокруг Весты, между ними будет насчитываться 16 тысяч километров. В этот момент корабль и астероид будут находиться приблизительно в 188 миллионах километрах от Земли.

Менеджер проекта Роберт Мейс (Robert Mase) говорит: «Наши последние тесты и проверки показывают, что Dawn движется точно на цель и работает в обычном режиме». А раз так, стоит ждать успешного выполнения плана: для различных этапов исследований высота орбиты «Рассвета» будет постепенно снижена.

Dawn во время подготовки к старту. Длина аппарата составляет около двух метров, размах солнечных батарей в открытом положении — 19,7 м. Вес зонда при старте был 1,2 тонны, но из них 425 кг приходилось на ксенон для ионных движков и 46 кг — на гидразин для обычных ракетных.

Для проведения научных измерений на борту зонда имеются три основных прибора: две идентичные камеры (дублирующие друг друга для надёжности) с семью цветными фильтрами, гамма и нейтронный детектор, а также картографический спектрометр видимого и ИК-диапазона, который фиксирует интенсивность излучения отдельно по более чем 400 длинам волн. Кроме того, прецизионное измерение гравитационного поля астероида будет проведено при помощи слежения за тонкими вариациями в сигнале радиопередатчика космического аппарата, дополненного данными с оптической навигационной системы (фото NASA).

Первоначальная разведка должна вестись с высоты 2700 километров в течение 20 дней. Аппарат получит множество цветных снимков Весты в различных диапазонах длин волн. По чёткости снимки эти должны многократно превосходить те кадры, что можно получить с Земли или при помощи орбитального телескопа Hubble. Будет задействован картографический спектрометр, который поможет узнать минеральный состав небесного тела.

Затем высоту полёта снизят до 680 километров. В этой части миссии (длительностью 30 дней) Dawn сможет получать стереоснимки астероида, по которым будет составлена точная карта его высот. Также будет детально изучена тепловая эмиссия Весты.

Далее земной разведчик медленно снизится и вовсе до 180-200 километров. Здесь он сможет поймать продукты, возникающие при ударе космических лучей в поверхность астероида, а ещё — прозондировать его внутреннюю структуру. На этой орбите зонд проведёт 70 дней. (Кстати, на таком расстоянии зонд будет завершать один круг около Весты за 4 часа.)

По мере обратного раскручивания спирали вокруг Весты Dawn также будет делать промежуточные «остановки» для новых наблюдений. Тут важно, что в конце миссии солнечные лучи будут падать на поверхность астероида под иным углом, нежели вначале, так что исследователи смогут выявить на Весте новые топографические детали.

Старт зонда Dawn 27 сентября 2007 года. В небо его поднимала ракета Delta II. Полная стоимость проекта составит $466 млн, включая постройку и запуск аппарата, управление им и предстоящий анализ научных данных. Плановое завершение миссии — июль 2015 года (фото NASA/Sandra Joseph & Rafael Hernandez).

Чтобы понять важность нынешней миссии, достаточно вспомнить, что три крупнейших тела в поясе астероидов — Весту, Палладу и карликовую планету Цереру — специалисты считают несостоявшимися планетами, которые в период формирования Солнечной системы не успели собрать достаточно пыли, газа и скальных обломков.

Однако, в отличие от объектов меньшего размера, в данной примечательной тройке успел в той или иной степени пройти процесс дифференциации слоёв.

Сравнительные размеры Луны, Плутона, Цереры, Весты, Матильды и Лютеции. Мимо двух последних астероидов в прошлом пролетали межпланетные станции (иллюстрация NASA).

Самое лёгкое из трёх тел — Паллада — оказалось заморожено на наиболее ранней стадии планетной эволюции, его ядро если и возникло, то едва-едва успело сформироваться.

У Цереры имеются каменное ядро и ледяная мантия. Вообще там наблюдаются интересные условия, некоторые учёные даже осторожно предполагают, что на Церере могли идти предбиотические процессы.

Наконец, у героини сегодняшнего дня Весты железо-никелевое ядро и каменная мантия. Причём здесь зафиксировано большое разнообразие минералов. О них учёные пока судят по метеоритам и малым астероидам, некогда отколовшимся от Весты при ударе другого космического тела (от того катаклизма в южном полушарии астероида остался гигантский кратер).

Учёные полагают, что немало метеоритов, найденных на Земле, происходят от Весты. На снимке — один из таких гостинцев (фото NASA/JPL-Caltech).

Всё это делает Весту одним из самых любопытных для изучения объектов, способных многое рассказать о ранней истории Солнечной системы. И с той же целью через год аппарат Dawn направят к следующему пункту назначения.

В июле 2012 года зонд снимется с якоря около Весты и полетит к Церере. К ней зонд должен прибыть в феврале 2015 года.

NASA решило привезти на Землю кусочки астероида

26 мая 2011

Инженеры NASA построили астероид под водой

18 мая 2011

Найден астероид со стабильной орбитой-подковой

7 апреля 2011

Миссия по добыче частиц с астероида признана успешной

16 ноября 2010

Учёные предсказали последствия падения астероида в океан

13 октября 2010
  • Скорее всего на расстоянии в 16 тысяч км. гравитация астероида будет слабовата для удержания корабля на орбите. Придется подлетать поближе, либо зонд пролетит мимо.
  • Леонид Попов  15 июля, 17:58
    Скорее всего, или вы считали? :) И что такое — слабовата? Вы в курсе, что тут всё зависит от относительной скорости зонда (по отношению к астероиду)? При правильной скорости и гравитационное приятжение в граммы позволит аппарату остаться на круговой орбите.
  • Дмитрий Степанов  15 июля, 20:25
    Согласен с автором, ничего рядом с орбиты его не унесет
  • Баллистики рассчитывают силу гравитации космических объектов исходя из расчета их массы, массу рассчитывают по размеру и удельной земной плотности. Так вот именно такой расчет будет ошибочным по отношению к астероидам потому что земля имеет внутри ЧД, и все планеты и звезды так же ее имеют, а вот астероиды нет. Даже их неправильная, не шаровая форма говорит об отсутствии внутренней ЧД, которая непременно придала бы форму правильного шара в процессе образования. Конечно есть вероятность, что из всех обломков планеты, окажется один с ЧД в своем теле, но думаю что не в этом случае.
    Потому я и сомневаюсь, что расчетное расстояние обеспечит захват станции на орбиту.
  • Александр Косов  15 июля, 19:39
    ну вот и проверим выше сказанное , притянется ли он к весте или нет и есть ли в ней черная дыра =))))))
  • Леонид Попов  15 июля, 20:07
    «массу рассчитывают по размеру и удельной земной плотности»

нет, не так

• Алексей Назьмов  15 июля, 21:37
    Наша планета не шар, а эллипсоид.
    Но вы говорили что в Земле есть ЧД.
    facepalm.
  • Алексей Назьмов  15 июля, 21:39
    Лалетин, напишите что мы ошибаемся и Земля на самом деле имеет форму идеального шара.
  • Юрий Новиков  15 июля, 22:14
    А почему «Черная Дыра» а не «Нейтронный Карлик»? Давно известно, на засекречено" в нутри планет земной группы нейтронные карлики, а в Юпитере Черная дыра. В звездах белые дыры, Вот теперь щас узнают что в Астероидах. ;)
  • Максим Резенов  18 июля, 09:49
    Интересно а чем подтверждается теория что внутри планет ЧД?
  • Владимир Королёв  19 июля, 11:03
    В астероидах кварковые лилипуты.
  • Владимир Королёв  19 июля, 11:04
    Диагнозом ФГМ у Лалетина.
  • Неужели г-н Лалетин считает, что у американцев в этом проекте заняты недоучки, которые запулили зонд просто «на глазок», а там как карта ляжет? Наверное, соответствующие расчеты все-таки делали, не вчера же родились.
  • Алексей Назьмов  15 июля, 21:35
    Он считает что все кроме него — идиоты.
  • Алексей Назьмов  15 июля, 21:24
    Надеюсь они обнаружат какие-нибудь микроорганизмы)
  • Алексей Назьмов  15 июля, 21:24
    Хотя вероятность крайне мала, конечно:(
  • Про астероид с ЧД в своем теле, это конечно глупость, тут я не додумал. Это просто невозможно, ЧД будет поглощать вещество, то есть будет мощное выделение энергии, которое непременно было бы заметно, да и объединение остальных обломков эта ЧД быстренько бы организовала.. Так что нет конечно же ни в каких астероидах присутствия ЧД.
    Массу конечно считают и по влиянию на орбиты и по параметрам самой орбиты, но все это имеет ту же самую переоценку гравитационных возможностей вещества. То, что гравитация порождается в основном ЧД, а окружающим ее веществом в этих расчетах можно вообще пренебрегать, никогда никто не учитывал. И тем более никто не учитывал ослабление гравитации собственным излучением ЧД, когда на ее поверхности происходит очень мощный процесс разрушения вещества. Именно такое излучение объясняет очень многие обнаруженные факты гравитационных аномалий.
  • Василий Коровин  16 июля, 00:03
    Александр, не смейте так легко сдаваться. Эти догматики ещё на коленях к вам приползут, когда Харри Стэмпер добудет из сердцевины этого астероида чёрную дыру.
  • Владимир Королёв  19 июля, 14:28
    О! Лалетин согласился со своей ошибкой впервые. Господа, я вас всех поздравляю с этим событием. Может это начало нового Лалетина?
  • ...и сбросит эту черную дыру на бусурмана Каддафи...
  • Андрей Мезенов  16 июля, 04:27
    меня вот удивляет одно, почему одни тела превращаются в планеты, а другие так и отсаются астероидами, например Мимас и Энцелад стали малыми планетами-спутниками Сатурна, а так же Миранда (Уран), а Веста и Паллада нет, хотя Мимас и Миранда по объёму походу уступают последним. Видимо не всё так просто в космосе этом.
  • Кто успел тот и съел. Тело которое смогло набрать массу из протопланетного облака станет планетой. А кто не успел так и останутся кусками слипшейся пыли. Что кстати наглядно проглядывается в структуре метеоритов.
  • Александр Вихров  17 июля, 20:49
    Там, в астероидном облаке еще куча несобранной в планету массы.
    А метеориты разные есть, включая прошедшие дифференциацию недр, причем из ядра, железо-никелевые.
  • А чем вас не устраивает версия, что только присутствие ЧД в центре определяет сущность планеты или звезды. Разве это не дает вам ответа на ваш вопрос, почему не все обломки способны стать планетой?
  • Андрей Кулагин  18 июля, 14:16
    А что удерживает черную дыру от соблазна сожрать планету ?
    И на какой стадии среди обломков появляется черная дыра?
  • Андрей Кошкин  16 июля, 11:51
    Очень похож на планету маленького принца )
  • Мария Лопарева  16 июля, 13:07
    Не, на планету Маленького принца больше похож Ио — там ведь вулканы))
  • Александр Гэдзь  16 июля, 12:43
    А почему Веста не круглая, очень даже.
    Просто горы выпирают при таких размерах.
    Значит тоже планета.
    Она совсем не похожа на «булыжник».
  • Андрей Мезенов  16 июля, 15:50
    это кажется только, потому что камера с 1 стороны смотрит, на самом деле он имеет приплюснутую форму как картошка, если он бы имел сферическую форму или очень близкую к ней, то согласно новым правилам о карликовых планетах он мог бы быть туда отнесён.
  • Александр Гэдзь  16 июля, 20:51
    А с другой стороны мы её ещё не видели!
    А вдруг...
  • Непонятно, зачем вообще тратить деньги на полеты к асттероидам и кометам? Мало всякого космического мусора падает в виде метеоритов? учше бы Луну или Марс осваивали. Больше толку бы было. Или марсиан боятся? :-)
  • Андрей Мезенов  17 июля, 06:23
    Дело в том, что это не совсем астероиды, их иногда называют учёные между собой — планетоиды — то есть неудавшиеся планеты, то есть у их возможно есть не до конца сфоримировашееся ядро и мания, сложный состав, частичная дифференциация слоёв. Поэтому они и вызывают больший интерес, чем например обычный мелкий астероид. Если б такой упал на Землю, тогда я бы не позавидовал Земле.
  • Моше Кривицкий  17 июля, 11:47
    Поддерживаю. И даже на Марс пока не надо. Луна — это да! Лучше ещё спецов за эти бабки перетащить в лунную программу — глядишь и раньше полетели бы. Все силы на одной вещи, а потом на другой.
    Если подошёл к вам хулиган, его надо пальчиком по ушку, другим по другому, или всё таки нормально дать пару раз со всей силой?
    А может секретную базу инопланетосов ишчут? Так они замаскированы — ни фига не выйдет:))
  • Александр Вихров  17 июля, 20:50
    А что на Луне неизвестного?
  • На Луне обнаружены защитные силовые купола
    28.09 11:27 MIGnews.com

Ученые обнаружили новый тип взаимодействия солнечного ветра с безвоздушными небесными телами. Оказалось, что магнитные аномалии, расположенные в основном на обратной стороне Луны, сильно отклоняют солнечный ветер и защищают некоторые участки спутника от губительного излучения.
    Первым шагом к познанию мира является понимание, что неведомого несоизмеримо больше того что тебе известно. Судя по вашему вопросу, вы не сделали еще даже первого шага.

• Моше Кривицкий  17 июля, 23:19
    Почти всё. Например сколько и какие полезные ископаемые и есть ли ваще вода. Радары конечно хорошо, реголиты тоже но по моему пока не пощупали лёд хотя бы роботами — говорить что-то рано.
  • Ольга Добрая  18 июля, 09:51
    воду на луне уже обнаружили. Недавно только в новостях об этом говорили.
  • Леонид Попов  18 июля, 19:35
    «Первым шагом к познанию мира является понимание, что неведомого несоизмеримо больше того что тебе известно».
    Это точно, но зачем так нападать?
    И потом, заметку MIGnews вы привели какую-то протухшую. Об упомянутом в ней открытии мы написали в апреле 2010 года. :)
  • Александр Вихров  18 июля, 20:23
    И какой интерес в этих полезных ископаемых? Их разработка настолько сложна, что дешевле везти всё готовое с Земли.
    С экономической точки зрения Луна интереса не представляет.
    Максимум — богатеньких туристов возить, но они быстро насытятся этим развлечением.
  • Моше Кривицкий  19 июля, 00:46
    Смотря какие, гелий 3 например. Опять же телескоп хотят крутой забацать. Да и просто окопаться для дальнейших рывков в дальний космос. И насчёт насытится, не думаю — сколько разных атракционов можно сварганить! Глаза разбегутся.
  • Моше Кривицкий  19 июля, 01:05
    Насколько я знаю — предполагают. На Винни похоже — луч радара отразился так же как на земле ото льда, значит там лёд? По моему так! А зачем на свете лёд? Для того чтобы я его ел, по моему так...
    Бумкнули об луну несчастный спутник — тоже не очень убедительно. Короче роботы приедут, покопают — тогда и посмотрим, по моему так :)
  • Моше Кривицкий  19 июля, 01:06
    Это я ответил:
    «Ольга Фокина 18 июля, 09:51
    воду на луне уже обнаружили. Недавно только в новостях об этом говорили.»
  • Ольга Добрая  19 июля, 09:27
    ну да, согласна. Новости по тв — это не приоритетный источник. Но об отраженном радаре там не было ни слова. Там говорилось о том, что зонд LCROSS, который врезался в кратер Кабеус рядом с Южным Полюсом Луны, поднял облако лунной пыли. Пыль удалось снять на камеру и проанализировать на наличие воды с помощью спектрального анализа. Учёные сравнили известные данные об излучении, которое даёт вода и другие материалы, в инфракрасном спектре с теми, что были собраны зондом, и нашли совпадение. Дополнительным подтверждением было последующее выделение гидроксильного остатка, известного продукта разложения воды под воздействием УФ лучей.
  • Ольга Добрая  19 июля, 09:37
    а потом приводилось еще несколько доказательств воды на луне...
  • Александр Вихров  19 июля, 10:08
    Гелий-3 еще негде использовать и неизвестно будут ли.
  • Александр Вихров  19 июля, 10:10
    Только её так мало, что возможность использования крайне сомнительна.
  • Леонид Попов  19 июля, 10:17
    Моше, аналогия с Винни несколько натянута. Вода на Луне — это не одно, а целая серия открытий, сделанных разными аппаратами разными методами и дополняющие друг друга. www.membrana.ru/particles/tag/898
  • Моше Кривицкий  19 июля, 12:26
    Энтони Колапрете говорит: «Нет другого разумного сочетания иных соединений, которые бы соответствовали результатам наблюдений». Учёные часто так говорят и часто обламываются — а вдруг есть? Условия то совсем другие чем на земле.
    Я чего? Я ничего — пусть будет водичка! Но помоему это всё косвенные доказательства. А надо вещь док. Вот роботы покапают и посмотрим.
    А вот если бы потерпели РАССВЕТовци со своим спутником — покопать можно было бы быстрее.
  • Моше Кривицкий  17 июля, 12:00
    Посмотрел я ролик — на второй минуте по моему они чего-то напутали. Что бы перейти на низкую орбиту — надо притормозить а хвостик выхлопа у него сзади тянется то есть разгоняется? Может позвонить чтоб исправили или так и надо?
  • Илья Тевет  17 июля, 23:16
    +1 Моше. Беда с выхлопом :)
  • Ольга Добрая  19 июля, 09:40
    сколько по времени до луны лететь?
  • Артур Фролов  19 июля, 09:44
    Ну если не опоздаете на электричку.... то где-то полгода.
  • Ольга Добрая  19 июля, 09:52
    полгода до луны? вы не путаете? Хотите сказать что американцы полгода летели? :-)
  • Артур Фролов  19 июля, 09:53
    посчитайте сами. электричка 1 шт. максимальная скорость 100 км/ч...
  • Ольга Добрая  19 июля, 10:00
    причем тут электричка. Я вчера посмотрела типа «хроники» Первый на луне. Напоминает Ведьму из блер. Там многие вещи противоречат друг другу. Типа есть пленка и другие документы, подтверждающие, что в 38 году был полет на луну. И не буду вдаваться в подробности, с момента старта и падения челнока с пилотом, прошла неделя. Вот и хочется знать хватит ли недели чтобы долететь до луны, там приземлится и вернуться назад.
  • Ольга Добрая  19 июля, 10:24
    уже нашла...не хватит. :-) режиссер ошибся. Американцам понадобилось чуть больше 8 дней.
  • Артур Фролов  19 июля, 10:29
    это смотря по какой траектории лететь и сколько времени «гулять» по луне.
  • Леонид Попов  19 июля, 10:36
    Ольга, прошу вас не забивайте себе голову всякой ахинеей. Документы подтверждающие «про 38 год» — розыгрыш, фантазия режиссёра.
    Что до продолжительности полёта: первая экспедиция с высадкой человека на Луне en.wikipedia.org/wiki/Apollo_11
    Старт с Земли — 16 июля 1969 г; высадка на Луне — 20 июля, пребывание непосредственно на Луне — около одних суток, посадка на Земле — 24 июля. То есть на всё про всё — 8 дней.
  • Леонид Попов  19 июля, 11:00
    То есть в неделю с трудом, но всё же можно уложиться, но это нисколько не доказывает правдивость истории про секретный полёт. :-)
  • Ольга Добрая  19 июля, 14:46
    а кто сказал что это правдивая история? :-) Просто любопытно.
  • Владимир Королёв  19 июля, 14:52
    Ольга, а мы то поверили, что Вы поверили. Тут у нас форум очень доверчивых людей.
  • Александр Буховецкий  29 сентября, 13:35