Дельфины удивили учёных чувством электрического поля

В ходе экспериментов учёные блокировали работу необычного органа, чтобы лишить животных электросенсорных способностей (фото A. Liebschner).

Необычную способность обнаружили у гвианских дельфинов немецкие исследователи. Оказалось, что у этих китообразных есть орган, способный чувствовать электрические поля. У высших млекопитающих учёные находят такое впервые.

Дельфины славятся своими эхолокационными способностями, но, видимо, природа посчитала, что этого недостаточно, и наградила дельфинов вида Sotalia guianensis чувством электрического поля.

Об этом открытии рассказали в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B, доктор Вольф Ханке (Wolf Hanke) и его коллеги из университета Ростока.

Учёных заинтересовали эти углубления на верхней части морды дельфинов, когда они просматривали изображения тепловизора, явно свидетельствующие об активности данных зон (фото A. Liebschner).

Биологи поначалу исследовали подозрительные участки на морде мёртвого гвианского дельфина. Затем они провели опыты с живым существом, в ходе которых животное удалось научить реагировать на поле, создаваемое рыбой (слабые наводки генерируются в ходе работы мускулов и нервной системы).

«Это чувство, вероятно, помогает дельфинам в поиске добычи на коротких дистанциях, когда эхолокация не столь эффективна», — рассказывает Ханке.

Вполне возможно, что другие крупные жители океана имеют такую же способность, ведь и они иногда кормятся близ морского дна.

Вольф утверждает, что органы чувств, способные детектировать электрическое поле, эволюционировали из усиков (вибрисс) древних предков гвианских дельфинов.

Такие рецепторы реагируют на механические изменения (пример: волосковая сенсорная клетка внутреннего уха, переводящая сигнал от звуковой волны в нервный импульс). Со временем они, судя по всему, научились отвечать и на другие стимулы. Причём эта трансформация произошла по меркам истории довольно быстро.

Отметим, что подобные электросенсорные способности ранее находили только у рыб, некоторых амфибий и примитивных млекопитающих – утконоса и ехидны. Скорее всего, у всех из них нужные органы эволюционировали независимо.

Европейские мыши заполучили ген устойчивости к яду

25 июля 2011

Аденовирус впервые перешёл от животного к человеку

19 июля 2011

Японские улитки пережили переваривание птицами

13 июля 2011

Кенийцы защитились от слонов пчелиными оградами

12 июля 2011

Генетики обновили родословную белых медведей

11 июля 2011
  • Евгений Ишутинов  27 июля, 23:40
    Наличие электросенсорных способностей у столь разных животных не могло независимо эволюционировать. Случайно приобретенное полезное свойство в процессе эволюции могло закрепиться только у одного вида — их общего предка. Но я склоняюсь к тому что эта способность является готовой программой созданной разумной цивилизацией или разумными электрическими тороидальными вихрями.
  • Юрий Новиков  28 июля, 12:32
    Замечательная работа — если бы она была сделана 50 лет назад. Теперь в конце работы должны быть приведены различия ДНКа кодирующих работу рецепторов вибрисс у различных млекопитающих. Ген дельфина пресажен кошке и та опустив морюу с вибриссами в воду должна легко ловить рыбку как дельфин. Вот это будет законченная работа начала 21 века. :)
  • Алексей Бабинов  28 июля, 15:40
    Логичней было бы пересаживать электрикам а не кошкам.
  • Валерий Нестеров  29 июля, 18:27
    И какой прок от электриков, которые «опустив морду с вибриссами в воду должны легко ловить рыбку как дельфин»? Пусть лучше будут кошки.
    :)