Биологи объяснили различия в размерах мозга людей

Сама по себе потеря серого и белого вещества может быть не страшна, неприятны процессы сопутствующие ей – ухудшение памяти и когнитивных способностей человека (фото GWU).

Исследователи из университета Джорджа Вашингтона давно интересуются проблемой уменьшения размеров головного мозга с возрастом. Чтобы лучше понять природу происходящих процессов, биологи сравнили «усыхание» мозга у людей и у шимпанзе и получили необычный результат.

Учёным давно известно, что уже после 30 лет мозг человека понемногу уменьшается. При этом у приматов ничего подобного не наблюдается, хотя средняя продолжительность жизни высших приматов не так уж радикально отличается от человеческой.

Ранее биологи установили, что мозг макак-резус, с которыми представителей вида Homo Sapiens разделяют 20-30 миллионов лет эволюции, с годами почти не уменьшается.

Нынешняя группа пошла дальше и при помощи магнитно-резонансного сканирования (MRI) провела аналогичное сравнение отдельных частей мозга у людей и шимпанзе. С этими приматами мы разошлись на древе эволюции около 5-7 миллионов лет назад.

В исследовании приняли участие 87 людей в возрасте от 22 до 88 лет и 69 обезьян в возрасте от 10 до 51 года. Так как в дикой природе шимпанзе редко живут более 45 лет (а в неволе – более 60), это вполне показательная выборка, отмечают учёные в статье в журнале PNAS.

Оказалось, что некоторые области головного мозга человека к 80 годам теряли до четверти своего объёма! Американские биологи установили, что больше всего теряют в весе и объёме лобная доля и гиппокамп, а кора головного мозга, вовлечённая в мыслительные процессы, худеет больше, чем мозжечок, отвечающий за двигательную активность.

Любопытно, что при этом разнились показатели уменьшения серого и белого вещества. Так, серое вещество лобной доли в период с 30 до 80 лет теряет 14% объёма, а гиппокампа – 13%. Белое вещество уходит гораздо быстрее – в среднем 24% во всех отделах. При этом если количество серого вещества спадает постепенно, то наибольшее уменьшение белого приходится на отрезок жизни между 70 и 80 годами.

У шимпанзе ничего подобного не обнаружилось. Почему? Учёные пока не готовы ответить, но предполагают, что мы расплачиваемся нейронами за более высокую продолжительность жизни и больший объём мозга (почти в три раза больше, чем у шимпанзе).

Но дело не только в размерах. Для сравнения: мозг обезьяны, если животное находится в покое, потребляет 10% всей энергии тела, мозг человека – 25%. Получается так, будто наши нейроны и подпитывающие их работу системы изнашиваются.

И действительно, с возрастом клетки мозга начинают всё больше страдать от повреждающего их окислительного стресса, к тому же митохондрии, поставляющие им энергию, начинают работать менее эффективно. «Я думаю, что наши нейроны работают на износ так долго, как только могут», — считает один из авторов работы доктор Чет Шервуд (Chet Sherwood).

Учёные, не участвовавшие в данном исследовании, предлагают провести похожие замеры у слонов, способных дожить до 70 лет, попугаев (верхняя планка – 80 лет) и черепах (некоторым исполняется сотня и более лет). А ещё желательно отделить данные, полученные у людей со здоровым старением мозга и пациентов, страдающих от разрушительного действия нейродегенеративных заболеваний.

Ещё одно любопытное исследование, касающееся размеров мозга, вышло на днях в журнале Proceedings of the Royal Society B. Учёные из Оксфорда установили, что чем ближе к полюсам планеты живёт та или иная группа людей, тем больше головной мозг представителей группы.

Исследователи замерили параметры глазниц и черепных коробок у 55 скелетов из музейных запасников Оксфорда и Кембриджа.

Исследованные останки принадлежали людям 12 популяций из разных стран и эпох, некоторые жили на Земле ещё в 1800-х годах (фото Eiluned Pearce).

Обнаруженная закономерность, вероятно, объясняется условиями жизни: чем ближе к южному либо северному полюсу живёт человек, тем чаще ему приходится сталкиваться с низким освещением во время облачных дней и долгих зим. Как следствие, объём областей мозга, обрабатывающих поступающую визуальную информацию, у жителей высоких широт больше.

На всякий случай учёные также учли размеры тела каждого индивидуума: оценили по параметрам большого затылочного отверстия (foramen magnum), расположенного в основании черепа. И теперь в своей статье они оспаривают точку зрения, что больший объём мозга является признаком более высоких умственных способностей.

Сейчас британцы планируют расширить свою базу данных, исследовав черепа, хранящиеся в музеях других стран, а также установить более надёжные связи между размером глазниц и отделов мозга, которые отвечают за обработку информации, поступающей от глаз.

Дельфины удивили учёных чувством электрического поля

27 июля 2011

Европейские мыши заполучили ген устойчивости к яду

25 июля 2011

Аденовирус впервые перешёл от животного к человеку

19 июля 2011

Японские улитки пережили переваривание птицами

13 июля 2011

Кенийцы защитились от слонов пчелиными оградами

12 июля 2011
  • Дмитрий Шуклин  29 июля, 18:50
    Весьма политкорректно :) А еще северянам на протяжении тысяч лет нужно было ломать голову как обогреть жилье, как создать и сохранить запас провианта, как защитить свое тело от холода, и как чёрт возми сделать такие штуковины которые облегчили бы выполнение всех этих задач. Тот кто в этом преуспевал, преуспевал и кое в чём еще :) Впрочем, зачем напрягаться ведь можно просто протянуть руку и сорвать еще один плод или придушить какую-нибудь мелкую тварь на обед — выбор поражает воображение :)
  • Галина Лофгрен  13 сентября, 00:23
  • Что-то в выводах из исследования в первой части статьи не так. Сначала сравнивали человеческий мозг и макак-резус. У человека мозг уменьшается, у макак — нет Затем сравнили человека и шимпанзе. У человека мозг уменьшается, у шимпанзе — нет. Если вывод правильный (моз человека уменьшается, потому что он больше мозга макак-резус и шимпанзе), тогда можно провести корреляцию изменений мозга у макак-резус и шимпанзе, если оно вообще происходит.
  • Галина Лофгрен  13 сентября, 00:26
    По данным сорудников лаборатории Л.В. Крушинского МГУ умственные способности связаны не с весом мозга, а с дифференцировкой его нейронов. Чем более вариабельна фома и строение нейрона, тем память и способность к решению задач выше. Возможно, именно поэтому у пары от разных расс и народностей чаще всего рождаются талантливые дети, Пушкин, например. Однако и число мутаций (генетических уродств) повышается одновременно.
  • Евгений Храмцов  29 июля, 22:41
    Крайне интересное исследование. Действительно было бы интересно посмотреть на цифры долгожителей вроде слонов. С черепахами, я думаю, не очень корректно будет сравнивать — они ведь не теплокровные.

Так же было бы увидеть статистику между разными типами людей. Ведь есть люди в возрасте 80+ лет с отличной памятью и здравым смыслом. А есть уже совсем плохие. Вот где было бы интересно посмотреть корреляцию.

Исходя из этого исследования. Моя идея фикс о пересадке мозга в новое, искусственно выращенное, тело получается не особо целесообразна.
    Хотя, возможно, в «молодом» теле мозг начнет регенерировать. Или выращивать части мозга и пересаживать их. Те что не касаются личности и воспоминаний. Например, задний и средний мозг.

• Дело в том, что мозг в течении жизни постоянно меняется, образуются новые связи, рушатся ненужные. Т.е. мозг аппаратно приспосабливается, тренируется для решения задач. Если в течении жизни задачи простые, мозг тоже простой. Если после выхода на пенсию человек только бухает/смотрит телек/плюет в потолок, мозг упрощается. Зависимость «умности» от образа жизни — прямая, что подтверждается многочисленными примерами из жизни. Пересадка мозга принципиально невозможна, так как с новым телом невозможно восстановить все нервные связи, грубо говоря, «распайка разъема» не совпадает. Тоже самое касается слуха, глазных нервов. Даже если и пересадишь в новое тело, то человеку придется заново учиться видеть, осязать, ходить, слышать. Полагаю единственный вариант сохранения сознания это помещение его в полную электронную модель, которая отражает все аппаратные тонкости конкретного мозга.
  • Евгений Храмцов  31 июля, 10:54
    Уже ведь были успешные пересадки рук и ног. Причем от другого человека. Вроде с «распайкой разъемов» все в порядке. Не вижу принципиальной разницы, если так же подпаять нервные окончания к спинному мозгу, а в мозгу к ушам.
    Кстати, вроде ж и пересадку глаз делают.
    А вот перемещение в полностью электронную модель я не вижу возможной даже теоретически.
  • да, пересаживают руки и ноги, пробуют и глаза. Но после этого пациент проходит длительный период реабилитации, который как раз и заключается в том, чтобы научиться пользоваться «новыми» органами. Пересаживать старый мозг в новое тело бесполезно: есть опасность отторжения неродных тканей, придется всю жизнь принимать иммунодепресанты с сомнительным результатом. Переписать сознание в клона/другого человека так же не выйдет по указанным причинам: мозги людей отличаются аппаратно. Возможно есть какой-то механизм преобразования, но пока никаких предпосылок к его существованию я не обнаружил. Поэтому считаю копирование сознания в электронную модель более реализуемой: в модели должны копироваться не только состояния нейронов, но и их связи между собой.
  • Евгений Храмцов  31 июля, 16:48
    Вся реабилитация как раз из-за того, что чужеродные органы. Как следствие — вся жизнь на иммунодепрессантах. А я говорю о теле на родном днк. На базе днк человека выращивается не отдельный орган, а целый суррогат.
    Вопрос электронного копирования сознания очень спорен с философской точки зрения. Скопировав сознание куда-то — мы создаем просто клона, но со старым сознанием ничего не происходит.
    А процесс переписи ,как известно, это копирование с последующим стиранием источника. Т.е. перенос сознания/личности куда-либо — это смерть первоисточника.

Хорошо описано в фантастическом рассказе, где человек изобрел телепорт. Тот создавал точную молекулярную копию объекта в конечной точке телепортации, а в начальной — уничтожал образец.

• а толку от клона-суррогата, если мозг старый? он все равно умрет. И потом, тело-суррогат не вырастишь без мозга, как не крути, и расти оно будет 27 лет (чтоб размер черепа был такой же, нужно дождаться окончания роста), т.е. вырастет полноценный человек-клон, из которого нужно вытащить мозги (и выкинуть!) и вставить от другого человека. Это похуже уничтожения при телепортации. Уж лучше копировать сознание перед смертью в машину.
  • Евгений Храмцов  31 июля, 20:15
    Суррогат, по идее, можно выращивать и по частям и не 27 лет, а за несколько лет. По крайней мере это теоретически возможно. Просто суррогат компилируется сначала без мозга, чтоб пересадку делать в одну операцию.
    А толк, я думаю, должен быть. Есть мнение, что с новыми органами процессы регенерации будут превалировать над процессами деградации в том числе и в морге.
    ПРавда, возможно понадобится заменить некоторые его части, вроде гипофиза. Я так понимаю, что по большому счету можно заменить задний и средний части мозга не задев личность.
    В этом случае точно придется учиться многому заново. Хотя, быть может, можно будет как-то скопировать текущую структуру мозжечка, к примеру, чтобы не обучаться заново.
  • вы проконсультируйтесь с генетиками, микробилогами. Они вам на пальцах объяснят, почему ваша идея не сработает. В прочем перенос сознания дело не менее отдаленного будущего, что и выращивание человека по частям. Кстати, как вы себе это представляете?
  • Евгений Храмцов  31 июля, 21:59
    Пока я себе представляю возможным вырастить все органы и пересадить их в рамках одной операции. Так же представляю, что можно будет вырастить мышцу любой конфигурации и пересадить её. А значит практически все мышцы.
    Не представляю как вырастить кости скелета. Но если решить этот вопрос, то дальше все составляющие, каждая живущая на искуственном обеспечении собираются в один организм(без мозга), который тоже функционирует на искуственном обеспечении. После чего пересаживается мозг.
    Хотя как засунуть спинной мозг в позвоночник тоже вопрос.
  • Ничего вы не представляете. Максимум что можно вырастить это печень, и то не целиком. Все остальные органы имеют сложную и индивидуальную пространственную структуру и крепятся к друг другу не абы как. Вот вырастили вы мышечное волокно. А дальше? волокна собираются в пучки особым образом структурированные, между ними особая прослойка, которая позволяет пучкам двигаться относительно друг друга. В каждый пучок идет вена и артерия, нервные окончания. Каждый пучок крепится связкой в нескольких местах. Причем это крепление — чуть ли не самое сложное. Известно, что разрыв связок пострашнее перелома кости и реабилитационный период намного дольше.

Мышцы это фигня, с костным мозгом тоже можно справиться. Как будете выращивать кожу??? Как ее натягивать и подключать??? на теле человека более 10 видов кожи с разными свойствами! Сшивать лоскуты? посмотрел бы я на вас после этого... В общем выращивание по частям это полный финиш. Ни один организм после такого кол-ва повреждений/операций не сможет жить, это не сказки про франкенштейна. Если еще приложить туда трухлявый мозг...

Проще придумать лекарство от рака выключить/восстанавливать/обнулять теломеразы, замедлить метаболизм втрое, обеспечить лучший вывод умерших клеток и тп. Все равно в биологическом теле так долго жить такой активной жизнью не получится. Уж лучше копировать себя в андроида и быть ремонтопригодной машиной.

• Евгений Храмцов  1 августа, 03:26
    Да я посмотрю у Вас глубочайшие познания в области экспериментальной медицины :) А я, к сожалению, ничего не представляю.
    Так что текущие дебаты вижу бессмысленными.

ЗЫ. Рассуждениями на счет кожи развеселили)

• Андрей Яковлев  2 августа, 14:14
    Что вы подразумеваете под электронной моделью? Если просто статическая копия состояния нейронов мозга, то это еще куда ни шло. Только вот смысл в такой копии? Ее все равно надо куда-то загрузить. Если остановиться на полностью электронном варианте, то потребуется создавать «окружение»: модель тела, модель мира, с которым бы это «тело» могло взаимодействовать. Я себе просто не представляю какие это должны быть мощности и объемы, чтобы все это потянуть. Про программную составляющую вообще молчу. Подозреваю, вырастить «клон» будет все-таки чуток проще )
  • Виктор Бутрий  30 июля, 06:05
    Кроме тривиальной старости/дряхления можно рассмотреть ещё одну версию:
     — бОльшая часть ресурсов мозга идёт на социальные задачи(см Размер мозга коррелирует с общительностью);
     — пока происходит постижение законов поведения окружающих людей в частности и социума в целом, человеку требуется достаточное количество мозговых ресурсов;
     — всё это время происходит «упаковка» всей этой информации, приводящей к оптимизации расходуемых ресурсов (см. Наука во власти сна и Во время сна количество синапсов в мозге уменьшается);
     — к третьему десятку лет мозг в общем, звершает своё развитие, к четвёртому десятку модель поведения социума в общих чертах оказывается уже построенной и необходимости в дальшейшем содержании такого ресурсоёмкого организма уже нет;
     — соответственно неиспользуемые ресурсы начинают потихоньку редуцироваться;
     — кстати, не является ли сокращение продолжительности сна в старости, в том числе показателем того, что мозгу во сне нужно обрабатывать уже меньше информации?
  • Семён Воловник  30 июля, 09:26
    Виктор, Ваше объяснение очень интересно. Правда, мне кажется, что Природе рациональнее было бы не уничтожать избыточные клетки мозга, а «выключать» их, сохраняя их физически. На всякий случай. Бывают ведь разные жизненные ситуации. Неработающие клетки потребляют немного.
  • Нет уничтожения, просто оптимизируются связи для получения большей эффективности. Выключать их бесполезно, они все равно потребляют энергию. Принцип работы нейросхемы радикально отличается от обычной, логической: один элемент не имеет никакого значения, его потеря никак не влияет на работу устройства в целом.
  • Юрий Новиков  30 июля, 13:11
    опять статья уровня 19 века — ну вместо мрт можно было бы использовать анатомический нож и весы. Ну да особенность возростой изменчивости у разных видов разная — хотелось бы сравнить потерю костной массы, мышечной массы, у разных видов приматов и в их числе и человека, массу тимуса в зависимости от возраста, бывает ли у обезьян жизнь в менопаузе? У обезьян как с остеопорозом постменопаузальным?
  • Дмитрий Степанов  30 июля, 15:32
    Пускай лучше думают почему у кроманьонцев и неандертальцев мозг больше нашего
  • Олег Югов  31 июля, 18:39
    Странно и то что упущен при исследовании факт существования французов. Есть биологический факт, что объём мозга французов не помню точно на сколько, но солидно, меньше чем у других народов.
  • Дмитрий Степанов  3 августа, 21:23
    По моему у Конан дойля объем мозга был 800 мм когда у простого человека 1400-1500 при этом ума у него было примерно столько же, ни меньше ни больше
  • Ольга Добрая  1 августа, 09:23
    Статья не о чем. То, о чем тут написано, я читала еще в пятом классе в книгах Оксфордского издания. Это не открытие, а повторение фактов из старых учебников.
  • Галина Лофгрен  13 сентября, 00:22