Аденовирус впервые перешёл от животного к человеку

Учёные полагают, что красные прыгуны не могут быть первичными хозяевами вируса, так как 83% животных, подхвативших болезнь, погибли. При таком уровне смертности вирус просто-напросто выкосил бы всю популяцию. Для сравнения: среди людей, перенёсших какую-либо аденовирусную инфекцию, умирает примерно 18% (фото Kathy West).

Медики обнаружили, что аденовирусы тоже могут путешествовать от животного к человеку и далее к другим людям. Один такой неизвестный науке патоген, вызывающий симптомы респираторного заболевания, был обнаружен в 2009 году. Что тогда произошло, специалисты разобрались только сейчас.

В мае 2009 года колонию красных прыгунов (Callicebus cupreus), содержащихся в Калифорнийском исследовательском центре приматов (California National Primate Research Center), охватила эпидемия неизвестного заболевания. Всего в центре обитали 65 обезьянок, 23 заболели, позже 19 из них умерли или были усыплены.

Учёные исследовали образцы тканей, взятых у мёртвых животных, и обнаружили, что прыгунов поразил неизвестный ранее вирус. Генетические проверки показали, что перед биологами аденовирус, но его ДНК отличается от собратьев (ближайший родственник оказался похож лишь на 56%). Назвали новичка TMAdV, что расшифровывается как titi-monkey adenovirus (аденовирус красного прыгуна).

Когда же учёные попытались культивировать патоген, выяснилось, что он гораздо лучше себя чувствует в человеческих линиях клеток, нежели в обезьяньих. Исследователи опросили работников центра.

Оказалось, что одна из сотрудниц, наиболее часто контактировавшая с прыгунами, тоже подхватила это заболевание. Чуть позже учёные обнаружили, что женщина передала вирус двоим своим домочадцам, которые обезьян и в глаза не видели.

У всех людей на протяжении четырёх недель были симптомы респираторного заболевания: лихорадка, озноб, сухой кашель и чувство жжения в лёгких. Но вылечились они без специального медицинского вмешательства.

Ранее считалось, что аденовирус не может перебраться из человека в животное и обратно. Теперь же этот факт нужно будет пересмотреть, заявляют учёные в статье, вышедшей в открытом доступе в журнале PLoS Pathogens.

Скорее всего, вирус был передан от человека к обезьянам, которые затем передали его обратно человеку, сотруднице центра.

Чтобы прояснить историю происхождения вируса, исследователи собрали образцы крови всех работников и обезьян центра, а также нескольких десятков здоровых жителей США, Бразилии и Африки. (В крови людей и животных в течение долгого времени после болезни остаются специфические антитела, по которым можно определить, что существо перенесло ту или иную болезнь.)

Среди 81 человеческого образца были обнаружены два, содержащие антитела к TMAdV, также антитела были найдены в крови одной из макак-резус Калифорнийского центра.

Исследователи заключили, что вирус, вероятно, давно циркулирует среди людей, не вызывая каких-то особых всплесков заболеваемости и смертности. Учёные также считают, что человечеству вряд ли стоит опасаться пандемии TMAdV, как в случае с патогенами, переданными человеку от животных и птиц в прошлые годы.

Китайцы создали желатин из человеческих белков

15 июля 2011

Учёные испытали прототип беспроводного сердца

13 июля 2011

Японские улитки пережили переваривание птицами

13 июля 2011

Открыта роль каннабиноидных рецепторов в защите мозга от старения

13 июля 2011

Испанцы впервые провели двойную трансплантацию ног

12 июля 2011
  • Георгий Ратушный  20 июля, 02:14
    откуда взяты данные о смертности людей от этого вируса?
    вроде же сказано, что он очень новый (т.е. недавно найден) и на него вообще случайно наткнулись
  • Юлия Рудый  20 июля, 16:05
    Георгий, когда было сказано о 18%, речь шла об аденовирусах в целом. Недостаточно было подчёркнуто, изменила подпись.
  • Дмитрий Степанов  20 июля, 14:51
    ".....переданными человеку от животных и птиц в прошлые годы. " а что птицы уже не животные?
  • Юлия Рудый  20 июля, 16:10
    Согласно классификации птицы входят в понятие животные. Но мы же с Вами понимаем, что подразумевалось в данном случае? (Прежде всего, птичий и свиной гриппы.)
  • Евгений Храмцов  20 июля, 23:16
    Мы все умрем :]
  • Владимир Куприн  22 июля, 08:34
    Чем больше люди истребляют животный и растительный мир планеты, оскотиниваясь сами, тем они больше подвергаются болезням, вызванным мутирующими микроорганизмами, о существовании которых ранее и не подозревали. И это вполне естественно.