Проверено вторичное использование электромобильных батарей

Тяговый аккумулятор Chevrolet Volt в новом для себя амплуа (фото GM).

Через несколько лет работы аккумуляторы для гибридов и электромобилей теряют приличную часть ёмкости и мощности, так что нуждаются в замене. Но при этом они способны ещё много лет проработать в роли стационарных накопителей, утверждают американские инженеры.

Современные литиево-ионные батареи, такие как применяемые на Chevrolet Volt, стоят немало, порядка $10 тысяч. При этом вольтовские аккумуляторы обладают гарантией на 160 тысяч км и 8 лет — рекорд для электромобильных батарей.

И всё же свойства батареи за эти годы заметно ухудшаются. Через 8-10 лет её нужно будет менять. А что делать с ней дальше, не вполне ясно. Выбрасывать теоретически ещё работоспособный аккумулятор расточительно, но и разборка для утилизации ценных материалов — тоже стоит денег. Между тем, по оценке экспертов, такой использованный в автомобиле аккумулятор может прожить в качестве стационарного ещё лет 15!

Собранные вместе, снабжённые инвертором и сетевым фильтром 5-10 аккумуляторов от электромобиля Chevrolet Volt могут обеспечить несколько коттеджей или небольшой магазин (офис, промышленный объект) резервным питанием во время аварийных отключений на несколько часов. А 33 батареи для гибрида способны послужить буферным накопителем электричества для 50 домов и смогут питать их без поддержки сети целых четыре часа.

Блок батарей «Вольта» весит 197 кг (с каркасом и радиаторами для охлаждения) и номинально вмещает 16 кВт-ч. Но электроника, управляющая зарядом и разрядом, для продления срока службы батареи позволяет использовать только 10,4 кВт-ч. И хотя после завершения жизненного цикла на борту гибрида параметры такого аккумулятора упадут, всё же он сможет поставлять несколько киловатт мощности и запасать несколько киловатт-часов энергии (фото GM).

Такая система может заряжаться во время спада потребления энергии, а выдавать мощность во время пика. Это было бы выгодно и клиентам и энергетикам, поскольку сглаживало бы нагрузки. Кроме того, наборы снятых с машин старых батарей могли бы устранять неравномерности в выработке энергии на ветровых и солнечных электростанциях.

О стационарном применении старых аккумуляторов для электромобилей специалисты говорили давно, но вот теперь компания General Motors объявила о тесте такой системы. В кооперации с ABB Group концерн GM построил прототип установки резервного питания на базе вольтовской тяговой батареи (на снимке под заголовком).

Тесты в лаборатории показали работоспособность конструкции. Следующий шаг — построение прототипа большей ёмкости и подключение его к реальной сети и реальным потребителям.

Пабло Валенсиа (Pablo Valencia), специалист GM по аккумуляторным батареям, показывает журналистам экспериментальную установку резервного питания (фото GM).

Увы, экономическая сторона проекта пока не проработана. Должны ли автопроизводители выкупать старые батареи у владельцев электрокаров и гибридов или лучше сразу сдавать тяговые батареи в аренду, чтобы в конце гарантийного срока просто вернуть их себе для направления на «новую службу»?

Первые использованные батареи от тех же Chevrolet Volt в массовом порядке начнут появляться только через 8-10 лет. Если к тому времени стоимость новых литиевых аккумуляторов заметно упадёт, бизнес-идея возврата старых батарей будет поставлена под сомнение.

В общем, вопросов много. Но, памятуя о загрязнении планеты всевозможным мусором, замысел с новым местом работы старых аккумуляторов заслуживает внимания.



Графен повысил живучесть ультраёмких батарей

14 июля 2011

Авария в Фукусиме столкнула две энергетики

6 июля 2011

Шотландцы выпустили шоколадную грампластинку

6 июля 2011

Новый виртуальный магазин расположился в подземке

5 июля 2011

Компания «РОСНАНО» рассказала о стартах новых производств

1 июля 2011
  • Илья Киселев  22 июля, 16:55
    Интересно было бы посмотреть сравнительную характеристику батарей для других немногочисленных пока моделей электрокаров.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Шуклин  22 июля, 18:36
    Либо LMP либо воздушные, всё остальное — игрушки не заслуживающие внимания. У нас очень мало доступного лития чтобы расточать его на столь малоэффективные накопители. Или кто-то действительно пологается на внеЗемные запасы :) ?
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Шуклин  22 июля, 18:41
    Впрочем батарея моего крайне интенсивно используемого смарта почти сохранила свою ёмкость после 3-х лет использования так что и ионники довольно таки неплохие аккумы.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  22 июля, 18:48
    Вы катаетесь на электрическом Смарте? А где, если не секрет и как решается проблема зарядки? Насколько я знаю, что в Европе, что в Штатах, электрозаправок не так чтобы много.
    ОтветитьНравится
  • Электрозаправки не нужны.

    И Вольт, и Ниссан Лист, и Тесла заряжаются от обычной домашней розетки 110 В, а от розетки 230 В — заряжаются быстрее.

    Поэтому владельцы электромобилей заряжают их дома, ночью (плюс ночью цены на электричество самые низкие). Также люди пишут в блогах, что, те кто живёт далеко от работы, обычно заряжают автомобиль ещё и на работе.

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  22 июля, 23:44
    Ага, это ежели гараж есть. И розетка на 16 ампер в оном гараже. Ну и соответственно аналогичные сущности на работе.
    ОтветитьНравится
  • От самой обычной розетки заряжаются. Не знаю как у Ниссана, но Вольт можно даже от домашней розетки 110 В заряжать; в России в розетке 230 В.

    Вольт потребляет меньше энергии чем сушка стиральной машины или плазменный телевизор (по крайней мере так пишут люди в блогах).

    ОтветитьНравится
  • Алексей Заикин  23 июля, 15:25
    Вообще-то в российской розетке должно быть 220В. Правда не везде и не всегда это так. А вот многие импортные электроприборы действительно требуют подключать их к сети 230В.
    ОтветитьНравится
  • Стандарт поменяли. Теоретически должно быть 230. На самом деле-то оно по вечерам иногда ниже 200 падает...

    Но такие колебания напряжения не принципиальны. Будет дольше заряжаться

    ОтветитьНравится
  • Так в статье и говорится что батарея может выработать 8-10 лет. Хотя ИМХО создатели батареи привирают, 5 лет реальный срок эксплуатации. В стационарных же условиях без перегрева и пиковых токов поверю, 10-15 лет легко потянет.
    Вообще на данный момент электротранспорт с использованием современных аккумуляторов не что иное как зеленый попильный бред. Вреда в конечном итоге с учетом выработки и последующей утилизации таких батарей гораздо больше чем при использовании традиционных бензиновых двигателей.
    ОтветитьНравится
  • Гарантия на аккумулятор Вольта от GM 8 лет/100 000 миль (~160 000 км).
    Крайне сомнительно, чтобы GM двало такую гарантию на устройство стоимостью 8000 $, если бы не было абсолютно уверено в том что оно будет работать как заявлено.

    И покупают его не ради мутной экологии (согласно данным опроса), а из-за того что Вольт как машина намного лучше своих бензиновых конкурентов, а также ради того чтобы не жечь бензин, причём даже не ради экономии, а по политическим причинам.

    PS. блин, чувствую себя диллером Chevrolet. Народ, юзайте гугл прежде чем глупость написать :(

    ОтветитьНравится
  • Коллеги, почему то все отклонились от темы.Вторичное использование литийионных батарей вполне возможно и нужно.Я использую отработанные батареи от мобильных телефонах в радиолюбительской практике-очень удобно.При массовом применении электроавтомобилей отработанные батареи наверняка найдут сферу вторичного использования.
    ОтветитьНравится
  • я батарейку в телефоне не меняю пока она не начинает раздуваться :-)
    ОтветитьНравится
  • до такого состояния доводить не стоит
    ОтветитьНравится
  • Владимир Беляев  25 июля, 13:39
    В снг это не актуально еще.
    ОтветитьНравится
  • блин, напиште статью про железо-воздушные батареи.
    а то все ссылки ведут на википедию :-(
    ОтветитьНравится