Открыт первый троянский компаньон Земли

Астероид-троянец всё время опережает Землю в движении вокруг Солнца. Зелёным показано расчётное вертикальное перемещение астероида на протяжении многих лет (иллюстрация Paul Wiegert, University of Western Ontario).

Существование такого экзотического объекта учёные ранее лишь предполагали и долго не могли получить подтверждение своим гипотезам.

Первый троянский астероид Земли — объект 2010 TK7 — найден на снимках с орбитального инфракрасного телескопа WISE. Чуть позже параметры движения новичка были уточнены при помощи оптических наблюдений с наземных телескопов.

Астероид 2010 TK7 (обведён кружком) движется вокруг Солнца по земной орбите и находится сейчас приблизительно в 80 миллионах километрах от нашей планеты (фото NASA).

300-метровая скала 2010 TK7 расположена в точке Лагранжа L4. Астероид совершает вокруг своей точки равновесия сложное движение, удаляясь от неё на солидное расстояние. Эти колебания вызваны гравитационным воздействием других планет Солнечной системы.

Более того, учёные предполагают, что данный объект лишь временно был пойман в ловушку в данной точке. Впрочем, «временно» может означать тысячелетия.

Исследователи рассчитали орбиту этого астероида достаточно хорошо, чтобы установить, где он будет находиться в течение следующих 10 тысяч лет, и определить, что 2010 TK7 не подойдёт Земле ближе чем на 20 миллионов километров (а в ближайшие сто лет, утверждают исследователи, не ближе 24 млн км)

Новый троянец совершает колебания, поднимаясь и опускаясь существенно выше и ниже плоскости земной орбиты. Кроме того, астероид колеблется и в плоскости орбиты Земли, но с очень большим периодом в 395 лет (тела показаны не в масштабе) (иллюстрация Paul Wiegert, University of Western Ontario).

Обычно троянцы не уходят далеко от точки Лагранжа. По этой причине обнаружить такие тела с Земли сложно, поскольку почти все они попадают на дневную сторону неба.

В той же самой точке Лагранжа L4 объект располагается (с позиции земного наблюдателя) в 60 градусах от Солнца. Лучи дневного светила мешают увидеть крошечное тело. Но 2010 TK7 обладает необычайно широкими колебаниями и в момент наблюдения удалился от Солнца аж на 90 градусов, что способствовало его поимке.

Статья в свежем номере Nature, описывающая данное открытие, удостоилась быть вынесенной на обложку. Линии на рисунке показывают смоделированное движение 2010 TK7 за 165 лет.

В силу особенностей небесной механики к троянцам можно добраться легче, чем даже к Луне, несмотря на большее удаление, напоминает Space.com. Между тем такие астероиды могу содержать немало интересных для исследования материалов, а также редкие на поверхности Земли тяжёлые элементы.

Правда, полёт конкретно до астероида 2010 TK7 потребует большого количества топлива, именно из-за размашистых колебаний этого тела в вертикальном (по отношению к плоскости земной орбиты) направлении. Но находка укрепляет астрономов в предположении, что в земных точках Лагранжа могут скрываться и другие троянцы, с более спокойными орбитами и, стало быть, более доступные.

Ранее астрономам были известны троянские астероиды Юпитера, Марса и Нептуна.

Стоит добавить, что в окрестностях нашей планеты существуют и другие астероиды с относительно устойчивыми орбитами (можно вспомнить недавно найденную "подкову"), но эти объекты не относятся к троянцам.

Аппарат Dawn отснял крупный план астероида

19 июля 2011

Земной разведчик прибыл к тяжелейшему астероиду

15 июля 2011

NASA решило привезти на Землю кусочки астероида

26 мая 2011

Инженеры NASA построили астероид под водой

18 мая 2011

Найден астероид со стабильной орбитой-подковой

7 апреля 2011
  • Антон Кузнецов  28 июля, 12:53
    Интересно, а что если в точках Лагранжа (L2, L4 и L5 например) расположить радиотелескопы. Получится огромный интерферометр со сверх-сверх-сверхдлинными базами ) Раз уж до этих точек нетрудно добраться... Мне кажется человечество получит исследовательский инструмент невероятного разрешения.
  • Валерий Нестеров  28 июля, 17:18
    Добраться нетрудно, а вот проверить не занята ли уже «точка» — затруднительно.
  • Александр Вихров  28 июля, 19:03
    Ну и что? Там много чего поместится.
  • Владимир Королёв  29 июля, 10:41
    Так он год назад был открыт
  • Леонид Попов  29 июля, 17:38
    Нет. В прошлом году назад он только попал в кадр, а теперь — подтверждён как земной троянец. А так — мало ли «камушков» на «плёнку» в поле зрения телескопа попадает. Надо же ещё отследить за дальнейшим движением и орбиту посчитать.