Сияния на горячих Юпитерах оказались в тысячу раз ярче земных

Распределение температуры в корональном выбросе через 1:20 после начала. Маленький синий кружок — планета, находящаяся близко от своего солнца (иллюстрация O. Cohen et al.).

Учёные решили выяснить, как взаимодействует звёздный ветер и корональные выбросы с магнитосферой и атмосферой планет, обращающихся по очень коротким орбитам. Выводы оказались любопытные.

Известно, что полярные сияния генерируются, когда заряженные частицы из солнечного ветра штурмуют атмосферу. Особенно сильные сияния (а также магнитные бури) возникают, когда планету настигает мощный корональный выброс. Даже на Земле это эффектное зрелище. Что уж говорить о мирах, расположенных гораздо ближе к своей звезде.

Именно такую ситуацию тщательно смоделировали астрономы. Они построили цифровую модель солнца и горячего Юпитера, обитающего всего в нескольких миллионах километров от светила.

Оказалось, что корональный выброс окажет существенное воздействие на магнитосферу, множество частиц обрушится вниз, так что ещё в течение шести часов после выброса полярные сияния будут гулять вверх-вниз по всей планете. При этом они окажутся в 100-1000 раз энергичнее земных сияний, гласит пресс-релиз Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Горячий Юпитер и две его луны на фоне близкого светила солнечного типа. Удивительно интенсивные полярные сияния наблюдаются практически во всех широтах газового гиганта (иллюстрация David A. Aguilar/ CfA).

Такое воздействие вызывает опасения за сохранность атмосферы горячего гиганта, но моделирование показало, что даже сравнительно слабое поле (меньшее, чем на Юпитере) всё же способно прикрыть такой газовый «шарик» и выдержать натиск коронального выброса, несмотря на феерическое световое шоу.

Следующий логичный шаг в этом исследовании имеет уже прямое отношение к поиску жизни вне Солнечной системы. Дело в том, что в Галактике, и в целом во Вселенной, очень много красных карликов. Такие звёзды тоже способны давать кров потенциально обитаемым планетам — скалистым мирам, подобным Земле или крупным лунам газовых гигантов. Но при этом зона обитаемости, в которой царят умеренные температуры, находится куда ближе к звезде, чем в нашей системе.

А это означает, что планеты с жизнью в этих системах подвержены ударам гораздо более сильных корональных выбросов, нежели Земля. Полярные сияния в небе таких миров должны представлять собой просто фантастическое зрелище. Выдержат ли атмосферы таких небольших планет подобный натиск плазмы, ещё предстоит узнать. Авторы нынешней работы, опубликованной в Astrophysical Journal, намерены продолжить своё компьютерное моделирование.

Астрономы открыли десять свободных планет

19 мая 2011

Учёных обрадовало тепло пригодной для жизни планеты

17 мая 2011

Астрономы обнаружили самую плотную экзопланету

3 мая 2011

Предложена теория обогрева планет тёмной материей

6 апреля 2011

Впервые найдены две планеты на одной орбите

25 февраля 2011
  • Дмитрий Степанов  22 июля, 16:32
    я думаю если обитаемая зона будет на расстоянии меркурия то это еще не очень страшно
  • Дмитрий Степанов  22 июля, 16:42
    ну или хотя бы у венеры
  • Дмитрий Шуклин  22 июля, 19:43
    Думаю растояние тут ни причем основными факторами будут параметры местной звезды и планеты. Ведь к примеру наш мир скорее всего довольно поздно получил огромный запас тепловой энергии и если бы не это надежного щита у нас к данному моменту могло уже и не быть. Хотя у супер земель процес охлаждения должен протикать медленее?
  • Дмитрий Степанов  22 июля, 20:48
    Думаю зависит от массы
  • В мультфильме «Перевал» по Киру Булычёву похожий мир. В небе постоянные сияния, и яркого света дня нет. Видать, планета вблизи красного карлика.