Автор частного космоплана создал летающий автомобиль

В этой странной машине имеется два места — водителя и пилота, и каждый по очереди играет роль пассажира (фото Scaled Composites).

Последний проект известного на весь мир авиаконструктора вызывает немало вопросов. Слишком нетрадиционно новатор подошёл к выбору общей схемы машины, её силовой установки, принципов управления. С другой стороны, выходившие из-под руки этого мастера аппараты всегда были из ряда вон.

Американская компания Scaled Composites специально для издания Aviation Week рассекретила самолёт, спроектированный и построенный при непосредственном участии своего основателя и бессменного лидера Бёрта Рутана (Burt Rutan).

В апреле 2011 года Бёрт официально ушёл в отставку, хотя по-прежнему держит руку на пульсе взращённой фирмы. За свою долгую карьеру американский авиаконструктор создал множество необычных летательных аппаратов, многие из которых устанавливали в небе различные мировые рекорды. В частности, Рутан прославился как автор первого в мире частного космоплана SpaceShipOne и самолёта GlobalFlyer, обогнувшего Землю без посадки больше одного раза.

Одна из последних работ Бёрта – парадоксальный пилотируемый беспилотник. А вот самая последняя — Model 367 BiPod, работа над которой даже и не завершена.

Первый сверхкороткий полёт свежее творение Scaled выполнило на аэродроме в пустыне Мохаве (фото Scaled Composites).

BiPod — это самолёт-трансформер, приспособленный для езды по обычным дорогам. В конечном виде он должен представлять собой аппарат с двумя фюзеляжами (в каждом кабина на одного), крыльями, которые легко демонтируются и складываются в просвете между двумя корпусами, а ещё — гибридной системой привода.

В каждом фюзеляже конструкторы предусмотрели по 450-кубовому ДВС, вращающему электрический генератор (пока этих узлов в машине ещё нет). В носу аппарата разместились мощные литиевые аккумуляторы, а в хвостовой части каждого корпуса стоят 15-киловаттные электромоторы, приводящие задние колёса. Управляемые колёса — передние, как у обычного автомобиля.

Размах крыльев «Модели 367» равен 9,7 метра. Когда они убраны, ширина аппарата составляет 2,4 м (иллюстрации Scaled Composites).

В полёте двухкорпусный аппарат должны толкать воздушные винты, раскручиваемые собственными электромоторами. Винтов задумано четыре: два на крыльях и пара на заднем горизонтальном стабилизаторе, связывающем фюзеляжи. Мощность каждого из четырёх моторов для пропеллеров — по 15 кВт.

Эту «воздушную» часть силовой установки на прототипе тоже не смонтировали. Тем не менее BiPod уже отрывался от земли. 30 марта 2011 года он совершил несколько коротких прыжков, разогнавшись по взлётной полосе аэродрома за счёт своей автомобильной системы привода.

Для коротких прыжков по бетонке BiPod раскручивал ведущие колёса, причём только за счёт энергии, сохранённой в аккумуляторах (фото Scaled Composites).

Забавно, что в этой летающей машине управление в автомобильном и самолётном режимах разведено по двум кабинам. В левом кокпите можно увидеть рулевое колесо, а в правом — авиационные рукоятки.

Получается, что для бесшовного передвижения такого аппарата с шоссе на взлётную дорожку аэродрома (и обратно с посадочной полосы на улицы) необходимо, чтобы один из обитателей диковинки выполнял функцию водителя, а второй — пилота.

Если же владелец летающего чуда обладает и «сухопутными» правами, и лицензией на управление лёгкими самолётами, то ему с его пассажиром придётся по приезду на аэродром меняться местами. Наверное, это не очень удобное решение. Зато конструкция легка, относительно проста, обладает небольшим лобовым сопротивлением и по-своему красива.

Команда создателей «байпода». Рутан — четвёртый слева (фото Scaled Composites).

В небе BiPod должен развивать до 322 км/ч, а расчётная дальность полёта его равна 1220 км при скорости 160 км/ч. В амплуа автомобиля скорость BiPod названа «достаточной для автострады». Запас хода на одном баке бензина — 1320 км, а на одних батареях — 56 км.

Постройка «байпода» потребовала всего четыре месяца, после того как появились эскизы машины. Рутан сам подгонял всех участников проекта, поскольку хотел увидеть «двухстручковый» летающий автомобиль (или ездящий самолёт) в деле непременно до своей отставки.

С учётом даты первого полёта можно сказать, что план Бёрта удался. Ради этой цели некоторые сотрудники компании в добровольном порядке отказались от выходных, да и сам Рутан, по словам президента компании Дуга Шейна (Doug Shane), подавал молодым инженерам заразительный пример, оставаясь в мастерских до поздней ночи.

Последний проект Рутана приветствует пара его прежних творений (фото Scaled Composites).

Нужно также отметить, что обнародовать BiPod фирма Scaled Composites решила для зондирования мнения публики. Если новинка окажется востребованной, компания подумает о её доведении до серийного образца.

Вероятно, к такому шагу спецов из Scaled подтолкнуло продвижение соперничающего изделия от компании Terrafugia — летающего автомобиля Transition. Его создатели на днях уладили все юридические формальности, необходимые для легального выхода трансформируемого аппарата и на автотрассы, и на взлётные полосы.

Любопытно, что первоначально проект за номером 367 начинался просто как тестовая платформа для испытания гибридного бензоэлектрического привода самолётов, но затем Рутан скорректировал курс, превратив BiPod в летающий автомобиль (фото Scaled Composites).

Трудно сказать, ждёт ли странный во многих отношениях финальный проект Рутана рыночный успех. Практически все крылатые машины, созданные этим знаменитым инженером, никогда не становились массовым продуктом. Но зато они вписали важные страницы в историю авиации.

В ролике ниже, помимо BiPod, можно увидеть множество самолётов, построенных Рутаном почти за полвека работы на этой ниве.



Американцы построят сверхскоростной боевой вертолёт

18 июля 2011

Власти США дали добро первому летающему автомобилю

8 июля 2011

Летающие автомобили накатили новой волной

4 июля 2011

Водный летающий ранец поступил в продажу

11 мая 2011

Финны построили гидросамолёт весом 70 килограммов

18 апреля 2011
  • Думаю, не взлетит. В коммерческом смысле.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Новиков  19 июля, 20:21
    По своим характеристикам (в первую очередь летным) этот аппарат Рутана будет, наверняка серьезно превосходить Транзишн — Бипод действительно похож на продуманное универсальное транспортное средство для серьезных перелетов...

    у Транзишн, главное, это компактность и удобство хранения в доме, расположенном близко от базового аэродрома. серьезно на нем разъезжать по дорогам, а потом летать — я б не рискнул... конечно, находится рядом в одной кабине приятнее и можно проводить обучение пилота, если управление спаренное. но Транзишн скорее для развлечения, а у Рутана аппарат уже серьезней.

    ОтветитьНравится
  • Леонид Бабурин  20 июля, 09:34
    А летающую тарелку ( vkontakte.ru/id3962650?z=photo3962650_265387974%2Fphotos3962650) — слабо?!
    ОтветитьНравится
  • Александр Шаиров  20 июля, 09:51
    Сергей, я бы с Вами поспорил, ибо лётные и ездовые характеристики у них ~одинаковы, а вот удобство трансформации явно на стороне транзишн.
    Я считал, что такие аппараты созданы, чтоб не привязываться к аэродрому, выехал на пустую дорогу, взлетел, полетел по прямой до цели(или кругами над своим ранчо) и приземлился где тебе угодно. Иначе в чем смысл? ездить на работу в таком никто не будет, летать ещё может быть. да и на каких дорогах можно ездить в ТС без габаритных огней и прочей светотехники(это я про бипод)? надеюсь там хотя бы связь с соседней кабиной сделают, чтоб было не совсем скучно путешествовать.

    На самом деле реализация бипода смешна: приехал как на авто на аэродром, нужно пересесть в другую кабину, а раз всё равно выходишь, то заодно и крылья вытащи и прицепи, эту процедуру одному явно неудобно будет выполнить — крыло то не просто длинное по середине ещё и 15кВт мотор с пропеллерами... пока Вы соберёте свой кит набор я на транзишн уже буду пить чай с блинами у тёщи за 200 км.

    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  20 июля, 10:01
    В целом вы правы. Только нужно отметить, что «бипод» — пока ещё «поисковый» проект, развивающийся, в отличие от почти уже серийного «Транзишн». Автомобильной светотехникой в «Скайлед» просто не заморачивались, пока.
    Что до складывания крыльев — я думаю, или авторы придут в результате к автоматике, или заявят, что так (вручную) хотя менее удобно, но зато намного надёжнее и, что немаловажно, дешевле.
    ОтветитьНравится
  • Александр Шаиров  20 июля, 10:15
    Дешевле да, но надёжнее... Вы имеете ввиду, что это цельная конструкция?
    ОтветитьНравится
  • Сергей Новиков  20 июля, 10:26
    Александр Шаиров 20 июля, 09:51 : «Сергей, я бы с Вами поспорил, ибо лётные и ездовые характеристики»

    да, Вы обратите внимание на компоновку, расположение крыльев, удлинение, да просто на характеристики дальности — у Бипода в 1.5 дальность больше! ЛТХ у Бипода явно много выше. на Биподе действительно реально взлететь и сеть на поле (ровное, но поле!) а Транзишн — только аэродромные взлет/посадка и ТОЛЬКО при хорошей погоде, с минимальным боковым ветром. Низкоплан здесь явно проигрывает среднеплану для взлетов/посадок с неподготовленных площадок. ну, и механика складывающихся крыльев — вряд ли добавляет надежности конструкции — цельное крыло явно надежнее!

    так что, где Вы там будете с тещей чай с блины пить — не знаю)))- аэродром сначала с полосой метров в 600-700 нужно будет у тещи сделать сделать или добираться к ней из ближайшего аэропорта.. )) Вы вообще сами-то летали, когда-нить, когда так рассуждаете? ;)

    ОтветитьНравится
  • Сергей Новиков  20 июля, 13:26
    одна вынужденная посадка Транзишн на поле и нужно будет серьезно ремонтировать или даже менять крыло :( а на любительской технике вынужденные/непредвиденные посадки — дело обычное.. цельная конструкция при любительском обслуживании — всегда много надежней.
    ОтветитьНравится
  • Александр Шаиров  20 июля, 16:16
    признаюсь, летал только в отпуска на больших самолётах.
    а вот про «цельное крыло явно надежнее» Вы наверное забыли, что это крыло вам собственноручно нужно прикручивать... + если мне не изменяет память на авианосцах имеются боевые самолёты со складными крыльями и не ломаются.
    ОтветитьНравится
  • Александр Шаиров  20 июля, 16:19
    собственно из того что его нужно прикручивать, вытекает, что оно не цельное — не одна надёжно сваренная на заводе конструкция, т.е. такое же составное, разве что меньше суставов.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Новиков  20 июля, 17:34
    не надо сравнивать боевой самолет и его профессиональное обслуживание с любительской техникой! там и узлы спроектированы надежнее и обслуживание соответствующее.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Новиков  20 июля, 17:40
    Александр Шаиров 20 июля, 16:19 : «собственно из того что его нужно прикручивать, вытекает»

    вот из этого вытекает, что Вы летали лишь пассажиром))))) у многих легких самолетов и планеров крылья отстыковываются, а чтобы их закрепить в посадочном месте достаточно вставить и зафиксировать всего один палец. ;) в общем, вдвоем это сделать несложно. любительская техника с таким образом складывающимся и так низко расположенным крылом, как у Транзишин — считаю ненадежной при эксплуатации непрофессионалами. одна вынужденная посадка и технику придется ремонтировать..

    ОтветитьНравится
  • Современный автомобиль должен соответствовть жёстким требованиям безопасности на дорогах.Летательный аппарат таким нормам соответствовать не может,хотя бы по соображениям вес конструкции.Так что это очередная бессмысленная конструкция
    ОтветитьНравится
  • Александр Шаиров  20 июля, 16:24
    да, да я бы посмотрел на боковой краштест этого «авто», когда среднее крыло словно гильотина половинит водителя или пилота(смотря откуда удар).
    судя по ролику у конструктора явно фетиш по двойным люлькам и асимметрии.
    ОтветитьНравится
  • Прилететь в гости на таком гибриде наверное будет оргинально-да и только.
    ОтветитьНравится
  • Насчёт фетиша — это да! Он Звёздных Войн насмотрелся, там нечто подобное тоже есть, правда без крыльев и пропеллеров, но тоже летает!
    ОтветитьНравится